Санкции за нарушение налогового законодательства РФ и их влияние на финансовое состояние налогоплательщика

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

Содержание

Введение 3
Глава. 1. Налоговая санкция, ее юридическая природа, порядок взыскания 4
1.1. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность 7
Глава 2. Применение налоговой ответственности к отдельным видам правонарушения. 9
2.1. Ответственность за правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика 10
2.2. Ответственность за правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представление бухгалтерской и налоговой отчетности. 15
2.3. Ответственность за правонарушения против обязанности по уплате налогов. 17
2.4. Ответственность за правонарушения против исполнения доходной части бюджета. 19
2.5. Ответственность против прав и свобод налогоплательщиков. 20
Глава 3. Причины уклонения от уплаты налогов и влияние налоговых санкций на финансовое состояние налогоплательщика 22
3.1. Обязанности налогоплательщиков. 25
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Работа содержит 1 файл

Санкции за нарушение налогового законодательства РФ и их влияние на финансовое состояние налогоплательщика.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

 

  2.1. Ответственность за правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика

 - нарушение  срока постановки на учет в  налоговом органе 10

 Данное правонарушений выражается в неподаче (бездействие) лицом в срок, установленный ст.83 НК РФ, заявления о постановке на учет. При привлечении к ответственности не учитывается, осуществляло ли лицо хозяйственную деятельность, имело ли объекты налогообложения и т.д.

 Необходимым условием привлечения налогоплательщика  к ответственности является нарушение  им сроков подачи заявления о постановке на учет.

 Объектом налогового правонарушения, предусмотренного ст.116 НК РФ, являются налоговые отношения, возникающие в процессе осуществления одной из форм налогового контроля, предусмотренной ст.82 НК РФ.

 Привлечение налогоплательщика к ответственности за нарушение требований к форме заявления правомерно только в случае, когда данное нарушение препятствует осуществлению налогового контроля.

 Субъективная  сторона - наличие умышленной неосторожной форм вины. При привлечении к ответственности по ст.116 НК РФ конкретная форма вины значения не имеет.

 Субъект - налогоплательщики, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязательная постановка на налоговый учет. Нормы ст.116 НК РФ предусматривают различные санкции не за совершение разных налоговых правонарушений, а санкции за одно правонарушение - нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (одно правонарушение - два состава).

 - уклонение  от постановки на учет в  налоговом органе11.

 Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе налогового контроля.

 Объектом анализируемого деяния являются отношения, возникающие по поводу соблюдения налогоплательщиками и иными лицами требований о порядке постановки на налоговый учет. Посягательство направлено на само выполнение обязанности по постановке на учет.

 Объективная сторона правонарушения заключается в ведении деятельности без постановки на учет или в уклонении от постановки на налоговый учет.

 Основным признаком анализируемого состава налогового правонарушения является именно "ведение деятельности без постановки на учет".

 Субъективная  сторона налогового правонарушения предполагает наличие прямого умысла на его совершение.

 - нарушение срока преставления сведений об открытии и закрытии счета в банке.12

 Объективная сторона представлена в форме бездействия: непредставление налогоплательщиком в налоговый орган сведений об открытии (закрытия) счета в течение десяти дней с момента такого открытия (закрытия).

 Общественная опасность такого налогового правонарушения заключается в том, что оно либо непосредственно влечет неуплату налога, либо создает благоприятные условия как для этого и для других правонарушений.

 Ответственность будет иметь место в любом  случае, даже если нарушение срока представления сведений об открытии (закрытии) счета не повлекло неуплаты налогов (например, из-за отсутствия у налогоплательщика объектов налогообложения) либо иных последствий.

 - несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.13

 Объектом являются отношения, складывающиеся в сфере, обеспечивающей реализацию решения о взыскании налога, принятого в установленном законом порядке владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

 Объективная сторона данного налогового правонарушения выражается в несоблюдении субъектом установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест.

 Общественная  опасность данного деяния состоит в том, что оно не только дезорганизует нормальную деятельность налоговых органов, но так же ставит под угрозу реальное исполнение как обязанности налогоплательщика по уплате налога, так и решение налогового органа о его взыскании.

 Суть налогового правонарушения, состоит в том, что виновный нарушает упомянутые выше ограничения, т.е. совершает те или иные действия без разрешения налоговых органов. 14

 Субъективная  сторона характеризуется лишь умышленной формой вины. При этом виновный действует именно с прямым умыслом: он осознает, что нарушает порядок владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, подвергнутым аресту, предвидит, что в результате создается ситуация, при которой исполнение обязанности по уплате налога практически невозможно, и желает наступления таких последствий.

 Субъектом ответственности по данной статье выступает организация-налогоплательщик, налоговый агент - организация, плательщик сбора - организация. Следовательно, наложение ареста на имущество налогоплательщика физического лица не допускается. Соответственно, ст. 125 НК РФ к нему не применяется.

 Субъект может  быть освобожден от ответственности, предусмотренной  ст. 125 НК РФ при наличии формальных нарушений, допущенных контрольными органами при наложении ареста.

 - непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля15.

 Объектом налогового правонарушения по ст.126 НК РФ является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений, который проявляется в реализации полномочий налоговых органов по осуществлению ими налогового контроля.

