Система налогов и сбров РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2011 в 15:12, контрольная работа

Описание работы

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность], включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Содержание

1. Система налогов и сборов РФ 3

2. НДФЛ: сущность, назначение, основные элементы 12

3. Задача 17

Список использованных источников 18

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

1. Система  налогов и сборов РФ        3

2. НДФЛ: сущность, назначение, основные элементы     12

3. Задача            17

Список  использованных источников       18

 

       1. Система налогов и сборов РФ 

      Налог -  это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

        Сбор понимается как обязательный  взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого  является одним из условий  совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

      1. Фискальная функция означает  использование части налоговых  поступлений на содержание правоохранительных органов и государственного аппарата, укрепление обороноспособности страны, обслуживание внешнего и внутреннего  долга, выполнение  природоохранных мероприятий.

      2.  Распределительная функция выражается  в направлении налогов сосредоточенных в государственном бюджете, на реализацию народнохозяйственных проблем, в том числе и социальных, производственных и других.

      3. Стимулирующая функция влечет  активизацию технического прогресса,  увеличение количества рабочих  мест, инвестиций в соответствующие отрасли народного хозяйства.

      4. Регулирующая функция проявляется  через: изменение ставок конкретных  налогов; установление льгот для  отдельных категорий налогоплательщиков; создания условий для оптимального  развития народного хозяйства РФ, в том числе малого и среднего предпринимательства, регулирование внешне – экономической деятельности, сдерживание инфляций и т.д. 

      Все налоги содержат следующие элементы:

      - объект налога – это имущество  или доход, подлежащие обложению;

      - субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

      - источник налога – т.е. доход,  из которого выплачивается налог;

      - ставка налога – величина налога  с единицы объекта налога;

      - налоговая льгота – полное  или частичное освобождение плательщика  от налога.

      Налоги  бывают двух видов. Первый вид –  налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и  на фонд заработной платы и рабочую  силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность], включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.[9,с. 35]

      Второй  вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота – в большинстве  развитых стран заменен налогом  на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или  услуги); на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами и другие. Это  – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

      Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

      Косвенные налоги переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем  большая часть налога перекладывается  на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

      В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может  привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения  – к сокращению чистой прибыли, что  вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

      Налоги  – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику. В  условиях рыночной экономики любое  государство широко использует налоговую  политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

      Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

      Налоговая система представляет собой совокупность отдельных налогов,  обладающая организационно – правовым и экономическим единством. Рассмотрим основные понятия и характеристики налоговых систем.

      Законодательную базу налоговой системы РФ определяет Налоговый кодекс. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации и подписи Президента вступают в силу.

      Построение  налоговой системы характеризуется  наиболее значимыми функциональными  внутренними взаимосвязями между  ее элементами. Каковы эти взаимосвязи? Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы является требование о том, что поведение каждого элемента может повлиять на функционирование ее в целом, но не может сделать это независимо от других элементов. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере. Было бы ошибочным считать, что влияния, а также взаимосвязи ориентированы преимущественно от законодательства к налогам и далее к налогоплательщикам. Нет, налогоплательщики будут манипулировать своими обязанностями без включения ресурсов системы налогового администрирования, которое, в свою очередь, должно функционировать строго в соответствии с нормами и правилами, формируемыми нормативно-правовой базой, т.е. объектными элементами налоговой системы, иначе велика вероятность трансформации ее в систему налогового произвола. Таким образом, в налоговой системе должна проявляться определенная подчиненность субъектных элементов (налоговых администраций и налогоплательщиков) объектным элементам (законодательству, налогам).[7,с. 82]

      Налогоплательщики могут в некоторой степени оказывать обратное воздействие на другие элементы налоговой системы, в частности обжаловать решения налоговых администраций, через избирательное право косвенно влиять на законодательство, трактовать все законодательные неясности в свою пользу, но они, безусловно, занимают наиболее подчиненное положение. Это обусловливается основным признаком налога — его обязательностью и доминирующей функцией налогового платежа — фискальной.

      Наиболее  значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства.

      Налоговая система подвержена постоянному  изменению под действием как  внутри-, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.

      Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней  в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.

      По  своей общей структуре, принципам  построения и перечню налоговых  платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.

      В первую очередь систему налогов  Российской Федерации необходимо характеризовать  как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов.  К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых,  на наследование или дарение, единый социальный налог водные налоги, а также акцизы, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, государственная пошлина. К числу региональных налогов и сборов относятся налог на имущество организаций, игорный бизнес и транспортный налог. К местным налогам относятся земельный налог и налог на имущество физических лиц. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.

      При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это  предусмотрено в НК РФ, поскольку  в их числе достаточно много специфических  налогов, уплата которых возложена  на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.

      Акцизы  на отдельные виды товаров, плательщиками  которых формально являются юридические  лица, фактически (не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.

      Акциз – федеральный налог, который  установлен НК РФ, введен в действие федеральным законодательством  и взимается на всей территории России. В зависимости от вида акцизного товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов в федеральный бюджет.

      Поэтому в ст. 50 БК РФ к налоговым доходам  федерального бюджета относятся  акцизы по семи видам подакцизных  товаров. Причем нормативы отчислений акцизов на разные подакцизные товары будут разными. Например, акцизы на легковые автомобили полностью (100%) зачисляются в доход федерального бюджета, а акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу 50%. Остальная часть зачисляется в доходы региональных бюджетов. То есть в качестве федерального налога здесь выступает акциз, который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется на семь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст.50 БК РФ.

      Такая же ситуация с налогом на добычу полезных ископаемых, который в БК РФ разделен на 4 вида налоговых доходов федерального бюджета в зависимости от вида полезного ископаемого или места его добычи.

      Вместе  с тем из налоговой системы  России с принятием поправок в  части первой НК РФ исключена таможенная пошлина.

      Особое  место в российской налоговой  системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются  как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные  внебюджетные социальные фонды.

      При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

Информация о работе Система налогов и сбров РФ