Система органов налогового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:15, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение:
структуры Налоговых органов Российской Федерации;
создания первых налоговых органов и их реформирование;
перечисление и анализ законодательства, нормативно-правовых актов, о системе налоговых органов России и принципах их функционирования, за весь период новейшей истории 1991-2005 гг.
всех структурных подразделений системы налоговых органов, полномочий и функций каждого из них;
значимости в формировании бюджета;
иерархии налоговых органов;
взаимодействия с органами внутренних дел;
проблем налоговых органов и путей их решения;

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 57.19 Кб (Скачать)

 

Министерство Российской Федерации по налогам и сборам осуществляет возложенные на него функции  и полномочия непосредственно и  через свои территориальные органы1 .

 

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 13.08.97 № 1009 (ред. от 11.02.99) "Об установлении правил подготовки нормативных правовых актов Федеральных  органов исполнительной власти и  их государственной регистрации" нормативные правовые акты могут  издаваться лишь в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Согласно пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов  федеральных органов исполнительной власти и из госрегистрации, утвержденных постановлением № 1009, структурные подразделения  и территориальные органы МНС  РФ не могут издавать нормативные  правовые акты. С вступлением в  действие части второй НК РФ, являющегося  законом прямого действия, Министерство России по налогам и сборам не вправе издавать инструкции, комментирующие Налоговый кодекс и предписывающие правила поведения налогоплательщикам. Кроме того, Министерство по налогам  и сборам вправе издавать для своих  органов приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанных с  налогообложением. Однако надо отметить, что данные документы не относятся  к актам законодательства о налогах  и сборах, поэтому их применение налогоплательщиками не обязательно. В настоящее время весьма повышена роль индивидуальных разъяснений налоговых  органов по вопросу применения налогового законодательства.

 

К ведомственным подзаконным  актам относятся приказы, положения, инструкции и другие разновидности  инструктивного материала, который  регулирует отношения внутри Госналогслужбы. В круг этих отношений входят: вопросы  совершенствования организаций  и деятельности всех подразделений  Госналогслужбы; структуры и штатная  численность специалистов в различных  службах; проблемы взаимодействия между  территориальными подразделениями  Госналогслужбы с другими правоохранительными  органами; учет, контроль, анализ налоговой  практики и т.д.

 

Внутриведомственные нормативные  акты, направленные на решение задач, стоящих непосредственно перед  Госналогслужбой, носят императивный характер и распространяют свое действие на лиц, являющихся сотрудниками государственной  налоговой службы. Инструктивный  материал может быть межведомственным, если подготовлен и издан за подписью руководителей двух и более министерств, комитетов, служб.

 

Принципиальное значение для практической деятельности налоговых  органов и налогоплательщиков имеет  постановление от 28.02.2001 г. № 5 Пленума  ВАС РФ "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации".

 

Таким образом, все указанные  нормативно-правовые акты образуют законодательство о налогах и сборах, которое  регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также  отношения, которые возникают в  сфере осуществления налогового контроля.

 

Глава 2. Структура налоговых  органов Российской Федерации.

 

2.1 Принципы построения  системы налоговой службы РФ

 

Жизнедеятельность любого государства  находится в прямой зависимости  от налоговых и иных поступлений  в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Согласно ст. 8 части первой НК РФ под налогом, сбором понимается обязательный, индивидуальный и безвозмездный  взнос, взимаемый с юридических  и физических лиц. Конституционная  обязанность платить законно  установленные налоги и сборы  закреплена в ст. 57 Конституции Российской Федерации. Но налогоплательщики, в  силу разных причин, допускают нарушения  налогового законодательства - от несвоевременной  уплаты налогов до уклонения от их уплаты.

 

Государственная налоговая  служба - единая система контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством  РФ и республик, входящих в ее состав.

