Современная налоговая система РФ-развитие и перспективы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………....3
1 Основы налоговой системы РФ……………………………………………………………….5
1.1 Налоговая система: понятие и цели……………………….……………………………..5
1.2 Принципы построения налоговой системы……………………………………….……10
2 Оценка современной налоговой системы России………………………………………..…13
2.1 Характеристика и анализ поступления основных налогов в бюджет РФ в январе-августе 2011 г………………………………………………………………………………...…13
2.2 Особенности современной налоговой системы РФ………………………...…………27
3 Основные направления развития налоговой системы РФ…………………………..……..29
3.1 Проблемы и ограничения развития налоговой системы……………………………...29
3.2 Перспективы развития налоговой системы РФ……………………………………….30
Заключение…………………………………………………………………...............................40
Список использованной литературы………………………………………………………….43
Приложение……………………………………

Работа содержит 1 файл

Современная налоговая система РФ-развитие и перспективы.docx

— 101.63 Кб (Скачать)

Посредством фискальной функции реализуется  главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления  собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.). Формирование доходов государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейшего экономического субъекта.

Другая функция налогов как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  количественного отражения налоговых  поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается  эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением  финансовых ресурсов, выявляется необходимость  внесения изменений в налоговую  систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в  условиях действия распределительной  функции. Таким образом, обе функции  в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции  налогов, её полнота и глубина  в известной мере от налоговой  дисциплины. Суть её в том, чтобы  налогоплательщики (юридические и  физические лица) своевременно и в  полном объёме уплачивали установленные  законодательством налоги.

Распределительная функция налогов  обладает рядом свойств, характеризующих  многогранность её роли в воспроизводственном  процессе. Это, прежде всего то, что  изначально распределительная функция  налогов носила чисто фискальный характер. Но с тех пор, как государство  посчитала необходимым активно  участвовать в организации хозяйственной  жизни, в стране появилось регулирующее свойство, которое осуществляется через  налоговый механизм. В налоговом  регулировании стимулирующая подфункция, а также подфункция воспроизводственного назначения».

Функциональное предназначение системы  налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным  принципам налогообложения и  исходить сущностного содержания экономических  категорий «налог» и «налогообложение». Однако набор конкретных налоговых  форм (видов налогов и условий  управления ими) при разработке налоговой  концепции должен быть сориентирован  на главную цель – равномерное  разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и  территориями. Иными словами, между  группами прямых и косвенных налогов  должно быть установлено максимально  возможное равновесие. Косвенные  налоги преследуют фискальные цели, а  прямые налоги – стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого  вида налога должно быть организовано (организовать – значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к  закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов.

 

 

 

1.2 Принципы  построения налоговой системы

 

Впервые принципы налогообложения  были сформулированы в XVIII в. великим  шотландским исследователем экономики  и естественного права Адамом Смитом (1725—1793) в его знаменитом труде «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776 г.). Он выделил пять принципов, названных  впоследствии «Декларацией прав плательщика»9:

  • Налоги не должны быть чрезмерно обременительны.
  • Они должны быть понятны налогоплательщикам.
  • Каждый налогоплательщик должен знать, какую сумму и в какой срок он должен оплатить и почему.
  • Налоги должны быть справедливыми, и при сходных обстоятельствах разные налогоплательщики должны платить примерно одинаковые налоги.
  • Государство должно уметь собирать налоги, не расходуя на это слишком большие средства.

Сегодня эти постулаты называют классическими принципами налогообложения. Реализация этих принципов и в настоящее время остается приоритетной задачей налогового законодательства.

Принципы  построения эффективной налоговой  системы достаточно обоснованы в  налоговой теории и включают в  себя следующие:

- Экономическая  эффективность - налоговая система  не должна мешать развитию  предпринимательства и эффективному  использованию ресурсов (материальных, трудовых и финансовых).

- Определенность  налогообложения - налоговая система  должна быть построена таким  образом, чтобы налоговые последствия  принятия экономических решений  предпринимателем (и юридическим,  и физическим лицом) были определены  заранее и не изменялись в  течение длительного периода  времени. Таким образом, этот  принцип практически смыкается  с принципом стабильности налоговой  системы.

- Справедливость  налогообложения - этот принцип  является основным при построении  налоговой системы и предполагает  справедливый подход к различным  налогоплательщикам, а также приоритет  интересов налогоплательщика в  отношениях между ним и налоговой  администрацией.

- Простота  налогообложения и низкий уровень  издержек по взиманию налогов  - налоговое законодательство должно  содержать простые формулировки, понятные большинству налогоплательщиков, а процедура взимания налогов  должна быть относительно дешевой.10

Система налогообложения Российской Федерации базируется на следующих  принципах (часть 1 НК РФ, статья 3):

1) принцип всеобщности налогообложения  и принцип равенства прав налогоплательщиков  – каждое лицо должно уплачивать  законно установленные налоги  и сборы;

2) принцип недискриминации (нейтральности)  налогообложения в отношении  форм экономической деятельности  – налоги и сборы не могут  иметь дискриминационный характер  и применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных  и иных подобных критериев;

3) принцип недопустимости создания  препятствий реализации гражданами  своих конституционных прав –  недопустимы налоги и сборы,  препятствующие реализации гражданами  своих конституционных прав; налоги  и сборы должны иметь экономическое  основание и не могут быть  произвольными;

4) принцип единства экономического  пространства – не допускается  устанавливать налоги и сборы,  нарушающие единое экономическое  пространство РФ и, в частности,  прямо или косвенно ограничивающие  свободное перемещение в пределах  территории РФ товаров (работ,  услуг) или финансовых средств,  либо иначе ограничивать или  создавать препятствия для не  запрещённой законом экономической  деятельности физических лиц  и организаций;

5) принцип определённости правил  налогообложения – при установлении  налогов должны быть определены  все элементы налогообложения;  акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы  таким образом, чтобы каждый  точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке  он должен уплачивать; ни на  кого не может быть возложена  обязанность уплачивать налоги  и сборы, а также иные взносы  и платежи, обладающие установленными  НК РФ признаками налогов или  сборов, не предусмотренные НК  РФ либо установленные в ином  порядке, чем это определено  НК РФ.

