Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:16, контрольная работа

Описание работы

В соответствии со статьей 8 части I Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

     Не  начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог  погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика.

     По  общему правилу пени начисляются  за каждый календарный день просрочки  уплаты налогов и сборов, начиная  со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты налогов и сборов, по день исполнения обязанности по их уплате, либо по день принятия решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов включительно. При этом подача заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты налогов и сборов не приостанавливает начисления пеней на сумму недоимки.

     Пеня  за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы  налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой  действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ. Налоговые органы не наделены правом произвольно изменять размер пени. Если в течение срока, пока числилась задолженность, ставка рефинансирования менялась, то нужно рассчитать пени за каждый промежуток времени, когда ставка была постоянна. А потом полученные результаты сложить.

     Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения  исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

     В случае превышения пени размера налоговой  недоимки она превращается в налоговую  санкцию и приобретает штрафную функцию. 

     Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей

     Приостановление операций по счетам налогоплательщика  в банке - это прекращение банком всех расходных операций по данному  счету, кроме тех, очередность которых  в соответствии с ГК РФ предшествует исполнению обязанностей по уплате налогов и сборов (ст. 76 НК РФ). В соответствии со ст. 855 ГК РФ к таким расходным операциям относятся:

     исполнительные  документы, предусматривающие возмещение вреда жизни и здоровью, алименты;

     исполнительные  документы, предусматривающие выплату  выходных пособий и оплаты труда, в том числе по авторским договорам;

     платежные документы, предусматривающие выплату  заработной платы;

     отчисления  в ПФР, ФСС РФ и фонды обязательного  медицинского страхования.

     Причем  поступать деньги на расчетный счет могут, но списывать их со счета организация, равно как и банк, за исключением перечисленных случаев, не вправе.

     Приостановить операции можно только по текущим  расчетным счетам как рублевым, так  и валютным, а "заморозить" ссудные, бюджетные и депозитные счета  налоговые органы не вправе. С 1.01.2009 года по валютному счету организации будут приостанавливаться не все операции, а только в пределах суммы, которая указана в решении налогового органа, по курсу ЦБ РФ, установленному на дату начала действия приостановления. В связи с этим организация – налогоплательщик вправе использовать денежные средства, находящиеся на ее счете в банке, в части превышения суммы, которая указана в решении инспекции о приостановлении, по своему усмотрению. НК РФ не позволяет взыскать налог с депозитного счета, если не истек срок действия депозитного договора. Но налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на текущий расчетный счет, если к тому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа о перечислении налога (п. 5 ст. 46 НК РФ).

     Не  вправе приостановить операции по счетам и внебюджетные фонды. НК РФ предусматривает  две ситуации, когда операции по счетам могут быть приостановлены:

     у организации возникает недоимка по налогам и сборам;

     организация не представила налоговую декларацию в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации либо вообще отказалась от подачи декларации.

     Других  оснований налоговым законодательством  не предусмотрено.

     Решение о приостановлении операций по счетам может быть обжаловано в административном или судебном порядке (ст. 138 НК РФ). При  административном способе налогоплательщику  необходимо подать письменную жалобу в вышестоящий налоговый орган  или вышестоящему должностному лицу. С жалобой он вправе обратиться в течение трех месяцев после того, как узнал, что налоговая инспекция приостановила операции по его расчетному счету (ст. 139 НК РФ). Жалоба должна быть рассмотрена в срок не позднее одного месяца со дня ее получения (ст. 140 НК РФ).

     Конечно, для обжалования решения налогового органа должны быть веские аргументы, а именно:

     несоответствие  нормам налогового законодательства;

     нарушение налоговыми органами процедуры его  вынесения.

     Конкретными основаниями для обжалования могут быть следующие:

     отсутствие  задолженности по налогам;

     вынесение решений до истечения срока погашения  недоимки, указанного в требовании;

     непредставление налогоплательщику требования об уплате налогов;

     вынесение решения о приостановлении операций по счетам лицом, которое не уполномочено это делать;

     отсутствие  одновременного с решением о приостановлении  операций по счетам решения о взыскании  налога;

     решение о взыскании недоимки вынесено позднее 60 дней с момента истечения срока, указанного в требовании об уплате налога;

     отсутствие  необходимых реквизитов в решении  налогового органа о взыскании налога или аресте счета (отсутствие суммы  недоимки и пеней, названия налога, по которому имеется задолженность, периода, за который необходимо было сдавать декларацию).

     В иске налогоплательщик вправе потребовать  возместить убытки, причиненные ему  неправомерным арестом расчетного счета. При этом можно взыскать как  реальный ущерб, так и упущенную  выгоду.

