Специальные налоговые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 11:20, контрольная работа

Описание работы

Специальные налоговые режимы представляют собой особый, установленный Налоговым кодексом порядок определения элементов налогов, а также освобождение от уплаты налогов и сборов при определенных условиях.
Эти налоговые режимы направлены на создание более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей относящихся к сфере малого предпринимательства, сельскохозяйственных товаропроизводителей и участников выполнения соглашений о разделе продукции.

Содержание

Введение 3
1. Нормативно-правое регулирование специальных налоговых режимов 5
1.1. Упрощенная система налогообложения
1.2. Единый налог на вмененный доход
2. Проблемы регулирования специальных налоговых режимов в России
Заключение 16
Список источников и литературы 17

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 176.50 Кб (Скачать)

Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведена  постановка на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД, рассчитывается начиная с даты постановки на учет в качестве налогоплательщика ЕНВД. 
Размер вмененного дохода за квартал, в течение которого произведено снятие налогоплательщика с учета в связи с прекращением предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД, рассчитывается с первого дня налогового периода до даты снятия с учета в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД.

   В случае, если постановка организации или ИП на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД или их снятие с указанного учета произведены не с первого дня календарного месяца, размер вмененного дохода за данный месяц рассчитывается исходя из фактического количества дней осуществления организацией или ИП предпринимательской деятельности. 16

   Статья 346.31 НК  РФ устанавливает единую налоговую  ставку по ЕНВД  в размере  15 % величины вмененного дохода.

   По данному  режиму налогообложения, можно  сделать следующий вывод:

ЕНВД освобождает от уплаты ряда налогов, а именно:

1. для организаций – налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество; для индивидуальных предпринимателей – налог на доходы физических лиц (НДФЛ), НДС, налог на имущество. Страховые взносы, напомним, уплачиваются, однако сумма ЕНВД уменьшается на их величину;

2. ЕНВД обладает упрощенным порядом ведения бухгалтерского и налогового учета;

3. применение корректирующих коэффициентов. Коэффициенты К1 и К2 позволяют учесть влияние различных внешних условий (факторов) на размер получаемого дохода, и снизить таким образом размер налоговой базы;

4. упрощенная форма отчетности плательщиков ЕНВД, а именно – налоговая декларация. Форма налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход содержит всего 5 страниц, заполнить которые не представляет никакой сложности, если знать величину физических показателей и базовой доходности, значения коэффициентов К1 и К2, а также несложную формулу исчисления налога.

 

 

 

 

 

 

 

2. Проблемы регулирования  специальных налоговых режимов  в России.

 

   Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход в последнее время приобретают все большую популярность среди предпринимателей. Основная причина – это максимальная простота учета доходов и расходов и относительно невысокие ставки налога. Однако по мере увеличения числа желающих перейти на УСН и ЕНВД растет и число проблем, связанных с их регулированием.

   В отношении единого налога на вмененный доход (ЕНВД) можно выделить следующие проблемы.

В настоящее время  в большинстве регионов территориальные  управления ФНС России не имеют полной картины о состоянии дел с  поступлением ЕНВД в разрезе различных  видов деятельности. В большинстве  управлений ФНС России работа по оценке эффективности определения размеров базовой доходности и корректирующих коэффициентов сводится к выборочной оценке размеров налоговых обязательств налогоплательщиков до и после установления ЕНВД для отдельных видов деятельности, не учитывая при этом причин и последствий перехода на ЕНВД (изменения организационно-правовых форм налогоплательщиков, направлений, форм и масштабов деятельности и т.п.).

   Для ЕНВД характерно отсутствие механизма объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению ЕНВД, и ее корректировки. В связи с принятием Федерального закона от 17 мая 2007 года №85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», складывается ситуация с чрезмерным увеличением налоговой нагрузки по ЕНВД для отдельных категорий налогоплательщиков, что приводит к их фактической неспособности исполнять свои налоговые обязательства. Это касается двух категорий налогоплательщиков.

-Во-первых, это налогоплательщики, осуществляющие розничную торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 квадратных метров. Для них теперь при расчете ЕНВД используется физический показатель «площадь торгового места (в квадратных метрах)» с базовой доходностью 1800 рублей в месяц за каждый используемый в данной предпринимательской деятельности квадратный метр. Однако если общая площадь торгового места менее 5 квадратных метров, базовая доходность не меняется и составляет 9000 рублей в расчете на торговое место. Данная дифференциация базовой доходности не представляется экономически обоснованной.

-Во-вторых, это налогоплательщики, оказывающие автотранспортные услуги по перевозке пассажиров. Для них теперь применяется физический показатель «количество посадочных мест» вместо действующего ранее показателя базовой доходности «количество транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров».

   Установление значений корректирующих коэффициентов базовой доходности К2 на уровне муниципальных образований негативно сказывается на объективности этих значений. В результате использования разных методик расчета коэффициента К2 их уровни существенно различаются в муниципальных образованиях даже внутри одного субъекта Российской Федерации.

   Актуальной остается проблема, связанная с обязательностью применения контрольно-кассовой техники плательщиками ЕНВД. Это создает дополнительные барьеры при организации собственного дела и осуществлении предпринимательской деятельности, связанные с расходами на приобретение контрольно-кассовой техники, ее регистрацией, физическим содержанием и необходимостью технического обслуживания в специализированных центрах. Следует отметить, что и кассовый, и товарный чек имеют равноценное значение при реализации и защите потребителем своих прав, т.е. отмена обязательности применения контрольно-кассовой техники не ухудшит права потребителя.