6) принцип истолкования всех  неясностей в налоговом законодательстве  в пользу налогоплательщика –  все неустранимые сомнения, противоречия  и неясности актов законодательства  о налогах и сборах толкуются  в пользу плательщика налога  или сбора.

В экономической литературе встречается  и ряд других организационных  принципов налогообложения, которые  носят объективный характер. К  ним можно отнести:

1) принцип подвижности (эластичности) – суть его заключается в  том, что налоговая нагрузка  может быть оперативно изменена  в соответствии с объективными  потребностями государства;

2) принцип стабильности – этот  принцип предполагает постоянство  налоговой системы, что важно  для субъектов налоговых отношений  (для государства при формировании  доходной части бюджета, а для  плательщиков – при планировании  своих доходов, в том числе  налоговом планировании);

3) принцип исчерпывающего перечня  региональных и местных налогов  – суть его заключается в  исключении возможности установления  и введения дополнительных налогов  субъектами РФ и органами местного  самоуправления.

В мировой практике имеет место  использование и ряда других принципов  налогообложения, к которым можно  отнести принцип доступности  и открытости информации по налогообложению; принцип презумпции невиновности; принцип  стабильности налогового законодательства; принцип создания максимального  удобства для налогоплательщиков; принцип  обложения чистых доходов налогоплательщика  и др.11

 

Глава 2. Оценка современной налоговой  системы России

2.1 Характеристика и анализ поступления  основных налогов в бюджет  Российской Федерации в январе-августе  2011г.

 

Согласно Налоговому кодексу РФ (ст. 13-15) налоги и сборы в России подразделяются на федеральные, региональные и местные. Структуру налоговой  системы РФ см. (приложение № 1).

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. В настоящее время к федеральным  налогам и сборам относятся:

- налог  на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог  на доходы физических лиц;

- налог  на прибыль организаций;

- налог  на добычу полезных ископаемых;

- водный  налог;

- сборы  за пользование объектами животного  мира и за пользование объектами  водных биологических ресурсов;

- государственная  пошлина.

Региональными налогами признаются налоги, которые  установлены НК РФ и законами субъектов  РФ о налогах и сборах и обязательны  к уплате на территориях соответствующих  субъектов РФ. В настоящее время  к региональным налогам относятся:

- налог  на имущество организаций;

- налог  на игорный бизнес;

- транспортный  налог.

Местными  налогами признаются налоги, которые  установлены НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах и обязательны к  уплате на территориях соответствующих  муниципальных образований. В настоящее  время к местным налогам относятся:

- земельный  налог;

- налог  на имущество физических лиц.

Специальные налоговые режимы:

- система  налогообложения для сельскохозяйственных  товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный  налог);

- упрощенная  система налогообложения;

- система  налогообложения в виде единого  налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности;

- система  налогообложения при выполнении  соглашений о разделе продукции.

Федеральные, региональные и местные налоги и  сборы отменяются только НК РФ. Не могут  устанавливаться федеральные, региональные и местные налоги и сборы, не предусмотренные  НК РФ.

По оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в январе-августе 2011г. поступило налогов, сборов и  иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 6441,7 млрд.рублей, что на 28,9% больше, чем за соответствующий  период предыдущего года. В августе 2011г. поступления в консолидированный  бюджет составили 782,8 млрд.рублей и  уменьшились по сравнению с предыдущим месяцем на 10,3%. см. табл. 112.

 

Таблица 1

Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей

в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам 

млрд. рублей

 

 

Январь-август  
2011г.

В % к  
январю-августу 2010г.

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

консолиди- 
рованный бюджет

в том числе

феде-ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов  Российской Федерации

феде- 
ральный бюджет

консолиди-рованные бюджеты субъектов  Российской Федерации

Всего

6441,7

2916,3

3525,4

128,9

144,5

118,4

из них: 
налог на прибыль организаций

1619,4

239,9

1379,5

134,1

в 1,5р.

131,5

налог на доходы физических лиц

1226,9

-

1226,9

111,2

-

111,2

налог на добавленную стоимость  
на товары (работы, услуги), реализуемые  
на территории Российской Федерации,  
ввозимые из Республики Беларусь и  
Республики Казахстан

1209,0

1209,0

-

139,6

139,6

-

из него налог на добавленную  
стоимость на товары (работы, услуги),  
реализуемые на территории  
Российской Федерации

1150,1

1150,1

-

137,3

137,3

-

акцизы по подакцизным товарам  
(продукции), производимым на  
территории Российской Федерации

392,0

148,0

244,0

135,5

в 2,0р.

112,8

налоги на имущество

489,2

-

489,2

107,7

-

107,7

налоги, сборы и регулярные платежи  
за пользование природными ресурсами

1333,4

1310,2

23,2

143,2

143,8

116,9

из них налог на добычу  
полезных ископаемых

1305,3

1284,1

21,3

143,9

144,4

117,2

Информация о работе Современная налоговая система РФ-развитие и перспективы