Совершенствования развития системы налогообложения акцизов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение исчисления и уплаты акциза на нефтепродукты, совершенствование развития системы налогообложения акцизов.

При написании данной курсовой работы необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические аспекты исчисления и уплаты акциз; порядок исчисления и уплаты акциз на нефтепродукты; изучить экономическое содержание акциз и их взимание; выявить проблемы системы развития налогообложения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗ 5

1.1 История становления налога в СССР и в современной РФ 5

1.2 Экономическое содержание акцизов и механизм взимания 13

1.3 Место акциза в налоговой системе страны ФРГ 15

2 ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗА НА НЕФТЕПРОДУКТЫ

2.1 Формирование налоговой базы по акцизам на нефтепродукты 18

2.2 Расчет и уплата акциза на нефтепродукты 22

2.3 Порядок заполнения декларации по акцизам на нефтепродукты в организациях с обособленными подразделениями на примере ООО Актив 34

3 СОВЕРШЕНСТОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АКЦИЗОВ………………………………………………………………………..35

3.1 Перспективы развития системы налогообложения акцизов……….42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Работа содержит 1 файл

курсач налоги2.doc

— 248.50 Кб (Скачать)

     Обязательство по уплате акциза возникает в двух случаях. А именно в момент выпуска  товаров с акцизного склада или  при их использовании (переработке) на акцизном складе.

     Акцизные  склады — это заводы-изготовители, а также склады, где подакцизные товары находятся без обложения акцизом. Чтобы открыть акцизный склад, требуется соответствующее разрешение, которое можно получить в налоговых органах.[9]

     Как и в других странах Евросоюза, в Германии подакцизные товары могут перемещаться с одного акцизного склада на другой без обложения налогом. Данное положение действует не только на налоговой территории Германии, но и в других государствах ЕС.

     Предприниматель, не имеющий акцизного склада, но у которого есть разрешение на получение безналоговых товаров, допускается к приему не облагаемых акцизом товаров в рамках товарооборота внутри Евросоюза. Такой предприниматель имеет статус правомочного получателя. Обязательство по уплате акциза возникает у него в момент приема товара.

     Налогоплательщиком  является владелец акцизного склада или правомочный получатель. При  получении товаров, ранее обложенных акцизами в другом государстве Евросоюза, налогоплательщиком признается получатель.[12]

     При перемещении подакцизных товаров  внутренним транзитом в другие страны ЕС требуются установленные законом сопроводительные документы (административные или коммерческие).

     В коммерческом обороте действует  принцип страны назначения, то есть товары облагаются налогом в стране потребления. В отличие от этого в «пассажирском» сообщении действует принцип страны происхождения. Так, товары, приобретенные пассажирами или туристами для собственного потребления и перемещаемые ими, подлежат налогообложению в стране отправления и не облагаются акцизами в стране назначения.[9]

     Чтобы избежать двойного налогообложения  при перемещении товаров из Германии в другие государства Евросоюза, производится возврат акциза, уплаченного  по подакцизным товарам на налоговой  территории.

     Во  многих законах, принятых в Германии, предусмотрены налоговые освобождения. Так, не облагается акцизом передача спирта для производства лекарственных и косметических средств, продуктов питания (кроме напитков), ароматических эссенций и уксуса, средств для отопительных и очистительных целей.

В Германии взимаются следующие виды акцизов:

     -на игристое вино;

  -промежуточные изделия;

     -кофе;

     -минеральное топливо;

     -пиво;

     -спиртоводочные изделия;

     -табак и табачные изделия;

     -электроэнергию.

     Акцизы  на табак и табачные изделия, спиртоводочные изделия, промежуточные изделия, игристые вина, минеральное топливо, электроэнергию и акциз на кофе перечисляются в бюджет федерации.[9]

     Единственным  акцизом, поступления от которого направляются в бюджеты федеральных земель, является акциз на пиво. 
 
 
 
 

     2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ АКЦИЗА НА НЕФТЕПРОДУКТЫ 

2.1 Формирование  налоговой базы по акцизам  на нефтепродукты 
 

     Плательщиками акцизов являются организации и  индивидуальные предприниматели, совершающие  поименованные операции, которые  признаются объектом обложения акцизами, а также лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с импортом и экспортом товаров.[2]

     Согласно  ст. 181 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к подакцизным нефтепродуктам относятся автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных, карбюраторных или инжекторных двигателей, а также прямогонный бензин.

     В соответствии со ст. 182 НК РФ к операциям, признаваемым объектом обложения акцизами, относится реализация на территории Российской Федерации лицами произведенных  ими подакцизных товаров. Итак, акцизами облагается реализация подакцизных товаров, под которой понимается для целей исчисления акцизов передача права собственности на товар. В то же время реализация подакцизных товаров признается объектом обложения акцизами только в случае, если она осуществляется непосредственными производителями этих товаров.

     Единственной  признаваемой объектом обложения акцизами операцией, совершаемой не производителями  подакцизных товаров, а комиссионерами, является продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов (или других уполномоченных органов) конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, а также подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную или муниципальную собственность.

     В ряде случаев объектом обложения  акцизами признаются операции не по реализации, а по передаче произведенных подакцизных  нефтепродуктов.  В отличие от операции по реализации товаров при их передаче не происходит смены собственника, тем не менее ст. 182 НК РФ предусмотрена обязанность непосредственных производителей начислять акциз. В число таких операций входят: передача на территории Российской Федерации подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья, собственнику вышеуказанного сырья либо другим лицам (в том числе получение подакцизных товаров в собственность в счет оплаты услуг по производству подакцизных товаров из давальческого сырья). Таким образом, при производстве нефтепродуктов из давальческого сырья плательщиком акциза всегда является переработчик этого сырья.

