Современные тенденции становления российского рынка труда и формирование его структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа

Описание работы

Главной целью работы является попытка применить теоретические положения в сфере формирования рынка труда.
Для достижения указанной цели автором были поставлены следующие задачи:
Изучение рынка труда. Его структуры, сущности, основных характеристик. А так же рассмотрение проблемы создания эффективной модели российского рынка труда.
Анализ состояния рынка труда Российской Федерации. Рассмотрение работы службы занятости, денежных доходов населения и основных показателей рынка труда.

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая работа.doc

— 375.50 Кб (Скачать)
  • собственник и носитель этого товара – человек со всеми его правами и обязанностями, охраняемыми законом. Предприниматель не может произвольно использовать работника, он должен соблюдать общественные и правовые нормы, регулирующие рынок труда.
  • труд – это товар производственного назначения, но, в отличие от вещественных факторов производства, он несет на себе личностную нагрузку и поэтому имеет существенное значение.

     Есть  еще одна сторона этого приоритета, которая выявлена мировой экономической  наукой, в т.ч. трудовой теорией стоимости К. Маркса. В соответствии с этой теорией, продукт создается двумя факторами: трудом и средствами производства. Однако новую стоимость, заключенную в произведенном товаре, создает живой труд работника, тогда как стоимость вещественных факторов лишь переносится на производимый товар как составная часть издержек его производства. Вся вновь созданная живым трудом в течение года стоимость образует национальный доход, который является источником дохода всех слоев населения.

     Экономико-математические исследования предельной производительности труда, проведенные в США экономистом П. Дугласом и математиком Ч. Коблом, показали зависимость объемов производимой продукции от капитала и труда. Ими было выведено уравнение, согласно которому объем произведенной продукции на 3/4 создается трудом наемных работников и на 1/4 – капиталом, т.е. применительно к теории предельной производительности, 1% увеличения затрат труда увеличивает объем производства в 3 раза больше, чем 1% прироста капитала. Это подтверждается и официальной статистикой стран с развитой рыночной экономикой. 

            1.5  Рынок труда как органическое единство рынка рабочей силы и рынка рабочих мест. 

     Хозяйство предпринимателя, который является работодателем, объединяет труд многих работников так, что каждый из них закреплён за определённым рабочим местом, а все рабочие места связанны технологией внутрифирменной кооперацией. Поэтому предприниматель, покупая рабочую силу, вместе с этим предлагает работнику трудиться на определённом рабочем месте. В свою очередь работник, продавая свою рабочую силу, предъявляет спрос на определённое рабочее место. И сделка купли – продажи состоится лишь в том случае, если работник соответствует требованиям рабочего места, а предлагаемое работнику рабочее место соответствует жизненным интересам работника.

     Кадровые  службы предприятий и работники  службы занятости постоянно сталкиваются с необходимостью считаться с  интересами не только работодателей, но и работников, для которых рабочее  место – не просто источник заработка, но и фактор, за который надо известным образом платить. Видимость такова, что работодатель бесплатно предоставляет работнику использовать рабочее место как свою собственность. На самом деле это не так,  ибо в системе рыночных отношений никому и ничто не даётся использовать бесплатно. Важно подчеркнуть, что  в современной рыночной экономике этот факт получил такое значение, что уже недостаточно говорить о рынке труда только как о рынке живого труда.  Появились веские основания включать в рынок труда и рынок рабочих мест.

     Традиционное  представление о том, что рынок  труда есть лишь рынок живого труда  (рабочей силы), опрокидывается требованиями рыночных хозяйственно-трудовых отношений, которые немыслимы вне отношений  по поводу рабочих мест. И это  тоже рыночные отношения в  сфере купли – продажи труда, которая охватывает живой и овеществленный труд.

     Сущность  купли – продажи труда заключается  как раз в соединении рабочей  силы с рабочим местом. Это означает, что купля – продажа рабочей  силы есть в тоже время купля – продажа рабочего места.

     Однако  нужно обратить внимание не только на органическое единство этих двух рынков, но и на их существенное различие, которое  можно увидеть прежде всего в  отношениях собственности. Собственником  рабочей силы, соответственно её продавцом на рынке труда является работник, а покупателем – работодатель (предприниматель). Собственником рабочих мест, соответственно их продавцом, является работодатель (предприниматель), а покупателем – работник.

     Кроме того, на рынке труда реализуются  следующие возможности:

- свободного  выбора профессии, отрасли и  места деятельности, поощряемого  приоритетными предложениями (уровень  оплаты труда, возможности реализации  творческих замыслов и т. д.);

- найма  и увольнения при соблюдении  норм трудового законодательства, защищающего интересы граждан в плане гарантий занятости, условий труда, его оплаты;

- независимой  и вместе с тем экономически  поощряемой миграции трудовых  ресурсов между регионами, отраслями  и профессионально - квалификационными  группами, которой обычно сопутствует улучшение условий жизни и трудовой деятельности, чему способствует наличие высокоразвитых, повсеместно доступных населению рынков высококачественного жилья, потребительских товаров,  культурных и духовных ценностей;

- свободного  движения заработной платы и других доходов при сохранении приоритета квалификации и образования, соблюдении установленного законом гарантированного минимума зарплаты и регулировании верхнего предела доходов через налоговую систему.

     В конкурентно - рыночных отношениях отражаются глубокие процессы, постоянно происходящие в обществе и определяющие его движение вперед. Через рынок труда проходят, скрещиваясь в нём, три взаимосвязанных эволюционных потока - развитие экономики (материально -  технических элементов и структур), развитие человека (общей и профессиональной культуры,  творческих возможностей, нравственных качеств), развитие общественных отношений (государственных и классовых структур, отношений собственности, производственных связей). Они образуют основу прогресса в обществе, его главное содержание.

     Рабочая сила представляет собой товар особого  рода, производственные созидательные  качества которого целиком определяют эффективность конкурентной экономики, ее возможности создания высокосортных  товаров и комфортных услуг, масштабы и темпы научно-технических и организационных преобразований. Поэтому подготовка и выпуск на рынок труда образованной и творчески активной рабочей силы, обеспечение ее квалификационной и территориальной мобильности является одной из первооснов жизнедеятельности народного хозяйства. И чем выше общий уровень развития экономики, чем более сложные задачи ей приходится решать, тем значительнее потребность в рабочей силе высшей квалификации. Подобной рабочей силе в развитых странах мира в эпоху НТР абсолютное большинство работодателей и государственные органы стремятся создать наилучшие производственные и жизненные условия, гарантируя по возможности и социальную защищенность на рынке труда.

     Рабочая сила - товар особого рода еще  и потому, что она сама в первую очередь является, как правило, наиболее заинтересованной стороной в развитии своих созидательных возможностей, реализуемых в народном хозяйстве и выражающих индивидуальные, особенно творческие, способности личности.

     Конечной  целью рынка труда является, во-первых, удовлетворение профессионально - трудовых и жизненных интересов экономически активного населения, включая социальную защиту, и обеспечение народного хозяйства нужными ему кадрами; во-вторых, достижение максимально полной и минимально прерывной занятости, с учетом потребности в частичной рабочей неделе, скользящем графике рабочего дня и тому подобное.

      1.6 Трактовки рынка труда и рынка рабочей силы в работах современных отечественных исследователей.

     В отечественной литературе по вопросам рынка труда нет единства в трактовке рынка труда, в понимании его экономического содержания. Объясняется это в значительной мере переходом страны от социалистического планового хозяйства к капиталистической рыночной экономике. Мир экономической науки раскололся: одни остались приверженцами трудовой теории стоимости Смита - Риккардо - Маркса, другие встали на позиции неоклассических доктрин предельной производительности. Главный вопрос – это вопрос о том, что является товаром в качестве объекта купли-продажи на рынке труда и как правильнее назвать этот рынок: труда или рынок рабочей силы. В последние годы всё больше внимания исследователи стали обращать на экономическое содержание этого рынка. Представители всех направлений в своих работах придерживаются термина “рынок труда”. Вкладывая в этот термин различное содержание, следуя представлениям той эпохи. Как уже отмечалось, у Смита и Риккардо мы не находим термина “рынок труда”, но и К. Маркс, и неоклассики этот термин широко используют, но с различным экономический содержанием, исходя из учений и представлений того времени.

     В отечественной литературе последних 10-15 лет сторонники неоклассического направления отстаивают воззрения  западных доктрин о рынке труда, на котором продаётся-покупается труд: “При продаже труда на конкурентном рынке происходит эквивалентный обмен, та как заработная плата есть плата за использование труда, то есть - за труд. Её величина определяется коньюктурой рынка – спросом на труд и его предложением. Никакой эксплуатации здесь не происходит.” То есть неоклассическое направление озабочено прежде всего тем, чтобы доказать отсутствие эксплуатации труда капиталом. Однако в уставе МОТ записано: “труд не является товаром”.

