Система налогообложения акцизами подакцизных товаров

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение системы налогообложения акцизами подакцизных товаров, выявление характерных проблем, препятствующих развитию данной системы.

Объекты исследования: система налогообложения акцизами подакцизных товаров, действующая с 1 января 2006-2008 года, а также изменения, которые произошли с 1 января 2009 года.

Работа содержит 1 файл

Курсовая АКЦИЗЫ.doc

— 203.00 Кб (Скачать)

Для организаций  и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.

В соответствии с п. 1 ст. 193 НКРФ налогообложение  подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья осуществляется по следующим единым на территории Российской Федерации налоговым ставкам:

 
Виды  подакцизных

товаров 

 
Налоговая ставка (в % или рублях и копейках за единицу  измерения.
Этиловый  спирт из всех видов сырья (в том  числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья)  
18 руб.  за 1 литр безводного этилового  спирта
Алкогольная продукция с объемной долей этилового  спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция  
135 руб.  за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25% включительно (за исключением вин)  
100 руб.  за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах
Алкогольная продукция с объемной долей этилового  спирта до 9 % включительно (за исключением вин)  
70 руб.  за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах
 
Вина  нетрадиционные крепленные
 
88 руб.  за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах
Вина (за исключением натуральных, натуральных нетрадиционных и (или) некрепленых, натуральных нетрадиционных некрепленых, вин шампанских и игристых)  
52 руб.  за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах
Вина  натуральные нетрадиционные некрепленые  
4 руб.  за 1 литр
Вина  шампанские и вина игристые  
10 руб. 50 коп. за 1 литр
Вина  натуральные (за исключением нетрадиционных некрепленых)  
2 руб.20 коп.  за 1 литр
Пиво  с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта до 0,5 % включительно  
0 руб.  за литр
Пиво  с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта свыше 0,5  до 8,6 % включительно  
1 руб. 55 коп.  за литр
Пиво  с нормативным (стандартизированным) содержанием доли этилового спирта свыше 8,6 % включительно  
5 руб. 30 коп.  за 1 литр
Табачные  изделия:
Табак трубочный 574 руб. за 1 кг
Табак курительный, за исключением табака, используемого в качестве сырья  для производства табачной продукции  
235 руб.  за 1 кг
Сигары 14 руб. за 1 штуку
Сигареты  с фильтром 60 руб. за 1000 шт. + 5%
Сигареты  без фильтра, папиросы  
23 руб.  за 1000 шт. +5%
Автомобили  легковые с мощностью двигателя  до 67,5 КВт (90 л.с.) включительно  
0 руб.  за 0,75 КВт (1 л.с.)
Автомобили  легковые с мощностью двигателя  свыше 67,5 КВт (90 л.с.) и до 112,5 КВТ (150 л.с.) включительно  
14 руб.  за 0,75 КВт (1 л.с.)
Автомобили  легковые и мотоциклы с мощностью  двигателя свыше 112,5 КВТ (150 л.с.)  
142 руб.  за 0,75 КВт (1 л.с.)
Бензин  автомобильный с октановым числом до "80" включительно  
2460 руб.  за 1 тонну
Бензин  автомобильный с иными октановыми числами  
3360 руб.  за 1 тонну
Дизельное топливо 1000 руб. за 1 тонну
Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей  
2732 руб.  за 1 тонну
Прямогонный бензин 0 руб. за 1 тонну
 

   

При реализации подакцизной продукции налогоплательщик обязан предъявлять сумму налога покупателю. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и аккредитивов, первичных учетных документах, счетах-фактурах, сумма акциза выделяется отдельной строкой, за исключением случаев реализации подакцизной продукции за пределы территории Российской Федерации.

Вместе с тем  продавцы подакцизных товаров, которые  не являются налогоплательщиками акцизов, не обязаны выделять сумму акциза в расчетных документах и счетах-фактурах. Поэтому, если в указанных документах акциз не будет выделен, у налогоплательщика акцизов, использующих в процессе производства подакцизные товары, приобретаемые у продавцов, не являющихся их непосредственными производителями, не будет оснований для налоговых вычетов.