 Что касается объективной стороны, то необходимо отметить, что структурно в статье можно выделить два раздела:

 1. Непредставление  сведений о себе непосредственно  налогоплательщиками или налоговыми агентами. Ответственность, предусмотренная п.1 ст.126 НК РФ будет иметь место при наличии следующих условий: обязанность представить документы и (или) сведения в конкретный срок предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

 2. Непредставление сведений о налогоплательщиках и налоговых агентах третьими лицами. Для применения п.2 ст.126 НК РФ необходимо наличие совокупности ряда условий:

 - запрашиваемые  сведения оформлены специальным  запросом.

 - документы,  запрашиваемые налоговым органом,  имеются у организации или физического лица на момент запроса. Причем в случае возникновения спора налоговые органы должны доказать факт наличия у лица требуемых документов. Недоказанность данного факта будет свидетельствовать об отсутствии вины данного лица и невозможности привлечения к ответственности по п.2 ст.126 НК РФ.

 - организация  или физическое лицо заявили  об отказе в представлении  документов или иным образом уклоняются от представления таких документов либо представили документы с заведомо недостоверными сведениями, т.е. не представили налоговому органу сведения умышленно.

 Субъектом налогового правонарушения, предусмотренного п.1 ст.126 НК РФ помимо налогоплательщиков являются налоговые агенты.

 Субъектами правонарушения, предусмотренного п.2 ст.126 НК РФ могут быть только организации, не являющиеся проверяемыми плательщиками.

 Субъектами состава п.3 ст.126 НК РФ могут быт только физические лица, не являющиеся проверяемыми плательщиками.

 Поэтому налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые  агенты не могут быть привлечены к ответственности за непредставление налоговому органу сведений. 16

 Субъективную  сторону деяния, предусмотренного п.1 ст.126 НК РФ образуют формы вины, как в виде умысла, так и неосторожности.

 Субъективная  сторона состава п.2 ст.126 НК РФ может быть представлена также как в форме умысла, так и в форме неосторожности:

 1. «отказ  организации» - наличие вины в виде умысла;

 2. «а равно  иное уклонение» - наличие вины в виде неосторожности;

 3. «представление  документов с заведомо недостоверными  сведениями» - наличие вины в форме умысла.

 Санкции п.2 ст.126 и п. 3 ст. 126, в отличие от санкции  п. 1 ст. 126 НК РФ предусматривают взыскание  штрафа не за каждый отдельный документ, а одну общую сумму штрафа независимо от того, сколько документов запрашивалось, поскольку в запросе невозможно определить полный перечень всех документов, необходимых налоговому органу для осуществления контроля.

 - неправомерное несообщение сведений налоговому органу17.

 Объектом правонарушения, предусмотренного ст.129.1 является установленный порядок, а также сроки сообщения в налоговый орган информации, необходимой для целей налогового контроля.

 Объективная сторона налогового правонарушения по ст.129.1 НК РФ выражается в бездействии обязанного лица, а именно в неправомерном несообщении (несвоевременном сообщении) субъектом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно было сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст.126 НК РФ.

 

  2.2. Ответственность за правонарушения против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представление бухгалтерской и налоговой отчетности.

 - непредставление  налоговой декларации18.

 Общественная  опасность правонарушения состоит  в том, что оно посягает на установленный  порядок взаимоотношений между  налоговыми органами и налогоплательщиками, подрывает возможность своевременного и полного налогового контроля, создает благоприятные условия для совершения ряда других налоговых правонарушений, чаще всего связанных с неуплатой, неполной уплатой налога, сокрытием объектов налогообложения.

 Сроки представления  налоговых деклараций предусмотрены  соответствующими законодательными актами для каждого налога отдельно. И  если за просрочку в предоставлении декларации установлена ответственность по п.1 ст.119 НК РФ, то квалифицирующим признаком состава правонарушения, предусмотренного п.2 ст.119 НК РФ, является продолжительность просрочки представления налогоплательщиком налоговой декларации на момент его обнаружения - более 180 дней по истечении срока представления такой декларации, установленного законодательством о налогах и сборах.

 Объектом налогового правонарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ, является установленный порядок представления в налоговые органы налоговой декларации, в частности установленных сроков представления налоговой декларации.

 Субъектом является налогоплательщик.

 Ни налоговые агенты, ни иные лица, в том числе и обособленные подразделения налогоплательщика-организации, не могут быть субъектами налогового правонарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ.

 Субъективная  сторона анализируемого деяния выражается в том, что нарушение может быть совершено как умышленно, так и неосторожно. 

 - грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения19.

 Объектом  правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений, иначе - установленный порядок учета доходов и расходов.

 Объективная сторона выражается в грубом нарушении организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения в случае, если порядок такого учета предусмотрен законодательством о налогах и сборах.

 Согласно  абз.2 п.3 ст.120 НК РФ грубое нарушение  правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для  целей ст.120 НК РФ понимается:

 - отсутствие  первичных документов,

 - отсутствие  счетов фактур,

 - отсутствие  регистров бухгалтерского учета,

 - систематическое  (два или более раза в течение  календарного года) несвоевременное  или неправильное отражение на  счетах бухгалтерского учета  и в отчетности хозяйственных  операций, денежных средств, материальных  ценностей, нематериальных активов  и финансовых вложений налогоплательщика.

 Исходя из положений ст.120 НК РФ, понятие "грубое нарушение" объемлет:

 - «нарушение  порядка организации бухгалтерского учета»,

 - нарушение порядка ведения учета,

 - нарушение  порядка обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета,

 - нарушение  порядка составления отчетности.

 В соответствии с п.3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность  обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два  раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Информация о работе Санкции за нарушение налогового законодательства РФ и их влияние на финансовое состояние налогоплательщика