Схемы и методы оптимизации НДС

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 01:37, курсовая работа

Описание работы

Налоговая оптимизация (легальное уменьшение налогов) - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Иначе говоря, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. Отсюда вытекает главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..2
Глава I Понятие и сущность НДС и налоговой оптимизации ……………………………4
Понятие и этапы оптимизации налогообложения…………………………………….4
Ключевые моменты законодательства по НДС…………………………………….…6
Глава II Методы налоговой оптимизации………………………………………………..12
2.1 Общие методы налоговой оптимизации………………………………………………12
Разработка приказа об учетной политике………………………………………….12
2.1.2Оптимизация через договор………………………………………………………….17
2.1.3 Использование различных льгот и налоговых освобождений…………………….20
2.2 Специальные методы налоговой оптимизации………………………………………20
2.2.1 Метод замены отношений……………………………………………………………20
2.2.2 Метод разделения отношений……………………………………………………….20
2.2.3 Метод отсрочки налогового платежа………………………………………………20
2.2.4 Метод прямого сокращения объекта налогообложения………………………….21
Глава III Использование различных методов и схем в целях оптимизации НДС
3.1 Экономия по НДС через формального посредника…………………………………24
3.2Оптимизация НДС путём замены реализации имущества на реализацию имущественного права без налоговых последствий……………………………….27
3.3 Схема оптимизации НДС с использованием векселей…………………………...32
Заключение………………………………………………………………………………….42
Список литературы…………………………………………………………………………45

Работа содержит 1 файл

Содержание(налоговый менеджмент К).docx

— 94.10 Кб (Скачать)

во-первых, специальный расчет в целях налогообложения составляет непосредственно налоговый орган;

во-вторых, последствием специального расчета является доначисление сумм налога, а также пени. Взыскание  сумм штрафных санкций в данном случае не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Вместе с тем, необходимо отметить, что налогоплательщик вправе по своему желанию своевременно сделать специальный расчет. Заинтересованность самостоятельного осуществления расчета обусловлена тем, что в противном случае с налогоплательщика могут быть взысканы пени.

    Проверять обоснованность применения цен в целях последующего доначисления налога на прибыль по специальному расчету налоговые органы вправе только в следующих четырех случаях:

1) по сделкам между  взаимозависимыми лицами;

2) по товарообменным (бартерным)  операциям;

3) при совершении внешнеторговых  сделок;

4) при отклонении более  чем на 20% в сторону повышения  или сторону понижения от уровня  цен, применяемых налогоплательщиком  по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.

   Осуществлять контроль за ценами в иных случаях налоговые органы не имеют права. Вместе с тем, следует отметить, что под указанный перечень сделок подпадает большинство операций совершаемых налогоплательщиками. Поэтому вопрос о применении цен в целях налогообложения является актуальным.

    Основанием для доначисления НДС является отклонение цены, указанной в договоре, от рыночных цен более чем на 20%. Так, согласно п.3 ст.40 Налогового кодекса РФ в случаях, совершения сделок, подлежащих контролю, когда примененные сторонами сделки цены товаров, работ или услуг отклоняются в сторону повышения или сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены идентичных (однородных) товаров, работ или услуг, налоговый орган вправе доначислить налог и пени.

   Пример. Цена по сделке (между взаимозависимыми лицами, по товарообменным (бартерным) операциям, по внешнеторговой сделке) составила 100 руб. При проведении налогового контроля было установлено, что рыночная цена на данный товар составила 130 руб. Отклонение между договорной ценой

и рыночной составило более 20%. Поэтому налоговый орган вправе доначислить налог и пени. Если в нашем примере рыночная цена составит 115 руб., то никакого доначисления не происходит.

Дата  определения рыночной цены:

   Как уже было установлено, для того чтобы осуществить специальный расчет необходимо определить рыночную цену. Первый вопрос, который возникает при этом, на какую дату она определяется: на дату отгрузки товара или на дату оплаты товара, или на дату перехода права собственности?

Статья 40 Налогового кодекса  РФ по данному поводу содержит две  нормы.

Правило первое:

   Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях (п.4 ст.40).

Правило второе:

   При определении рыночных учитывается информация о заключенных на момент реализации сделках в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия сделок, как количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии), сроки исполнения обязательств, условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида, а также иные разумные условия, которые могут оказывать влияние на цены (п.9 ст.40).