При уплате акцизов  налогоплательщик вправе уменьшить  сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые вычеты. Так, например, вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении или ввозе подакцизных товаров, если в дальнейшем они используются в качестве сырья для дальнейшей обработки. Вычитаются также суммы уплаченных ранее акцизов при возврате покупателями подакцизных товаров или отказе от них. Алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора.

Постановлением  Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 915 «Об установлении ставок авансового платежа, уплачиваемого при покупке  региональных специальных марок  по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке» ставки авансового платежа определены в следующих размерах:

на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 25 % включительно — 0,3 руб. за марку;

• на алкогольную  продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 % — 0,8 руб. за марку.               

Стоимость авансового платежа, уплаченного при приобретении специальных акцизных либо региональных марок, также подлежит вычету. Вычетам  подлежат суммы акциза, уплаченные на территории РФ по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья, использованному для производства виноматериалов, в дальнейшем использованных для производства алкогольной продукции. При этом вычету подлежит сумма налога в размере, не превышающем сумму налога, исчисленную по формуле:                      

С = (А х К) : 100 %) х О,

где: С — сумма  акциза, уплаченная по спирту этиловому, использованному для производства вина;               

 А — налоговая ставка на 1 литр стопроцентного (безводного) этилового спирта;     

 К — крепость вина;   

 О — объем  реализованного вина.

Если к вычету предъявлена сумма, превышающая  величину, рассчитанную по этой формуле, сумма превышения (отрицательная  разница) относится на убытки предприятия.

К вычету принимаются  только суммы, фактически уплаченные налогоплательщиком при условии наличия подтверждающих счетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизной продукции. Суммы акцизов по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, принимаются к вычету при односменном соблюдении двух условий: их фактической оплаты и списания стоимости использованных подакцизных товаров на затраты по производству реализованных подакцизных товаров.

Если сумма  налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму акциза по реализованным подакцизным товарам, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов подлежит зачету в следующем налоговом периоде. Если и после зачета останется некоторая сумма превышения, то она может быть направлена на исполнение налоговых обязательств по другим налогам и сборам, на уплату пени, на погашение недоимки и присужденных санкций в рамках одного бюджета. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

По основной массе подакцизной продукции  дата реализации определяется как день отгрузки указанной продукции. При  реализации дизельного топлива, бензина с октановым числом ниже 80, моторных масел для дизельных и карбюраторных двигателей и природного газа дата реализации определяется на день оплаты. Датой реализации алкогольной продукции с акцизного склада является день завершения действия режима налогового склада. 

С 1 января 2009 г. Налоговый кодекс (НК) действует в новой редакции. Изменения коснулись практически всех налогов, рассмотрим те из них, которые касаются акцизов и налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

В конце июля были приняты пять федеральных законов, в соответствии с которыми внесены поправки в девять глав второй части Налогового кодекса, в том числе в главу 22 «Акцизы». Хотя новые нормы начнут действовать с будущего года, подготовиться к ним нужно заранее.

Изменения, внесенные  Федеральным законом от 22.07.2008 № 142-ФЗ (далее — Закон № 142-ФЗ), вступают в силу с 1 января 2009 года и затрагивают  статьи 182, 187.1 и 193 главы 22 Налогового кодекса. Проанализируем нововведения.

 
Значительные изменения внесены  в статью 193 НК, в которой определены ставки акцизов по различным подакцизным  товарам. С 1 января 2009 г. поднялись акцизы на алкоголь, табак и мощные автомобили. Причем ставки акцизов будут увеличиваться поэтапно в 2009, 2010 и в 2011 гг. 
 
В 2009 г. выросла ставка акциза на прямогонный бензин. Она составляет 3900 руб. за 1 т, в 2010 г. - 4290 руб. и в 2011-м - 4720 руб. за 1 т. В 2008 г. по прямогонному бензину акциз уплачивался по ставке 2657 руб. за 1 т. 
 
Ставка акциза по
моторным маслам останется неизменной только до конца 2010 г. (2951 руб. за 1 т), а вот с 2011 г. она тоже будет увеличена на 10% к уровню 2010 г. и составит 3246 руб. за 1 т. Ставки акцизов на подакцизные товары, за некоторым исключением, будут проиндексированы на 10%, в частности акцизы на алкоголь. 
 
Установлена ежегодная индексация ставок акциза на сигареты с фильтром на 20% к предыдущему году и сигареты без фильтра (папиросы) на 28% к предыдущему году.  
 
