Санкции за нарушение налогового законодательства РФ и их влияние на финансовое состояние налогоплательщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

Содержание

Введение 3
Глава. 1. Налоговая санкция, ее юридическая природа, порядок взыскания 4
1.1. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность 7
Глава 2. Применение налоговой ответственности к отдельным видам правонарушения. 9
2.1. Ответственность за правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика 10
2.2. Ответственность за правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представление бухгалтерской и налоговой отчетности. 15
2.3. Ответственность за правонарушения против обязанности по уплате налогов. 17
2.4. Ответственность за правонарушения против исполнения доходной части бюджета. 19
2.5. Ответственность против прав и свобод налогоплательщиков. 20
Глава 3. Причины уклонения от уплаты налогов и влияние налоговых санкций на финансовое состояние налогоплательщика 22
3.1. Обязанности налогоплательщиков. 25
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

Санкции за нарушение налогового законодательства РФ и их влияние на финансовое состояние налогоплательщика.doc

— 134.00 Кб (Скачать)
 

Специальность «Финансы и кредит» 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 

По дисциплине: Налоги и налогообложение 

На тему: Санкции  за нарушение налогового законодательства РФ и их влияние на финансовое состояние  налогоплательщика 
 
 

Выполнил:

Студент 4 курса 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2009 г.

 

Содержание

Введение                                                                                                               3

Глава. 1.  Налоговая  санкция, ее юридическая природа, порядок  взыскания           4

1.1. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность                           7

Глава  2.  Применение налоговой ответственности к  отдельным видам правонарушения.                                                                                           9

2.1.  Ответственность за правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика         10

2.2. Ответственность  за правонарушения против порядка  ведения бухгалтерского учета,  составления и представление  бухгалтерской и налоговой отчетности.  15

2.3. Ответственность за правонарушения против обязанности по уплате налогов. 17

2.4. Ответственность  за правонарушения против исполнения  доходной части бюджета.             19

2.5. Ответственность  против прав и свобод налогоплательщиков.   20

Глава 3.  Причины уклонения от уплаты налогов и влияние налоговых санкций на финансовое состояние налогоплательщика        22

3.1. Обязанности  налогоплательщиков.      25

Заключение       27

Список используемой литературы      28

 

 Введение

 Налоги и  государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей.

 Появление налогов  связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач. 
В соответствии с НК РФ соблюдение порядка уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, то есть применяются различные виды юридической ответственности. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НКРФ. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности.

 Роль налогов  в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме. 
 

 

Глава. 1.  Налоговая санкция, ее юридическая природа, порядок взыскания

 Соблюдение  норм налогового права обеспечивается возможностью государства применять меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Ответственность находит выражение в соответствующей части нормы права называемой санкцией 1. Согласно общей теории права санкцией признаются закрепленные в нормах предписания о мерах принуждения за неисполнение обязанностей в целях защиты прав других лиц. Санкции, в зависимости от способов, какими они служат охране налоговых правоотношений, подразделяются на два вида: 1) правовосстановительные, реализация которых направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, принудительное исполнение невыполненных налоговых обязанностей, а также на восстановление нарушенных фискальных прав государства; 2) карательные (штрафные), реализация которых направлена на предупреждение налогового правонарушения, а также на исправление и перевоспитание нарушителей налогового законодательства.

 Санкции в  виде штрафа исчисляются различными способами, в зависимости от которых могут быть сгруппированы следующим образом: 1) штрафом, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к неуплаченной сумме налога 2; 2)штрафы, установленные в твердой денежной сумме3; 3) штрафы, исчисляемые в виде процентного отношения суммы санкций к определенному объекту расчета4.

 Несмотря  на различные способы исчисления, все налоговые штрафы имеют общую  юридическую природу и характерную  особенность, заключающуюся в смене  права собственности посредством  принудительного изъятия денежных средств у физического лица или организации в пользу государства.

 Механизм  реализации налоговых санкций не допускает поглощение менее строгой  санкции более строгой в случае совершения одним лицом двух и  более налоговых правонарушений. Согласно п. 5 ст. 114 НК РФ налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности.

 Пре наличие  хотя бы одного смягчающего ответственность  обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению на меньше, чем в два  раза по сравнению с размером, установленным п. 3 ст. 114 НК РФ за совершение налогового правонарушения.

 Согласно  п.4 ст.114 НК РФ, при наличии обстоятельства, предусмотренного п.2 ст.112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

 Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшие задолженность по налогу и сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации5.

 Налоговые санкции  взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности.

