Социальная направленность налогов с населения и их роль в формировании территориальных бюджетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:07, курсовая работа

Описание работы

Для начала, нужно дать определение, что же такое налог.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований..." ("Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010)).

Содержание

Глава I. Налогообложение населения: сущность, функции и виды ..……………...…..5
1.1 Сущность и функции ………………………………...…………………………..5
1.2 Виды налогов с населения ……………………………..…………………….......6
1.3 Налоговые вычеты НДФЛ……………………………………………………….14
Глава II. Роль и место налогов с населения в бюджете Омской области ….………….19
2.1 Поступления доходов в местный бюджет в 2007 г……………………………..19
2.2 Поступления доходов в местный бюджет в 2008 г……………………………..21
2.3 Поступления доходов в местный бюджет в 2009 г……………………………..22
Глава III. Налоговые стимулы, направленные на повышение уровня соц защиты населения…………………………………………………...………………….………......

Работа содержит 1 файл

курсовая налоги.doc

— 846.50 Кб (Скачать)

     Введение 

     Для начала, нужно дать  определение, что же такое налог.

     Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований..." ("Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010)).

     Актуальность  данной темы связана с тем, что  одна из самых острых проблем экономики России - нехватка финансовых ресурсов. Наиболее приемлемым способом решения данной проблемы может быть налоговое регулирование - система особых мероприятий в области налогообложения, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой правительством концепцией экономического роста. Налоговое регулирование охватывает всю экономику в целом.

     Одним из аспектов налогового регулирования является взимание налогов с населения. В мировой практике налогообложение населения играет если не определяющую, то одну из главных ролей в регулировании экономики. Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство воздействует на личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, освобождения (полного или частичного) отдельных доходов и групп товаров от соответствующих налогов. Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и инвестиции.

     Объект  налогообложения - доход, полученный налогоплательщиками:

     *физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ - от источников в РФ или за пределами РФ;

     *физическими лицами, не являющихся налоговыми резидентами РФ - от источников в РФ (Ст. 208, 209, 217 НК РФ).

     Налогоплательщики  - физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ,

                                           - физические лица, получающие доходы от источников в РФ и не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

     Налоговыми  резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения в РФ не прерывается на периоды выезда за границу на срок менее 6 месяцев для лечения или обучения.

     Независимо  от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, сотрудники органов государственной власти и  местного самоуправления, работающие за пределы РФ (Ст. 207 НК РФ).

     Цель  настоящей работы – показать социальную направленность налогов с населения и определить их роль в формировании бюджета.

     В работе я рассмотрела лишь основные моменты взимания налогов с населения, так как это тема неисчерпаема и до настоящего времени многие методологические аспекты налогообложения трактуются учеными и практиками неоднозначно.

     В первой главе я рассмотрела 

     -сущность  налогообложения, которая заключается  в  денежных отношениях, складывающихся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства, и определяется через функции

     -функции  налогообложения, которые выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание

     -виды налогов с населения: в налоговой системе России существует 3 группы налогов , в зависимости от органа, который взимает налог и его использует:

     *Федеральные  налоги.

     *Региональные  налоги.

     *Местные налоги и сборы.

     Во  второй главе я провела анализ налоговых поступлений в бюджет Омской области с 2006 года по 2009 год. Нужно сделать вывод, что наблюдается благоприятная тенденция роста поступлений.

     В третьей главе я проанализировала налоговые стимулы модернизации экономики России. В марте 2008 года на встрече в Кремле Владимир Путин предложил руководству Государственной Думы в кратчайшие сроки выработать план на законодательное обеспечение концепции долгосрочного социально-экономического развития страны. Значительное место в концепции отводится совершенствованию налоговой политики.

     За последние годы в области налогового и бюджетного законодательства создана необходимая правовая база для решения поставленных стратегических задач руководством страны. В сфере законодательного обеспечения проводимой в России налоговой реформы главным итогом законодательной деятельности за истекшие годы стало практическое завершение самого сложного этапа налоговой реформы - этапа формирования налогового законодательства как самостоятельной отрасли права.

     Основная  литература, которую я использовала: «Налоговый кодекс РФ» чч1 и 2 на.03.10, Кнорус (704стр); «Налоговый кодекс РФ: новое в налогообложении в 2010 году (налоговое администрирование, НДС, НДФЛ, налог на прибыль)» под ред. Брызгалина, Омега-Л 2010г.(432стр); «Общая теория налогообложения: учебное пособие» Никулкина, Эксмо 2009г.(176стр); «НДФЛ. Просто о сложном.» 3-е изд, перераб.и доп, Касьянова, АБАК 2010г.(256стр); «Налоги и налогообложение.» 10-е изд, перераб. и доп, Перов., Толкушкин, Юрайт 2009г.(1007стр). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Налогообложение населения: сущность, функции и виды 

    1.1 Сущность и функции 

     Налог с физического лица - это обязательный взнос плательщика в бюджет и  внебюджетные фонды в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у государства с физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта, например работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход [1].

     За  счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

     Но  налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений. Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание.

     Существует  несколько точек зрения на эту  проблему, но в основном можно выделить три функции налогов:

  • распределительную;
  • фискальную;
  • контрольную.

     Причем  распределительную функцию можно  раздробить на регулирующую и стимулирующую и т.д.

     Фискальная  функция - исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация фискальной функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря это сбор налогов в пользу государства.

     Регулирующая  функция - обеспечивает выравнивание доходов и расходов налогоплательщиков, перенаправление потоков рефинансирования между различными отраслями экономики, распределение доходов между центральными, региональными и местными бюджетами и т. п. Эта функция реализуется путем изменения налоговых ставок, включая применение прогрессивных или регрессивных налоговых ставок, изменения соотношения объемов налоговых изъятий между бюджетами различных уровней, изменением структуры налоговых изъятий по их видам, регулирования налоговой базы и т. п.

     Стимулирующая функция - предполагает, что налоги являются средством оказания влияния на темпы экономического роста в стране, ускоряя или замедляя его темпы. Стимулирующая функция реализуется преимущественно путем установления налоговых льгот либо снижением налоговых ставок в целом.

     Контролирующая  функция - обеспечивает контроль государства над уровнем доходов и расходов своих граждан.

     Наиболее  последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства.

     Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

     Значение  фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется  огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат.

     Другая  функция налога с населения как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

     Изначально  распределительная функция налогов  носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы содержать армию, управленческий аппарат, социальную сферу. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании доходов населения появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции. Но большинство налогов, взимаемых сейчас в Российской Федерации имеют лишь фискальное предназначение, и только по некоторым просматривается регулирующая функция.

     Регулирующая  функция означает, что налоги как  активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии воспроизводства.

     Стимулирующая подфункция налогов реализуется  через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки[7, 67стр]. 
 

Информация о работе Социальная направленность налогов с населения и их роль в формировании территориальных бюджетов