    Исходя из анализа данных норм следует, что рыночная цена определяется на момент реализации, но при этом она должна сложиться в сопоставимых условиях. В соответствии со ст. 167 Налогового кодекса РФ момент фактической реализации товаров (работ, услуг) определяются налогоплательщиками самостоятельно по мере отгрузки или по мере поступления денежных средств. Основная проблема в данном случае возникает у предприятий, работающих "по методу оплаты" поскольку цены на момент отгрузки и на момент оплаты при ее продолжительной задержке существенно отличаются друг от друга. В связи с тем, что гл.21 Налогового кодекса РФ никаких специальных положений по данному поводу не содержит, то применение принципа сопоставимости экономических условий для указанных предприятий затруднительно.

2.1.1Оптимизация налогов через договор (методика экономико-правового анализа (экспертизы) договора).

Значение договора в финансово-хозяйственной  деятельности недооценивать нельзя. Дело в том, что большинство положений  действующего гражданского законодательства имеют диапозитивный характер. Это  означает, что стороны практически  любого договора вправе решить в нем  те или иные вопросы исключительно  по своему усмотрению, не придерживаясь  строго тех рекомендательных форм и  конструкций, которые установлены  в законе.

Как правило, объект налогообложения  возникает из сделок налогоплательщика, совершаемых на основании договора. Оптимизация договора является одним  из основных инструментов оптимизации  налогообложения. На начальном этапе  налоговой оптимизации необходимо учесть все аспекты, непосредственно влияющие на режим налогообложения операции. Поэтому при заключении, исполнении, разработке договора имеет смысл провести налогово-правовой анализ договора. При планировании сделки необходимо выполнить ряд действий, направленных на предотвращение возможных неблагоприятных последствий.

Фактически это сводится к анализу следующих элементов  договора.

    • Анализ участников договора.

Определение статуса контрагента  по договору влияет на правильную организацию  налогового и бухгалтерского учета. Наличие данных условий и четкое установление правового статуса  участника договора позволяет определить два немаловажных налоговых момента: является ли контрагент плательщиком налога на добавленную стоимость; появляется ли у предприятия обязанность  по удержанию налога у источника  выплаты.

    • Анализ вида деятельности.

Анализ вида деятельности необходим, прежде всего, при заключении договоров по видам деятельности, осуществление которых возможно только на основании лицензии или  других аналогичных разрешений. Отсутствие лицензии, помимо гражданско-правовых последствий (когда договор может  быть признан недействительным), может  повлечь также неблагоприятные  налоговые последствия.

    • Анализ предмета договора.

При планировании порядка  совершения сделки оцениваются налоговые  последствия выбора формы и предмета договора. Иными словами, следует  определить, что это за договор  – услуга, подряд, купля-продажа  или комиссия. Если заключается договор  купли-продажи, необходимо указать  конкретное имущество, подлежащее передаче покупателю, если договор на оказание услуг, следует указать характер услуги. Особенно это касается смешанных  договоров, по которым одновременно может передаваться имущество и  оказываться услуги, работы.

    • Анализ даты совершения операции по договору.

Текст договора должен четко  фиксировать дату совершения операции, предусмотренную договором. Дата совершения операции касается юридического момента, так как определяет переход права  собственности на имущество, отчуждаемого по договору, возможность применения санкций, порядок расчетов и т.д.; налогового, поскольку определяет дату признания расходов и доходов  в налоговом учете.

    • Анализ порядка определения и формирования цены договора.

При анализе цены по договору следует обратить внимание на следующие  моменты:

    • установление цены на каждый вид товаров, работ, услуг;
    • цена товара в валюте;
    • установление цены в условных единицах;
    • соответствие применяемых цен требованиям ст. 40 НК РФ.
    • Меры ответственности по договору.

Тщательной проработке и  оценке подлежат пункты договора, предусматривающие  санкции за нарушения условий  оплаты, сроков, качества, и т.д.

    • Специальные положения.

В процессе налоговой оптимизации, как правило, основное внимание уделяется  первым двум аспектам: выбору контрагента  и выбору формы договора. Вместе с тем, при заключении договора необходимо учитывать налоговые последствия  включения в договор отдельных  положений. Отдельные малозаметные (но отнюдь не малозначительные) условия  договора остаются не проработанными. Однако такой подход не верен. Включение  в договор отдельных условий, практически не влияющих на его исполнение, может принести существенный эффект в плане оптимизации налогообложения.

 

2.1.2Использование различных льгот и налоговых освобождений.

Использование метода применения законодательно установленных льгот  и преференций для различных  отраслей народного хозяйства и  групп налогоплательщиков стало  возможным благодаря установлению особых режимов налогообложения: для отдельных отраслей, видов деятельности, наиболее нуждающихся в государственной поддержке для обеспечения роста экономики и экономической безопасности страны, отдельных групп налогоплательщиков, отдельных территорий, организаций, участвующих в решении социальных вопросов, предприятий, ориентированных на экспорт, и других субъектов.

 

2.2Специальные методы налоговой оптимизации

2.2.1Метод замены  отношений

Метод замены отношений: операция, предусматривающая обременительное  налогообложение, заменяется на операцию, позволяющую достичь ту же или максимально близкую цель, и при этом применить более льготный порядок налогообложения. Любой гражданско-правовой договор содержит существенные условия, которые позволяют отграничить данный вид договора от другого. Кроме того, для каждого договора характерным является его особый порядок исполнения. В связи с этим необходимо особо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей) и все существенные условия договора, а не только формальная сторона сделки (например, название договора).

2.2.2Метод разделения  отношений

Метод разделения отношений  базируется на методе замены. Только в  данном случае заменяется не вся хозяйственная  операция, а только ее часть, либо хозяйственная  операция разделяется на несколько.

Метод разделения применяется, как правило, в случаях, когда  полная замена не позволяет достичь  результата, наиболее близкого к цели первоначальной операции.

    2.2.3Метод  отсрочки налогового платежа.

Порядок регулирования различных  налогов предусматривает различные  сроки их уплаты. Тем не менее, срок уплаты большинства налогов тесно  связан с моментом возникновения  объекта налогообложения (моментом возникновения налогооблагаемого  оборота, моментом приобретения имущества  и т.д.) и календарным периодом (месяц, квартал, год). Метод отсрочки, используя элементы прочих методов (замены, разделения, оффшора и т.п.), позволяет перенести момент возникновения объекта налогообложения на последующий календарный период.

В современных экономических  условиях и при значительных размерах налоговых платежей отсрочка уплаты налога в бюджет позволяет существенно  экономить оборотные средства.

      

2.2.4Метод прямого  сокращения объекта налогообложения.

Самым идеальным способом не платить налоги является избавление от объекта налогообложения –  воздержание от осуществления деятельности, отсутствие имущества и т.д.

Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или облагаемого имущества, и при этом не оказать негативного  влияния на хозяйственную деятельность предпринимателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III Использование  различных методов и схем в  целях оптимизации НДС

3.1Экономия по НДС через формального посредника

    Эта схема актуальна для организаций, применяющих специальные режимы налогообложения (УСН и ЕНВД), а также освобожденных от уплаты НДС по ст. 145 НК РФ. В таких случаях покупатели товара не могут применить налоговый вычет по НДС. Ведь если продавец товара не платит этот налог, он либо выставляет покупателю счет-фактуру с нулевым НДС (в случае освобождения по ст. 145 НК РФ), либо вовсе не выписывает счет-фактуру (при уплате ЕНВД или при применении УСН). В результате покупатель товара оплачивает его без НДС и не может применить вычет - такое на практике встречается нередко.

    Можно построить деловой оборот следующим образом. Продавец товара договаривается с покупателями-посредниками (они покупают товары для дальнейшей перепродажи, а не для собственного использования) о замене формального смысла договорных отношений (например, о замене договора купли-продажи на посреднический договор).

   Таким образом, покупатель станет агентом (комиссионером), а продавец - принципалом (комитентом). Агент в этой схеме принимает товар, но не на свой баланс. Учет ведется на за балансовом счете 004 "Товары, принятые на комиссию". Далее агент продает товар конечному потребителю, добавив к первоначальной стоимости торговую наценку. добавив к первоначальной стоимости торговую наценку. Таким образом посредник продаёт принадлежащий комитенту товар и оставляет себе вознаграждение в размере наценки. Налог на прибыль НДС платит с суммы наценки, а не с конечной стоимости товара, заплаченной конечным покупателем товара. При применении такого способа для комиссионера не имеет значения является или нет комитент плательщиком НДС, так как вычет НДС изначально не предусматривался. Сумма налога к уплате в бюджет будет равна разнице между НДС, который фирма начислила при отгрузке потребителю, если бы осталась перекупщиком ,и налоговым вычетом, возникающим после оплаты продукции поставщику, не освобождённым от уплаты НДС. При использовании агентского договора, лица, покупающие товар у продавцов, перешедших на ЕНВД, применяющих УСН либо освобождённых от уплаты НДС, получают возможность платить меньше НДС, чем при купле-продаже.

Информация о работе Схемы и методы оптимизации НДС