Социальная направленность налогов с населения и их роль в формировании территориальных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Для начала, нужно дать определение, что же такое налог.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований..." ("Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010)).

Содержание

Глава I. Налогообложение населения: сущность, функции и виды ..……………...…..5
1.1 Сущность и функции ………………………………...…………………………..5
1.2 Виды налогов с населения ……………………………..…………………….......6
1.3 Налоговые вычеты НДФЛ……………………………………………………….14
Глава II. Роль и место налогов с населения в бюджете Омской области ….………….19
2.1 Поступления доходов в местный бюджет в 2007 г……………………………..19
2.2 Поступления доходов в местный бюджет в 2008 г……………………………..21
2.3 Поступления доходов в местный бюджет в 2009 г……………………………..22
Глава III. Налоговые стимулы, направленные на повышение уровня соц защиты населения…………………………………………………...………………….………......

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 846.50 Кб (Скачать)

     1.2 Виды налогов с  населения 

     В налоговой системе России существует 3 группы налогов, в зависимости от органа, который взимает налог и его использует:

     1.       Федеральные налоги.

     2.       Региональные налоги.

     3.       Местные налоги и сборы. 

   Основные виды налогов, выплачиваемых населением:

     -      Государственная пошлина

     -      Земельный налог

     -      Налоги на имущество физических лиц

     -      НДФЛ

     -      Транспортный налог

     -      Страховые взносы  

     Государственная пошлина

     Пошлина — денежный сбор, взимаемый уполномоченными  официальными органами при выполнении ими определённых функций, в размерах, предусмотренных законодательством государства. К пошлинам относятся, в частности, регистрационные и гербовые сборы, судебные пошлины. С провозимых через границу государства товаров взимаются таможенные пошлины.

     В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (гл. 25.3. «Государственная пошлина»), государственная пошлина — это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации, а именно:

     -нотариальных действий;

     -действий, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

     -действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации;

     -действий по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

     -действий уполномоченных государственных учреждений при осуществлении федерального пробирного надзора;

     -государственной регистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.

     27 декабря 2009 года принят Федеральный  закон № 374-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 части первой и в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившим силу Федерального закона "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Принятый закон существенно увеличивает размер уплачиваемой госпошлины за совершение юридически значимых действий. Федеральный закон от 27 декабря 2009 года № 374-ФЗ вступает в силу по истечении 1 месяца со дня его официального опубликования, а именно 29 января 2010 года, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. 

     Земельный налог

  В РФ один из целевых реальных налогов. Устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. С 1 января 2006 г взимание земельного налога осуществляется в соответствии с главой 31 НК РФ.

Плательщиками  земельного налога являются - организации, индивидуальные предприниматели по земельным участкам, используемых в предпринимательской деятельности и физические лица владельцы земель:

- на  праве собственности,

-на  праве постоянного (бессрочного)  пользования, 

-на праве пожизненного наследуемого владения).

Организации, предприниматели и физические лица,  имеющие земельные участки на праве безвозмездного срочного пользования или переданные им  по договору аренды, не являются плательщиками земельного налога, так как уплачивают арендную плату.

     Порядок исчисления налоговой базы по земельному налогу:

     Налоговая база определяется в отношении каждого  земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

     Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

     Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. 

     Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

       Территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".

     Сведения  о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.

     Основные изменениях, внесенные в законодательную базу по земельному налогу с 2010 года, согласно ФЗ РФ от 28.11.2009 №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

     1. Налоговая база в отношении  земельного участка, образованного  в течение налогового периода, определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки на кадастровый учет (п. 1 ст. 391 НК РФ).

     2. Предприниматели самостоятельно  определяют налоговую базу и  исчисляют сумму налога в отношении  всех земельных участков, предназначенных  для использования в предпринимательской  деятельности, независимо от того, используются ли в ней они фактически (п. 3 ст. 391, п. 2 ст. 396, п. п. 1 и 2 ст. 398 НК РФ).

     3. Инспекция может направить физическому  лицу уведомления об уплате  земельного налога только за три налоговых периода, предшествующих календарному году их направления (п. 4 ст. 397 НК РФ). 
 

     Налог на имущество физических лиц

     Налог на имущество физических лиц является прямым налогом, обращенным к находящемуся в собственности недвижимому имуществу, расположенному на территории Российской Федерации. Согласно ст.15 НК данный налог относится к местным налогам.

     Налог на имущество физических лиц до сих  пор не включен отдельной главой в часть вторую НК РФ. Его правовое регулирование осуществляется Законом  РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц".

     Ставки  налога устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в следующих пределах: до 300 тыс. рублей - до 0,1%; от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей - от 0,1 до 0,3%; свыше 500 рублей - от 0,3 до 2,0%.

     Плательщиками данного налога являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие на территории РФ в собственности следующее имущество: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Главным критерием при определении плательщиков налога является наличие права собственности на имущество.

     Налоговые льготы устанавливаются как федеральным  законодательством (Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1), так и органами местного самоуправления.  

     Исчисление  налога на имущество физических лиц  производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по состоянию на 1 января каждого года.

     Платежные извещения об уплате налога вручаются  плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября.

     Изменения, внесенные в законодательную базу по налогу на имущество физических лиц с 2010 года, согласно ФЗ РФ от 28.11.2009 №283-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

     1. Доля в праве собственности на жилой дом, квартиру, комнату, дачу, гараж, иные строения, помещения и сооружения признается отдельным объектом налогообложения (п. 7 ст. 2 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1).

     2. Инвентаризационная стоимость доли  в праве общей долевой собственности определяется как произведение инвентаризационной стоимости имущества и соответствующей доли (п. 2 ст. 5 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1).

     3. Налог на имущество, принадлежащее  на праве общей совместной  собственности нескольким физическим лицам, уплачивается каждым из собственников (п. 3 ст. 1 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1).

     4. Органы местного самоуправления  могут установить дифференциацию  ставок налога на имущество физических лиц, исходя только из инвентаризационной стоимости имущества и типа его использования (п. 1 ст. 3 Закона РФ от 09.12.1991 N 2003-1). 

     Транспортный  налог

       Глава 28 "Транспортный налог"  части второй Налогового кодекса  Российской Федерации введена в действие с 1 января 2003 г.

            С введением транспортного налога  из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации с автовладельцев - физических лиц, был исключен налог с владельцев транспортных средств.

            Транспортный налог отнесен к  региональным налогам и сборам. Это означает, что данный налог  обязателен к уплате только на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие.

           Учет транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения транспортным налогом, и лиц, признаваемых согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога, осуществляется в налоговом органе по месту нахождения транспортных средств.

         Налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения транспортных средств (ст.83 НК РФ). Местом нахождения водных и воздушных транспортных средств является место жительства физического лица, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает (зарегистрировано). Местом нахождения наземных транспортных средств для налогообложения транспортным налогом является место государственной регистрации транспортных средств (или временной регистрации транспортных средств по месту пребывания на территории соответствующего субъекта Российской Федерации).

Информация о работе Социальная направленность налогов с населения и их роль в формировании территориальных бюджетов