   В отношении упрощенной системы налогообложения (УСН) все еще актуальной остается проблема возможности уклонения от налогообложения недобросовестных налогоплательщиков путем дробления крупных предприятий и применения вновь образованными юридическими лицами УСН. Это требует разработки механизма, препятствующего дроблению крупных налогоплательщиков, что позволит избежать ситуации, когда вновь образованные в результате дробления предприятия переходят на УСН и, таким образом, минимизируют свои налоговые платежи.

   Отсутствие обязанности плательщиков ЕНВД, и при применении УСН платить налог на добавленную стоимость (далее – НДС) приводит к потере покупателей – плательщиков этого налога. При реализации товаров (работ, услуг) покупателю налогоплательщик не имеет право выделять в счетах-фактурах суммы НДС, а покупатели, соответственно, не могут предъявить эти суммы налога к возмещению. Поэтому крупные заказчики – плательщики НДС отказываются работать с субъектами, применяющими специальные налоговые режимы, и, чтобы не потерять конкурентоспособность, им приходится снижать стоимость товаров на сумму НДС. Как показывает практика, такая ситуация во многих случаях препятствует переходу на УСН либо провоцирует переход с УСН на традиционное налогообложение.

   Выявленные проблемы делают необходимым совершенствование налогового администрирования в целях повышения эффективности применяемых специальных налоговых режимов. Использование оптимальных механизмов налогового администрирования будет способствовать сужению возможностей для уклонения от налогообложения недобросовестных субъектов малого предпринимательства путем:

– усиления контроля за движением наличных денежных средств  в легальном секторе и перекрытия каналов их оттока в теневой сектор через торговлю, оказание услуг за наличный расчет, что требует повышения  эффективности проверок соблюдения правил торговли и оказания услуг общественного питания и бытового обслуживания населения;

– обеспечения взаимодействия структурных подразделений органов  местного самоуправления, федеральных  структур и территориальных органов  власти, руководителей предприятий и организаций для достижения наиболее полного взыскания налогов на совокупный доход.

   Однако у данной проблемы есть и оборотная сторона, а именно, наличие многочисленных фактов осуществления неправомерных действий налоговыми органами. Таким образом, указанная проблема требует всестороннего рассмотрения и выработки оптимального решения путем внесения соответствующих изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты. В частности, представляется возможным внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, устанавливающих меры ответственности, применяемые к должностным лицам налоговых органов, злоупотребляющим своим служебным положением. Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из важных факторов, определяющих доходный потенциал субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Этому в значительной степени должна способствовать и действующая налоговая система, создающая благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего бизнеса.

 Учитывая изложенное, в целях совершенствования регулирования налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, рекомендуется следующее:

1. Установить сроки опубликования значений коэффициентов-дефляторов К1 на следующий год ежегодно не позднее 1 октября, что позволит субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления более эффективно осуществлять прогнозирование поступлений доходов в бюджет в будущем периоде;

2. Упростить порядок применения контрольно-кассовой техники субъектами малого предпринимательства - плательщиками ЕНВД с целью снижения их необоснованных затрат;

3. Установить порядок определения базовой доходности при расчете подлежащего уплате ЕНВД по видам деятельности (на основании отраслевых исследований не реже одного раза в пять лет) с целью более точной и адекватной современным условиям ее корректировки;

4. Рассмотреть возможности использования коэффициента К2, либо введения коэффициента К3 при расчете ЕНВД в целях стимулирования повышения заработной платы наемных работников и ее легализации. Так, например, понижающий коэффициент К3 будут иметь возможность применять налогоплательщики, которые устанавливают своим наемным работникам заработную плату на уровне равном или выше прожиточного минимума в регионе.

5. Принять меры по совершенствованию процедур налогового администрирования в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства;

6. Рассмотреть вопрос о сохранении для субъектов малого предпринимательства ныне действующей процедуры урегулирования налоговых споров, которая заключается в том, что налогоплательщик самостоятельно определяет способы защиты своих интересов (обжалование в вышестоящем налоговом органе и (или) обращение в суд).

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

В результате проведенного исследования, установлено следующее:

 УСН обладает рядом преимуществ по сравнению с общим режимом. Так, например, ряд налогов, такие как, налог на прибыль организации (налог на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей), налог на имущество организаций (налог на имущество физических лиц для индивидуальных предпринимателей), НДС заменяются единым налогом, с сохранением обязанности выплат страховых взносов в пенсионный фонд и оплаты больничных листов в предусмотренном порядке. Данное обстоятельство значительно упрощает ведения налогового учета и сдачи налоговой отчетности, так как обязанность вести налоговый учет и сдачу налоговой отчетности по каждому, указанному выше, налогу в отдельности заменяется необходимостью проведения указанных мероприятий только в отношении одного налога, что делает УСН привлекательной для субъектов малого бизнеса.

ЕНВД освобождает от уплаты ряда налогов, а именно:

1. для организаций – налог на прибыль, налог на добавленную стоимость (НДС), налог на имущество; для индивидуальных предпринимателей – налог на доходы физических лиц (НДФЛ), НДС, налог на имущество. Страховые взносы, напомним, уплачиваются, однако сумма ЕНВД уменьшается на их величину;

2. ЕНВД обладает упрощенным порядком ведения бухгалтерского и налогового учета;

3. применение корректирующих коэффициентов. Коэффициенты К1 и К2 позволяют учесть влияние различных внешних условий (факторов) на размер получаемого дохода, и снизить таким образом размер налоговой базы;

 

   Вместе с тем вскрыты следующие проблемы регулирования специальных налоговых режимов:

- отсутствие полной картины о состоянии дел с поступлением ЕНВД в разрезе различных видов деятельности;

- выборочная оценка размеров налоговых обязательств налогоплательщиков до и после установления ЕНВД для отдельных видов деятельности;

- отсутствие механизма объективного обоснования размеров базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, подлежащим налогообложению ЕНВД, и ее корректировки;

Информация о работе Специальные налоговые режимы