 

Налоговыми органами в  Российской Федерации являются Министерство РФ по налогам и сборам и его  подразделения в Российской Федерации.1

 

В связи с тем, что к  числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу  федеральных налогов и сборов, а также в связи с тем, что  они обязаны вести борьбу с  нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ2 Налоговым  кодеком Российской Федерации установлено, что таможенные органы, обладают полномочиями налоговых органов.[2] Например, согласно п.3 ст.34 Налогового кодекса таможенные органы вправе привлекать к ответственности  лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах в связи  с перемещением товаров через  таможенную границу РФ.

 

Таким образом, в Налоговом  кодексе впервые нашла закрепление  норма об обладании таможенными  органами в определенных случаях, полномочиями налоговых органов.

 

Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих  принципах:

 

1. Принцип единства.

 

Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для  обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие  единого контрольного органа. Налоговая  служба России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов.

 

В соответствии с п.п. «Н»  п.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении  Российской Федерации и субъектов  Российской Федерации находится  установление общих принципов организации  системы органов государственной  власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится  установление федеральных экономических  служб1 .

 

По предметам совместного  ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные  акты субъектов Российской Федерации.

 

2. Принцип независимости.

 

Независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных  органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать  ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций  действовать в строгом соответствии с законом. Налоговые инспекции  выполняют только те решения и  постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые  приняты в соответствии с законом  и в пределах предоставленных  им прав. Местные органы власти и  администрация не имеют права  изменять или отменять решения налоговых  органов, а также давать им оперативные  руководящие указания.

 

3. Принцип централизации.

 

Государственная налоговая  служба России является централизованной системой налоговых органов. Исключением  является правовое положение Госналогинспекции  по г. Москве. В соответствии с Указом Президента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочиях органов исполнительной власти города Москвы» эта инспекция находится в двойном подчинении: Госналогслужбы РФ и Правительства Москвы.

 

2.1. Иерархическая структура  налоговых органов России

 

Государственная заинтересованность в стабильном поступлении налогов  выражается в создании специальной  системы учета налогоплательщиков и контроля за полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей. Реализация названной функции  возложена на налоговые органы Российской Федерации. Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам входит в систему  центральных органов государственного управления, подчиняется Президенту и Правительству Российской Федерации.

 

В соответствии со ст. 1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (в ред. от 08. 07. 99 № 151-ФЗ), - они образуют единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства России, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и  внебюджетные фонды налогов и  других обязательных платежей, а также  контроля в пределах компетенции, за соблюдением валютного законодательства. В ст. 2 закона определено, что единая централизованная система налоговых  органов состоит из Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам и его территориальных  органов. Постановление Правительства  Российской Федерации от 16.10.2000 № 7831 дополняет уже названные главные  задачи, решение которых возложено  на МНС России:

 

участие в выработке налоговой  политики и осуществление ее с  целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней  и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей;

 

обеспечение межотраслевой  координации, государственного контроля и регулирования в области  производства и оборота этилового  спирта и алкогольной продукции.

 

МНС России, функции и полномочия осуществляет непосредственно и  через свои территориальные органы. При этом вышестоящие налоговые  органы правомочны отменять решения  нижестоящих налоговых органов  в случае их несоответствия Конституции  РФ и другим законам2 .

 

Единая , независимая , централизованная система налоговых органов включает в себя (рис.1):

 

Федеральный орган исполнительной власти - Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам (МНС России);

 

Его территориальные органы:

 

Управления МНС России по налогам и сборам по субъектам  Российской Федерации.

 

Межрегиональные инспекции  МНС России по налогам и сборам.

 

Инспекции МНС России по налогам  и сборам по районам.

 

Инспекции МНС России по налогам  и сборам по районам в городах .

 

Инспекции МНС России по городам  без районного деления.

 

Инспекции МНС России по налогам  и сборам межрайонного уровня.

 

А также:

 

Подведомственные организации.