 При взыскании  недоимки и пени имеет место принудительное исполнение налогоплательщиков своей  обязанности, существовавшей до нарушения, а не возлагаемой дополнительно. Согласно ст. 11 НК РФ недоимка представляет собой сумму налога или сбора, не уплаченную в установленный НК РФ срок, и носит компенсационный характер. В качестве мер государственно-властного воздействия на нарушителей налогового законодательства НК РФ установил пеню. Согласно ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов и сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

 После вынесения решения о привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения налоговый орган обязан предложить ему добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции6

 в том случае, если привлекаемое к ответственности  лицо отказалось добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустило десятидневный срок уплаты, указанный в требовании, налоговый орган обращается в суд с исковым заявлением о взыскании с данного лица налоговой санкции.

 Исковое заявление  о взыскании налоговой санкции  с организации или индивидуального  предпринимателя подается в арбитражный суд, а с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, - в суд общей юрисдикции.

 

  1.1. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность

 НК РФ устанавливает  возможность применения обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность лица, совершившего налоговое правонарушение. Статья 112 НК РФ прямо называет два вида обстоятельств, смягчающих и отягчающих эту ответственность. Первый - это совершение правонарушение вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств. Данное обстоятельства должны быть связаны с правонарушение, являются его причиной. Например, материальные затруднения предпринимателя могут оказаться непосредственное влияние на неполную уплату налога, но вряд ли препятствуют своевременному представлению налоговой декларации.

 Вторым видом  обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, является совершение налогового правонарушения под влияние  угрозы или принуждения либо в  силу материальных, служебных или иной зависимости. Угрозы и принуждение должны быть конкретными, существующими и представлять реальную опасность для лица.

 Материальная, служебная и иная зависимость  имеет место, когда правонарушение совершается по настоянию другого  лица, которые может существенно  повлиять на материальное, служебное или материальное положение правонарушителя (например, выселить из квартиры, понизить зарплату, уволить).

 При этом перечень обстоятельств, смягчающих ответственность  за совершение налогового правонарушения, законом не ограничен. Как следует из п.п. 3 п.1 ст.122 НК РФ, смягчающими суд может признать и другие обстоятельства, которые непосредственно относятся к совершенному правонарушению и личности правонарушителя. Например, совершение правонарушения впервые, незначительный ущерб, причиненный правонарушением, несовершеннолетние субъекта и другие. Единственным обстоятельством, отягчающим ответственность, НК РФ называет совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшим к ответственности за аналогичное правонарушение, то есть повторное налоговое правонарушение  Повторность можно считать установленной при наличии нескольких условий.

 Во-первых, деяние, за которое лицо в данный момент привлечен к ответственности, должно быть аналогично ранее совершенному правонарушению. Так, не могут считаться аналогичными непредставление организацией налоговой декларации7 и систематическое неправомерное отражение на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций8, поскольку эти правонарушения различаются и по объекту, и по объективной стороне.

 Во-вторых, на правонарушителя возлагалась ответственность  за допущенное ранее налоговое правонарушение.

 И, наконец, новое правонарушение должно быть совершено в течение двенадцати месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции за аналогичное нарушение, так как по истечении этого срока лицо считается ранее не подвергшимся ответственности за налоговое правонарушение.

 При наличии  обстоятельства, отягчающего ответственность  правонарушителя, суд увеличивает размер штрафа, предусмотренного соответствующей статьи НК РФ, на 100 процентов.9

 Делая вывод, можно сказать, что при определении  судом меры воздействия на правонарушителя  налогового законодательства большое  значение имеют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

 

  Глава  2. Применение налоговой ответственности к отдельным видам правонарушения.

 Существует  три классификации налоговой  ответственности в зависимости  от состава правонарушения, субъекта правонарушения, объекта.

 В зависимости от объекта налоговая ответственность подразделяются на:

 - ответственность  за правонарушения против системы  гарантий выполнения обязанностей  налогоплательщика

 - ответственность  за правонарушения против порядка  ведения бухгалтерского учета,  составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности

 - ответственность  за правонарушения против обязанности  по уплате налогов 

 - ответственность  за правонарушения против исполнения  доходной части бюджета 

 - ответственность  за правонарушения против прав и свобод налогоплательщиков

 Виды налоговых  правонарушений и меры ответственности  за их совершение установлены гл.16 и  отдельные виды нарушений гл.18 НК РФ. Рассмотрим последовательно все  виды налоговых правонарушений.  
 
 

Информация о работе Санкции за нарушение налогового законодательства РФ и их влияние на финансовое состояние налогоплательщика