Система налогообложения ИП

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 03:16, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение налогообложения индивидуальных предпринимателей в России.
Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:
рассмотреть экономическую сущность и характеристику основных элементов налогов;
провести оценку эффективности применяемой системы налогообложения ИП Багдасарян Л.Г.;
проанализировать зарубежный опыт налогообложения ИП и возможности его применения в России;
выявить приоритетные направления развития налогообложения ИП.

Содержание

Введение………………………………………………………………..…………….3
Глава 1. Теоретические основы налогообложения в современных условиях…...5
1.1. Экономическая сущность и характеристика основных элементов
налогов………………………………………………………………………………..5
1.2. Особенности налоговых режимов, применяющих ИП………..……………...9
Глава 2. Анализ действующего порядка налогообложения ИП на основе
данных ИП Багдасарян Л.Г………………………………………………………...19
2.1. Оценка эффективности применяемой системы налогообложения ИП Багдасарян Л.Г……………………………………………………………………...19
2.2. Выбор оптимальной системы налогообложения для ИП…………...............25
Заключение………………………………………………………………………….37
Библиографический список………………………………………………………..39
Приложение

Работа содержит 1 файл

содержание.doc

— 338.00 Кб (Скачать)


Содержание

Введение………………………………………………………………..…………….3                                                                                                                     

Глава 1. Теоретические основы налогообложения в современных условиях…...5               

1.1. Экономическая сущность и характеристика основных элементов

налогов………………………………………………………………………………..5                                                      

1.2. Особенности налоговых режимов, применяющих ИП………..……………...9

Глава 2. Анализ действующего порядка налогообложения ИП на основе

данных ИП Багдасарян Л.Г………………………………………………………...19

2.1. Оценка эффективности применяемой системы налогообложения ИП Багдасарян Л.Г……………………………………………………………………...19

2.2. Выбор оптимальной системы налогообложения для ИП…………...............25

Заключение………………………………………………………………………….37

Библиографический список………………………………………………………..39

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход России к рыночной экономике вызвал необходимость  организационно-экономических преобразований во всех областях хозяйственной деятельности, а также изменения финансовых отношений и, в частности, создания, по сути, новой налоговой системы, отвечающей современным требованиям. Сегодня в России наметилась тенденция к росту количества индивидуальных предпринимателей, что меняет структуру малого бизнеса, а это обязывает вновь обратиться к проблеме реформирования действующей системы налогообложения индивидуальных предпринимателей.

Приоритетными задачами проводимой сегодня налоговой реформы  становятся упрощение налогообложения, последовательное снижение налогового бремени, повышение качества работы налоговых органов. Налоговая система призвана стать гарантом стабильности развития деловой активности хозяйствующих субъектов. Необходимо продолжать работу по сокращению числа налогов, снижению налоговых ставок, и такой процесс необходим, в первую очередь, по отношению к индивидуальным предпринимателям. Сегодня важна налоговая реформа именно в этом направлении. Государству необходимо в настоящее время на деле поддержать малый бизнес. Это придаст новый импульс инвестиционной активности, усилит мотивацию роста доходов и отказа от теневых операций, будет стимулировать инновационную деятельность и развитие высоких технологий.

В этих целях предполагается реформировать систему налогообложения индивидуальных предпринимателей на основе снижения налогового бремени и реализации принципа социальной справедливости налогообложения. Именно в этом контексте в диссертационном исследовании рассматриваются направления совершенствования налогообложения данной категории плательщиков.

Однако до сих пор  пока не сложилась целостная методология  налогообложения индивидуальных предпринимателей. Большинство работ по данной проблеме сводятся к анализу и отдельным  предложениям по упорядочению действующей практики взимания налогов. Слабо исследованы место и роль предпринимателей в рыночной системе хозяйствования, степень их участия в формировании доходной части государственного бюджета, остается еще немало вопросов в области теории и практики налогообложения данных субъектов, не определены границы и оптимальный уровень налоговой нагрузки при различных вариантах налогообложения.

Таким образом, недостаточная  разработанность проблемы налогообложения  индивидуальных предпринимателей и  важность поиска путей совершенствования предопределили актуальность темы дипломной работы, его цель и задачи.

Целью работы является рассмотрение налогообложения индивидуальных предпринимателей в России.

Реализация намеченной цели потребовала постановки и решения  следующих задач, определивших логику и концепцию исследования:

  • рассмотреть экономическую сущность и характеристику основных элементов налогов;
  • провести оценку эффективности применяемой системы налогообложения ИП Багдасарян Л.Г.;
  • проанализировать зарубежный опыт налогообложения ИП и возможности его применения в России;
  • выявить приоритетные направления развития налогообложения ИП.                                                                                    

Предметом исследования является система налогообложения индивидуальных предпринимателей в России.

Объектом анализа являются денежные отношения, возникающие между государством и индивидуальными предпринимателями при налогообложении в процессе ведения последними финансово-хозяйственной деятельности.       

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы налогообложения в современных  условиях

1.1. Экономическая  сущность и характеристика основных  элементов налогов

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые  государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты.

Налоги являются специфической  формой экономических отношений  государства с хозяйствующими субъектами, с различными группами населения  с каждым членом общества.

Эти отношения возникают в связи с перераспределением части стоимости национального дохода и образованием централизованного фонда финансовых ресурсов государства. Эти отношения неравноправные, односторонние. В них государство являлось главным, решающим действующим лицом, а плательщики налогов – пассивными исполнителями.