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Система органов  Министерства Российской Федерации  по налогам и сборам

 

Предусмотрена деятельность специализированной налоговой инспекции  МНС России по работе с крупнейшими  налогоплательщиками (постановлением Правительства РФ от 06. 01. 98 г.); межрегиональной  налоговой инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков1 , межрегиональной государственной  инспекции МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса  и сферы услуг2 ; межрегиональной  инспекции МНС Россия по контролю за алкогольной и табачной продукцией3

 

Для осуществления взаимодействия министерства с полномочными представителями  Президента Российской Федерации в  федеральных округах утверждены положение и типовая структура  межрегиональных инспекций МНС  России по федеральному округу (приказ МНС РФ от 24. 08. 2000 г. № БГ-3-20/307). Налоговые  органы - юридические лица. Они имеют  самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях  банков, печати. Подчиненность внутри структуры осуществляется по вертикали: Министерству Российской Федерации  по налогам и сборам и его вышестоящим  органам. Структура Управлений по субъектам  федерации утверждается министерством. Министерством же определяются функции  структурных подразделений руководимых  налоговых органов.

 

Система налоговых органов  построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации, и  состоит из трех звеньев.

 

Основным элементом в  этой системе являются государственные  налоговые инспекции по районам, городам без районного деления  и районам в городах. Второе звено  включает в себя районные (городские) государственные налоговые инспекции.

 

Возглавляет систему налоговых  органов центральный аппарат  Государственной налоговой службы - Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам.

 

Высшую ступеньку в  иерархии налоговых органов занимает центральный аппарат Министерства Российской Федерации по налогам  и сборам, которая является правоприемником  Государственной налоговой службы Российской Федерации. Его структурная  схема состоит из департаментов  по основным направлениям деятельности.

 

Структурные подразделения  центрального аппарата Министерства Российской Федерации по налогам и сборам

 

1.1 Департамент налоговой  политики 

 

1.2 Департамент налогообложения  прибыли 

 

1.3 Департамент косвенных  налогов 

 

1.4 Департамент налогообложения  доходов и имущества физических  лиц 

 

1.5 Департамент единого  социального налога 

 

1.6 Департамент организации  налогового контроля 

 

1.7 Департамент налогов  и сборов с алкогольной и  табачной продукции 

 

1.8 Департамент учета налогоплательщиков 

 

1.9 Департамент учета и  отчетности 

 

1.10 Департамент анализа  и планирования налоговых поступлений 

 

1.11 Департамент контроля  налоговых органов 

 

1.12 Департамент информационных  технологий 

 

1.13 Юридический департамент 

 

1.14 Департамент кадровой  политики 

 

1.15 Департамент финансового  обеспечения 

 

1.16 Департамент материального  обеспечения и капитального строительства 

 

1.17 Административно-контрольный  департамент 

 

1.18 Управление ресурсных  платежей 

 

1.19 Управление налогообложения  малого бизнеса 

 

1.20 Управление международных  налоговых отношений 

 

1.21 Управление по работе  с кредитными организациями 

 

1.22 Управление по модернизации  налоговых органов 

 

1.23 Управление международного  сотрудничества 

 

1.24 Управление по информационной  политике 

 

1.25 Управление налоговой  задолженности 

 

1.26 Отдел телекоммуникаций 

 

В рамках решения поставленных задач отраслевые департаменты изучают  и анализируют практику применения действующего налогового законодательства на местах, с учетом отечественного и зарубежного опыта ведут  разработку актуальных аспектов налоговой  политики, участвуют в подготовке законодательных актов по конкретным видам налогообложения, разрабатывают  инструкции, методические рекомендации, указания о порядке исчисления и  взимания того или иного вида налога. Они вправе осуществлять либо принимать  участие в комплексных и тематических проверках территориальных налоговых  инспекций. В их компетенцию входит рассмотрение писем, жалоб и заявлений  налогоплательщиков на действия должностных  лиц, налоговых инспекций, контроль за изданием нормативных актов министерствами, ведомствами, если они имеют отношение  к платежам налогов и сборам в  бюджет и др.

Информация о работе Система органов налогового контроля