     Пытаясь разобраться в экономическом  содержании рынка труда, некоторые учёные издалека подходят к вопросу о купле-продаже рабочего места, в процессе которой работник уже не наёмный работник, а, скорее всего, арендатор, выступая в качестве покупателя, а не только продавца. Так, С.А. Ершов пишет о том, что в системе профсоюзного представительства работник “Уже не является наёмным работником в традиционном смысле этого понятия”.

     Пристально  занимаясь изучением экономических  отношений внутри фирмы, трудно не заметить того факта, что собственник фирмы  экономически не способен предоставлять наёмным работникам пользоваться даром рабочими местами фирмы. То, что эти отношения не опосредствованы ценовым механизмом, говорит лишь о том, что внутри фирмы, как доказывает Р. Коуз, “координация факторов производств” осуществляется предпринимателем, “здесь он планирует и организует сознательно”, вытесняя тем самым механизм цен. В экономической теории это новое направление, оно ещё не сложилось.

     К. Маркс, который впервые теоретически доказал, что труд не является и не может являться товаром, однако почему-то теоретически правильнее считал пользоваться термином “рынок труда”, соответственно широко используя терминологию: “цена труда”, “оплаченный труд”, “неоплаченный труд”, и тому подобное, хотя, опять-таки, впервые доказал, что на рынке труда покупается – продаётся не труд, а рабочая сила – способность к труду, продаётся ее временное использование.

     Заслуга отечественных исследователей, волей  судьбы оказавшихся в недрах так  называемой “рыночной” экономики, состоит  в том, что в ходе своих исследований они всё ближе подходят к выявлению сложного экономического содержания рынка труда “как особого подразделения товарного рынка”. О том, что на рынке труда кроме рынка рабочей силы есть ещё и рынок рабочих мест, что эти рынки органично взаимосвязаны, отмечают в своих работах многие отечественные учёные.

     “Анализируя реальный рынок труда. – Пишет  Л.И. Леонтьева, - состоящий из  рынка  рабочих мест и рынка рабочей  силы, обратимся сначала к рынку  рабочих мест”. Пытаясь раскрыть товарную природу рабочего места, Л.И. Леонтьева отмечает: “рынок рабочих мест как составная часть рынка труда представляет ту часть системы трудовых отношений, которая складывается на стоимостной основе по ходу реализации работодателем его рабочих мест”. Однако дальше этого аспекта теоретический анализ рабочего места как товара у Л.И. Леонтьевой не раскрыт, хотя она чётко делит “реальный” рынок труда (факторный) на рынок рабочих мест (ресурсный) и рынок рабочей силы  (ресурсный). Продавец рабочего места – работодатель, покупатель – наёмный работник; продавец рабочей силы –наёмный работник, покупатель – работодатель. Однако содержание купли-продажи рабочего места Л.И. Леонтьева не анализирует.

     Итак, начало теории рынка рабочих мест и рынка товаров “рабочего  фонда” как содержательных сторон рынка труда, заложены основателем экономической науки А. Смитом и развиты в “Капитале” К. Маркса, хотя термин “рынок рабочих мест” у них отсутствует. Но у К. Маркса в “Капитале” нет  термина  “рынок рабочей силы”, хотя именно К. Маркс ввел в экономическую науку термин “товар рабочая сила”. Неоклассическое направление отрицает эксплуатацию наёмного труда капиталом, поэтому отвергает исследования рынка труда с позиции трудовой теории стоимости, которая обосновывала положения об эксплуатации наёмного труда капиталом. В советское время трудовая теория стоимости капитала стала теоретическим фундаментом создания плановой экономики, товарные отношения использовались ограниченно и вспомогательно. Рынок труда практически отсутствовал и теоретически отвергался. Его исследования продолжатся при переходе к рыночной экономике, причём в классических и неоклассических вариантах, а так же на путях отожествления рынка труда и рынка рабочей силы.

     Это, на мой взгляд, наиболее важные подходы  к развитию теории рынка труда  с позиции трудовой теории стоимости, а именно: рынок труда рассматривается как единство рынка товара “рабочая сила”, товаров “рабочего фонда” и рынка товара “рабочее место”, совокупность которых является воплощением рынка труда, а потому продаётся-покупается только на рынке труда как особом подразделении товарного рынка. В других работах этот рынок рассматривается по разному: 1) как рынок только товара “труд” 2) как рынок только товара “рабочая сила”, 3) как синонимы 4) одно, часть другого, то есть рынок труда – часть рынка рабочей силы, и наоборот. Детальное рассмотрение этих вопросов требует отдельного исследования. 

Информация о работе Современные тенденции становления российского рынка труда и формирование его структуры