Содержание налогового правоотношения: права и обязанности субъектов

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Содержание

1. Понятие и виды налоговых правоотношений
2. Субъектный состав налогового правоотношения
3. Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений
3.1. Таможенные органы. Федеральная таможенная служба
3.2. Органы внутренних дел
3.3. Финансовые органы
4. Содержание налогового правоотношения: права и обязанности субъектов
5. Задача
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (3).docx

— 47.37 Кб (Скачать)

- осуществляет возврат  излишне взысканных и уплаченных  налогов и других обязательных  платежей в бюджет через кредитные  организации;

- анализирует отчетные, статистические данные и результаты  проверок на местах, подготавливает  на их основе предложения о  разработке инструктивных методических  указаний и других документов  по применению законодательных  актов о налогах и иных платежах  в бюджет и другие функции.

Региональные органы Федеральной налоговой службы в  субъектах Российской Федерации  осуществляют функции, предусмотренные  законодательством для государственных  налоговых инспекций по районам, городам без районного деления  и районам в городах. Среди  важнейших функций можно назвать  следующие:

- осуществление контроля  за соблюдением законодательства  о налогах и других платежах  в бюджет и во внебюджетные  государственные фонды;

- обеспечение своевременного  и полного учета плательщиков  налогов и других платежей  в бюджет, правильности начисления  платежей гражданами РФ, иностранными  гражданами и лицами без гражданства,  а также поступления этих платежей  в соответствующий бюджет;

- контроль за своевременностью  представления плательщиками бухгалтерских  отчетов и балансов, налоговых  расчетов, отчетов, деклараций и  других документов, связанных с  исчислением и уплатой платежей  в бюджет, а также проверка  достоверности этих документов  в части правильности определения  прибыли, дохода, иных объектов  обложения и исчисления налога  и других платежей в бюджет;

- передача правоохранительным  органам материалов по фактам  нарушений, за которые предусмотрена  уголовная ответственность;

- предъявление в  суд и в арбитражный суд  соответствующих исков, в частности,  исков о признании сделок недействительными  и взыскании в доход государства  всего полученного по таким  сделкам (речь идет о сделках,  совершенных с целью, противоречащей  основам правопорядка и нравственности (ст. 169 ГК РФ);

- приостановление  операций предприятий, учреждений, организаций и граждан по расчетным  и другим счетам в кредитных  организациях в случаях непредставления  (или отказа представить) бухгалтерских  отчетов, балансов, расчетов, деклараций  и других документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов  и иных обязательных платежей  в бюджет.

Правоохранительные  органы, в том числе органы Министерства внутренних дел РФ, обязаны оказывать  практическую помощь работникам государственных  налоговых инспекций при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая  принятие предусмотренных законом  мер по привлечению к ответственности  лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых  инспекций своих должностных  функций.

Налоговая инспекция  имеет право применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам  определенные законодательством финансовые санкции.

Проверки предприятий, учреждений и организаций оформляются  актами, в которых отражаются выявленные нарушения законодательства о налогах  и других платежах в бюджет, факты  невыполнения требований должностных  лиц государственных налоговых  инспекций, а также даются указания об устранении выявленных нарушений  и о внесении причитающихся сумм в бюджет. Акт подписывается должностными лицами Федеральной налоговой службы, другими участниками проверок и  руководителями и главными (старшими) бухгалтерами проверяемых предприятий, учреждений, организаций. В случае несогласия с фактами, указанными в акте, руководители и главные (старшие) бухгалтеры обязаны  подписать акт и сделать запись о возражениях, прилагая одновременно письменные пояснения и документы, подтверждающие эти возражения. 

3.1 Таможенные органы. Федеральная таможенная служба 

Общее руководство  таможенным делом в Российской Федерации  осуществляют высшие федеральные органы исполнительной власти.

Центральным органом  федеральной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющим непосредственное руководство таможенным делом в нашей стране, является Федеральная таможенная служба.

Таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, составляющие единую систему, в которую входят:

- Федеральная таможенная  служба;

- региональные таможенные  управления Российской Федерации;

- таможни Российской  Федерации;

- таможенные посты  Российской Федерации.

Положение о Федеральной  таможенной службе утверждается Правительством РФ.

Таможенные органы Российской Федерации выполняют  следующие основные функции:

- обеспечивают соблюдение  законодательства, контроль, за исполнением  которого возложен на таможенные  органы Российской Федерации;

- принимают меры  по защите прав и интересов  граждан, предприятий, 

- учреждений и  организаций при осуществлении  таможенного дела;

- обеспечивают в  пределах своей компетенции экономическую  безопасность - Российской Федерации,  являющуюся экономической основой  суверенитета Российской Федерации;

- применяют средства  таможенного регулирования торгово-экономических  отношений;

- взимают таможенные  пошлины, налоги и иные таможенные  платежи;

ведут борьбу с контрабандой, нарушениями таможенных правил и  налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации;

- ведут таможенную  статистику внешней торговли  и специальную таможенную статистику  Российской Федерации;

- ведут Товарную  номенклатуру внешнеэкономической  деятельности и т.д. 