     Пример 1. Организация - собственник нефти  заключила договор с нефтеперерабатывающим  заводом (НПЗ) на оказание услуги по переработке  этой нефти с целью получения  автомобильного бензина. В этом случае акциз будет начисляться переработчиком при передаче автомобильного бензина собственнику либо при передаче этого бензина любому лицу по указанию собственника; передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации, имеющей свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином; передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд.

     Пример 2. Если НПЗ - производитель автомобильного бензина использует часть бензина  для заправки собственного автотранспорта, то на объемы бензина, передаваемые для этих целей, должен начисляться акциз; передача на территории Российской Федерации произведенных подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности); передача на территории Российской Федерации организацией (хозяйственным обществом или товариществом) произведенных подакцизных товаров своему участнику при его выходе (выбытии) из организации (хозяйственного общества или товарищества), а также передача подакцизных товаров, произведенных в рамках договора простого товарищества, участнику вышеуказанного договора при выделе его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или разделе такого имущества; передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.

     Пример 3. Организация произвела автомобильный  бензин с октановым числом до 80 и  на давальческих началах передает этот бензин для получения из него автомобильного бензина с более высоким октановым числом. В этом случае производитель прямогонного бензина будет начислять акциз при передаче бензина с октановым числом до 80 на переработку.

     Таким образом, объект обложения акцизами нефтепродуктов, произведенных на территории Российской Федерации, возникает только у организаций и индивидуальных предпринимателей, которые производят и реализуют (или передают) подакцизные  нефтепродукты собственного производства (за исключением операции по реализации конфискованных подакцизных товаров).

     Что касается нефтепродуктов, произведенных  за пределами территории Российской Федерации, то объект обложения акцизами возникает при ввозе нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации. Акциз по ввозимым нефтепродуктам уплачивается на таможне, за исключением нефтепродуктов, ввозимых из Республики Беларусь.

     Согласно  п. 7 Положения акцизы не уплачиваются при ввозе на территорию Российской Федерации подакцизных товаров, предназначенных для переработки на давальческих началах, с последующим вывозом продуктов переработки с территории Российской Федерации. 

     Согласно  п. 3 ст. 182 НК РФ (в редакции, действовавшей  до 1 января 2009 г.) к производству приравнивались любые виды смешения товаров, в результате которого получается подакцизный товар. В соответствии с п. 3 ст. 182 НК РФ (в ред. от 22.07.2008 N 142-ФЗ) получение подакцизных товаров путем смешения признается с 1 января 2009 г. процессом производства только в случае, если в результате смешения создается товар, в отношении которого Кодексом установлена более высокая ставка акциза.

     Расчет  и уплата акцизов: как установлено статьей 187 НК, налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров. Виды подакцизных нефтепродуктов перечислены в п. 1 статьи 193 НК. Для товаров, на которые установлены специфические ставки акцизов, налоговая база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении. То есть, иными словами, налоговая база - это количество реализованных или переданных нефтепродуктов, измеряемое в тоннах.[2]

     Налоговая база (ст. 187) в зависимости от установленных  налоговых ставок определяется как: 1) объем реализованных  подакцизных  товаров в натуральном выражении- по товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки; 2) стоимость реализованных  подакцизных товаров, без учета акциза, НДС по товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки; 3) объем реализованных товаров в натуральном выражении – для исчисления акциза при применении твердой налоговой ставки; 4) расчетная стоимость реализованных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной налоговой ставки – по товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки.[7]

     Количество  видов подакцизных товаров соответствует  количеству установленных ставок. Для  товаров, на которые установлены  специфические ставки акцизов, налоговая  база определяется как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении, то есть налоговая база - это количество реализованных или переданных нефтепродуктов, измеряемое в тоннах.  
 
 

2.2 Расчет  и уплата акциза на нефтепродукты 
 

     Группа товаров, объединяемая понятием "нефтепродукты" (ГСМ), в большинстве стран является подакцизной. Широкое распространение налогообложение нефтепродуктов получило после энергетического кризиса 70-х гг. 20 века.

     В РФ акцизы установлены на следующие  виды ГСМ, определенные в целях применения главы 22 Налогового кодекса (НК) как нефтепродукты:

     автомобильный бензин;

     дизельное топливо;

     моторные  масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

     прямогонный бензин.[2]

     Ставки  акцизов на нефтепродукты установлены  в рублях за одну тонну.

     С 1 января 2010 года вступили в силу существенные поправки, внесенные в главу 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ. В результате изменен порядок исчисления и уплаты акцизов, а их ставки возросли практически по всем видам подакцизных товаров.

     Федеральный закон от 28.11.09 №282-ФЗ «О внесении изменений в главу 22 и главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее Закон №282-ФЗ) разработан и принят во исполнение Основных направлений Налоговой политики РФ на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012годов. Этот закон предусматривает индексацию ставок акцизов на 2010 – 2012 годы, а также внесению ряда изменений, направленных на уточнение действующего порядка налогообложения акцизами, с целью повышения его эффективности.

     В связи с ростом среднего уровня цен  на потребительские товары и прогнозом уровня инфляции на период с 2010 по 2012 годы предусматривается ежегодная индексация ставок акцизов на все подакцизные товары в среднем на 10% по сравнению с предыдущим годом.

     Следует отметить, что табачной и спиртосодержащей продукции в этом отношении повезло меньше, чем остальным подакцизным товарам. По сигаретам с фильтром индексация произведена на 20%, а по сигаретам без фильтра и папиросам – на 28-30%.

Информация о работе Совершенствования развития системы налогообложения акцизов