Однако индексация ставок акциза на табак и сигары предусмотрена только в 2011 г. - на 10% по сравнению с 2010 г. Различный подход к индексации ставок акциза на табак и отдельные виды табачных изделий объясняется необходимостью выравнивания налоговой (акцизной) нагрузки в расчете на одинаковую единицу измерения веса табака, непосредственно реализуемого в розничной торговле, и табака, содержащегося в разных видах табачных изделий. В настоящее время налоговая (акцизная) нагрузка на 1 кг табака, реализуемого в розничной торговле, выше, чем на 1 кг табака, содержащегося в сигаретах и папиросах.  
 
Новое понятие "марка" (статья 187.1 НК) дает возможность производителю устанавливать различные максимальные розничные цены на табачные изделия одного наименования, отличающиеся потребительскими свойствами хотя бы по одному показателю, и устанавливать повышенную цену для ограниченных выпусков сигарет. 
 
Теперь рассмотрим налоговые ставки на легковые автомобили. В отношении легковых автомобилей с двигателем мощностью свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.), а также свыше 112,5 кВт (150 л.с.) и по мотоциклам с двигателем мощностью свыше 112,5 кВт (150 л.с.) налоговые ставки в 2009 - 2011 гг. будут повышаться примерно на 9% ежегодно. 
 
В 2011 г. устанавливается новая система исчисления акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо по убывающей шкале ставок в увязке с повышением их качественных показателей (классов), предусмотренных Техническим регламентом "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту" утвержден Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. №118. Эта система стимулирует производство бензина и дизельного топлива не ниже экологического стандарта "Евро-3". Понижение ставок акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо, отвечающие по своим экологическим характеристикам требованиям 3, 4 и 5-го классов, позволит налогоплательщикам получить
дополнительный доход. За счет этого сократятся сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильных бензинов и дизельного топлива. 
 
Согласно новой редакции п. 3 статьи 182 НК получение подакцизных товаров путем смешения теперь признается процессом производства, только если в результате смешения создается товар, в отношении которого НК установлена более высокая ставка акциза. В итоге теперь невыгодно получать автомобильный бензин путем смешения прямогонного бензина с присадками, повышающими октановое число (автомобильный бензин низкого качества).
 

  Порядок исчисления  и уплаты акцизов.  

Порядок исчисления акцизов установлен статьей 194 НК РФ. Сумма акциза по каждому виду товаров (в том числе и по ввозимым на территорию РФ) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости  от применяемых в отношении этих товаров налоговых ставок.

При реализации или передаче произведенных налогоплательщиком подакцизных товаров, в отношении  которых установлены специфические  ставки (в твердой сумме к физической характеристике объекта), налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

При реализации (передаче) подакцизных товаров, в  отношении которых установлены  адвалорные ставки (в процентах к стоимости), налоговая база представляет собой стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров без учета НДС и акцизов. Размер акциза будет определен путем умножения налоговой базы на ставку.

При определении  налоговой базы выручка, полученная в иностранной валюте, пересчитывается в рубли по курсу Центрального Банка РФ на дату реализации. В налоговую базу не включаются полученные средства, не связанные с реализацией подакцизных товаров.

Налоговая база увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары, в отношении которых установлены адвалорные налоговые ставки в виде финансовой помощи, авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения дохода в виде процента или дисконта по векселям, процента по товарному кредиту, а также иначе связанные с оплатой за подакцизные товары.

При ввозе подакцизных  товаров, в отношении которых  установлены специфические налоговые  ставки, на таможенную территорию Российской Федерации налоговая база определяется как объем ввозимых подакцизных товаров в натуральном выражении. По подакцизным товарам с адвалорными налоговыми ставками в налоговую базу следует включать таможенную стоимость и подлежащую уплате таможенную пошлину. Налоговая база рассчитывается отдельно по каждой ввозимой партии подакцизных товаров и в отношении каждой из групп товаров, облагаемых по разным ставкам. Приказом Государственного таможенного комитета РФ от 19 декабря 2000 г. № 01—06/36951 «О применении таможенными органами части второй Налогового кодекса РФ» направлены Методические рекомендации о порядке применения акцизов отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, которыми установлены правила взимания налога.

Информация о работе Система налогообложения акцизами подакцизных товаров