3.2 Органы внутренних  дел 

В целях повышения  эффективности борьбы с налоговыми правонарушениями в марте 1992 г. при  Государственной налоговой службе РФ было создано Главное управление налоговых расследований. Законом  РФ от 24 июня 1993 г. «О федеральных органах  налоговой полиции» (с изменениями  и дополнениями, внесенными Федеральным  законом от 17 декабря 1995 г.) организованы федеральные органы налоговой полиции (правопреемники ГУНР), которые являлись правоохранительными органами и  составной частью сил обеспечения  экономической безопасности РФ. В 2003 г. названные органы были расформированы, а их полномочия в сфере борьбы с налоговыми правонарушениями были переданы МВД России. В структуре  Министерства в настоящее время  создана Федеральная служба по экономическим  и налоговым преступлениям, в  которую входят Главное управление по борьбе с экономическими преступлениями и Главное управление по борьбе с  налоговыми преступлениями.

Основными задачами Федеральной службы в налоговой  сфере являются:

- выявление, предупреждение  и пресечение налоговых преступлений  и правонарушений;

- обеспечение безопасности  деятельности государственных налоговых  органов, защита их должностных  лиц от противоправных посягательств  при исполнении служебных обязанностей;

- государственная  защита должностных лиц налоговых  органов и их близких;

- предупреждение, выявление,  пресечение коррупции в налоговых  органах.

Для выполнения поставленных перед Федеральной службой задач  на нее возлагаются обязанности  и предоставляются соответствующие  права:

проведение в соответствии с законодательством оперативно-розыскных  мероприятий, дознания и предварительного следствия в целях выявления  и пресечения налоговых преступлений, осуществление розыска лиц, совершивших  указанные преступления или подозреваемых  в их совершении, а также принятие мер по возмещению нанесенного государству  ущерба;

пользование при  исполнении служебных обязанностей правами, предоставленными законодательством  должностным лицам налоговых  органов и агентам валютного  контроля;

осуществление при  наличии достаточных данных проверок налогоплательщиков (в том числе  контрольных проверок после проверок, проведенных налоговыми органами) в  полном объеме, с составлением актов  по результатам этих проверок. Принятие решений по актам проверок и применение соответствующих санкций осуществляются начальником органа налоговой полиции или его заместителем;

приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках и иных кредитных организациях на срок до одного месяца в случаях  непредставления документов, связанных  с исчислением и уплатой налогов;

в соответствии с  компетенцией вынесение в качестве предупредительной меры письменных предостережений руководителям, главным  бухгалтерам и иным должностным  лицам банков и других организаций  независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также  гражданам (физическим лицам) с требованиями устранения нарушений законодательства, своевременной и полной уплаты налогов  и других обязательных Платежей, представления  отчетной и иной документации в установленные  сроки, ведения бухгалтерского учета  в соответствии с законодательством, а при необходимости восстановления бухгалтерского учета за счет собственных  средств налогоплательщика; контроль за выполнением этих требований;

наложение административного  ареста на имущество юридических  и физических лиц с последующей  реализацией этого имущества  в установленном порядке в  случаях невыполнения указанными лицами обязанностей по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей для  обеспечения своевременного поступления  сумм сокрытых налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующие  бюджеты;

осуществление дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных законодательством к их ведению, проведение судебно-экономических  и связанных с исследованием  документов криминалистических экспертиз  и т.д.;

осуществление при  наличии достаточных оснований  внедрения своих оперативных  сотрудников в структуры предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, когда получение  иными способами необходимой  информации о формах и методах  сокрытия от налогообложения доходов (прибыли) невозможно;

право выплачивать  лицу, представившему информацию о  налоговом преступлении или нарушении, вознаграждение;

иные права.

В соответствии со ст. 36 и 37 НК РФ органы внутренних дел несут  ответственность за убытки, причиненные  налогоплательщикам вследствие своих  неправомерных действий (решений) или  бездействия, а также действий (бездействия) своих должностных лиц. 

3.3 Финансовые органы 

Участниками отношений, регулируемых законодательством о  налогах и сборах, при решении, в частности, вопросов об отсрочке и  о рассрочке уплаты налогов и  сборов являются финансовые органы.

Понятие «финансовые  органы» включает в себя Министерство финансов Российской Федерации, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций  краев, областей, городов Москвы и  Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районов и городов, иные уполномоченные органы.

Полномочия финансовых органов в области налогов  и сборов заключаются в следующем.

Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации  о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы  налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также  порядок их заполнения.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации  о налогах и сборах и нормативных  правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах  и сборах.

Содержание налогового правоотношения, как и любого другого  правоотношения, раскрывается через  права и обязанности субъектов  правоотношений. Права и обязанности  субъектов налоговых правоотношений предусмотрены законодательством  о налогах и сборах. 
 

Информация о работе Содержание налогового правоотношения: права и обязанности субъектов