Специфичность этих отношений  выражается, во-первых, в обязательном характере налогов (предоставляют  часть национального дохода, принудительно  изымаемого государством у юридических  и физических лиц); во-вторых, в безвозвратности (хотя значительная часть налогов расходуется на развитие народного хозяйства, социально-культурные и другие общегосударственные мероприятия, т.е. возвращаются плательщикам косвенно).

Взимание налогов производится властью государства при наличии соответственного налогового законодательства, т.е. в форме правовых отношений. Сущность налогов проявляется через их функции. Выделяют следующие функции налогов:

– фискальную;

– экономическую (включающую регулирующую, распределительную, стимулирующую и социальную подфункции).

1. Фискальная функция.  С ее помощью образуются государственные  денежные фонды, т.е. материальные  условия для функционирования  государства. Именно эта функция  обеспечивает реальную возможность  перераспределения части стоимости  национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

2. Экономическая функция  включает в себя регулирующую, распределительную, стимулирующую  и социальную подфункции, влияющие  на воспроизводственный процесс  как налоговая волна. Налоги, воздействуя на воспроизводственный процесс, неизбежно влияют как на объем производства следующего цикла, так и на темпы экономического роста в целом. Уменьшение совокупного спроса порождает проблему реализации произведенного ВНП. Ответной реакцией становится снижение совокупного предложения. Справедливо и обратное. Снижение налогового бремени ведет к росту части дохода, остающейся в распоряжении физических и юридических лиц. В этой связи правомерно ожидать увеличения личного потребления, сбережений, инвестиций. Ответом на эти изменения станет рост совокупного предложения, рост объемов ВНП. Налоги также способны влиять на формирование отраслевых, межотраслевых и региональных пропорций экономики. Уменьшение налоговых изъятий через систему предоставления налоговых льгот позволяет стимулировать развитие тех отраслей и регионов, в которых заинтересовано общество. Налоги могут также содействовать развитию малых форм предпринимательства, увеличению занятости отдельных категорий рабочей силы. Экономическая функция налогов реализуется через налоговое регулирование, которое является составной частью государственного регулирования экономики.

3. Распределительная  функция налогов выступает в  виде использования налогов в  качестве инструмента при распределении  и перераспределении валового внутреннего продукта. Этот процесс происходит путем введения новых и отмены старых действующих налогов, изменения ставок, расширения либо сокращения налоговой базы, изменения уровня зачисления налогов. Первоначально распределительная функция была неразрывно связана с фискальными интересами государства, но увеличение роли государства в экономике привело к усилению регулирующих акцентов преимущественно через налоговую систему. Стимулирующая функция налога, органично дополняющая регулирующую функцию, проявляется в дифференциации налоговых  ставок, введении налоговых льгот, направленных на поддержку малого предпринимательства, производства продукции социального, сельскохозяйственного назначения, капитальных вложений, а также инновационной и внешнеэкономической деятельности.

4. Социальная функция  налогов проявляется в применении  налоговых методов поддержки  социального обеспечения и социального  страхования (обеспечение социальной  защищенности).

5. Воспроизводственная  функция налогов предполагает  зачисление налогов на специальные счета бюджетной классификации и использование средств на мероприятия, прежде всего, природоохранного назначения и дорожного хозяйства. К таким налогам относятся: земельный налог; налоги, зачисляемые в дорожные фонды1.

6. Контрольная функция заключается в том, что налоги выступают своеобразным «зеркалом» экономических процессов. Анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, происходящих в экономике.

Рассмотрим основные элементы налогов.

1. Субъект налогообложения (налогоплательщик). К субъекту налогообложения (налогоплательщик) относятся лицо или группа лиц, на которых в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах возложена обязанность, уплачивать налог.

2. Предмет и объект налогообложения. Предмет налогообложения - это реальные вещи (земля, автомобили, другое имущество) и нематериальные блага (государственная символика, экономические показатели), с наличием которых закон связывает возникновение налоговых обязательств. Предмет обусловливает и предопределяет объект налогообложения.

В соответствии со статьей 38 НК «объект налогообложения - это объект, имеющий стоимостную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство по налогам и сборам связывает возникновение обязанности по уплате налога».

Объектами налогообложения  могут являться:

1) операции по реализации  товаров, (работ, услуг);

2) владение имуществом;

3) совершение сделки  купли-продажи;

4) вступление в наследство;

5) получение дохода.

3. Налоговая база. Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Налоговая база - один из основных элементов налогообложения, которые должны быть определены в акте законодательства о налогах и сборах для того, чтобы налог считался установленным. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогам устанавливается ст. 53 и 54 Налогового кодекса.

Налоговые базы различают:

1) со стоимостными  показателями - сумма дохода;

2) объемно-стоимостными показателями - объем реализованных услуг;

3) физическими показателями - объем добытого сырья.

Существуют два основных метода формирования налоговой базы:

- кассовый (метод присвоения) - при котором доходом считаются  все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами - реально выплаченные суммы (при налогообложении имущества, переходящего в порядке наследования);

- накопительный - при  котором доходом признаются все  суммы, право на получение которых  возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности, а расходами - сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде (при исчислении подоходного налога с физических лиц).

4. Налоговая ставка. В соответствии со ст. 53 Кодекса «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы».

5. Налоговый период. Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

6. Порядок исчисления  налога. Порядок исчисления налога - это порядок определения сумм налоговых платежей по конкретному виду налогообложения. Согласно ст. 52 НК РФ "налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот".

Применяются следующие системы  исчисления налога:

  • Некумулятивная - обложение налоговой базы предусматривается по частям (налог на добавленную стоимость);
  • Кумулятивная - исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода (налог на доходы физических лиц).

Информация о работе Система налогообложения ИП