     Все же, в случае применения приостановления  банк обязан, безусловно, принять решение налогового органа к исполнению и не-медленно приостановить операции по счету своего клиента-налогоплательщика. НК РФ категорически запрещает банку открывать налогоплательщику, в отношении которого налоговым органом принято решение о приостановлении операций по счету, новые счета. Нарушение установленного запрета образует состав налогового правонарушения и служит основанием для привлечения банка к налоговой ответственности. При этом банк не несет ответственности за убытки, которые возникли у налогоплательщика по причине приостановления операции по счету.

     Решение о приостановлении операций по счету  налогоплательщика отменяется налоговым  органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем представления  налогоплатель¬щиком декларации или документов, подтверждающих полное выполнение налоговой обязанности. 

     Арест имущества

     Согласно  ч. 1 ст. 77 НК РФ, арестом имущества  в качестве способа обеспечения  исполнения решения о взыскании  налога признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества. Юридическая сущность ареста имущества налогоплательщика заключается в том, что он является административно – правовым ограничением права распоряжаться собственностью.

     Арест имущества применяется относительно налогоплательщиков, не исполняющих  в установленные сроки обязанности  по уплате налогов и сборов. Обязательным условием применения данной меры обеспечения  решения налогового органа является наличие у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что недобросовестный налогоплательщик предпримет меры к сокрытию имущества или будет скрываться сам. Применение ареста имущества самым непосредственным образом затрагивает право собственности и не может осуществляется без учета соответствующих норм гражданского права. Согласно ст. 209 ГК РФ, право собственности предполагает наличие у собственника трех правомочий: владения, пользования и распоряжения.

     Положение п. 1 ст. 77 НК РФ о том, что арест представляет собой ограничение «права собственности налогоплательщика - организации в отношении его имущества» означает, что арест может налагаться на имущество, в отношении которого налогоплательщик - организация осуществляет все три присущие собственнику правомочия; владение, пользование, распоряжение.

     Проблемным  является вопрос возможности ареста имущества, которым налогоплательщик-организация  владеет и пользуется на правах лизинга. С одной стороны, в отношении  такого имущества налогоплательщик-организация не имеет такого присущего собственнику правомочия, как распоряжение, С другой - по мере уплаты соответствующих платежей на пропорциональную часть взятого в лизинг имущества распространяются правомочия собственника в полном объеме.

     Не  может подвергаться аресту и имущество  государственных и муниципальных  предприятий и учреждений, поскольку  они владеют им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственником же этого имущества  является государство.

     При аресте имущества собственник теряет свободу пользования и владения арестованным имуществом. Эти правомочия осуществляются с разрешения и под контролем налогового органа.

     Права на арестованное имущество могут  быть ограничены полностью или частично. Полным арестом имущества признается ограничение прав собственника относительно распоряжения арестованным имуществом, при этом владеть и пользоваться этим имуществом налогоплательщик может только с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичный арест имущества предполагает такое ограничение права собственности налогоплательщика, при котором владение, пользование и распоряжение имуществом допускается с разрешениями под контролем налогового или таможенного органа. Несоблюдение порядка владения, пользования и распоряжения арестованным имуществом образует состав налогового правонарушения и влечет применение к виновному соответствующих санкций.

     Налоговым законодательством в качестве гарантии соблюдения прав собственника-налогоплательщика  установлено ограничение относительно объёму арестованного имущества. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения налоговой обязанности.

     Решение об аресте имущества принимается  в форме постановления руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа. Отменить данное решение вправе тот же налоговый или таможенный орган, который его вынес. Основанием для отмены ареста имущества выступает прекращение обязанности налогоплательщика по уплате налогов. Постановление о наложении ареста на имущество может быть отменено вышестоящим налоговым или таможенным органом, а также судом. Режим ареста имущества прекращает действие в результате принудительного исполнения налоговой обязанности или путем реализации этого арестованного имущества. 
 

     Заключение

     Налог - это обязательный взнос плательщика  в бюджет и внебюджетные фонды  в определенных законом размерах и в установленные сроки. Он выражает денежные отношения, складывающиеся у  государства с юридическими и  физическими лицами в связи с перераспределением национального дохода и мобилизацией финансовых ресурсов в бюджетные и внебюджетные фонды государства.

     Для каждого физического лица или  организации своевременное и  полное исполнение налоговой обязанности  является конституционной обязанностью. То есть налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, вставать на учёт в налоговые органы, вести учёт своих доходов и расходов, представлять в налоговые органы налоговые декларации.

Информация о работе Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов