Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание работы

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в установленный срок, если иное не предусмотрено законодательством. Она считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате наличными деньгами – с момента внесения денежной суммы в банк.
В НК РФ закреплены конкретные способы обеспечения исполнения обязательств налогоплательщиком, которые следует понимать как специальные меры, направленные на побуждение его к безусловному исполнению своих обязанностей.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ 4
1.1. Теоретические правовые основы возникновения обязанности по уплате налогов и сборов 4
1.2. Теоретические правовые основы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 7
2. СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ
2.1.Виды способов обеспечения…………………………………………………...12
2.2. Анализ применения способов обеспечения по уплате налогов 16
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ нал адм.doc

— 177.50 Кб (Скачать)

Принудительное  исполнение налоговой обязанности  производится по решению налогового органа посредством направления  в банк, в котором открыты счета  налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты необходимых денежных средств. До вынесения решения о принудительном взыскании налоговой недоимки налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика об образовавшейся задолженности перед казной и предложить добровольно погасить недостающие налоговые платежи. Однако налоговым законодательством не установлен предельный срок, в течение которого налоговый орган может ожидать добровольного исполнения налоговой обязанности. Истечение дополнительного срока уплаты налога служит основанием для вынесения налоговым органом решения о принудительном взыскании налога.

Обязательным правилом бесспорного взыскивания налоговой недоимки является необходимость уведомления налогоплательщика со стороны налоговых органов о вынесенном решении его содержании в срок не позднее пяти после вынесения подобного нормативного акта.

Направленное  в банк инкассовое поручение на перечисление налога в соответствующий бюджет подлежит безусловному исполнению банком не позднее одного операционного  дня.

Налоговый орган  вправе выставить инкассовое поручение как на рублевый, так и на валютный счет налогоплательщика. Налоговый кодекс не допускает обращение взыскания на ссудные, депозитные и бюджетные счета налогоплательщиков или налоговых агентов.

 В случае  недостаточности или отсутствия  денежных средств, находящихся на банковском счете, для погашения налоговой недоимки налоговый орган вправе принять одно из двух решений

  • продолжать обращение взыскания на банковский счёт по мере поступления на него денежных средств;
  • взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика или налогового агента.

Взыскание налога или сбора за счет иного имущества  налогоплательщика осуществляется в различных правовых режимах, зависящих  от организационно-правового статуса  частного субъекта.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика – организации или налогового агента – организации производится на основании решения, вынесенного руководителем (его заместителем) налогового органа.

Взыскание имущества  за счет имущества налогоплательщика -  организации или налогового агента – организации производится в определенной последовательности. В первую очередь обращается взыскание на наличные денежные средства. Затем подлежит взысканию имущество, непосредственно не участвующее в производственном цикле организации, в частности ценные бумаги, валютные ценности, непроизводственные помещения, легковой автотранспорт, предметы дизайна служебных помещений. В третью очередь налоговая недоимка удовлетворяется за счёт готовой продукции, а также иных материальных ценностей, не участвующих или не предназначенных для прямого участия в производстве. В последнюю очередь подлежит изъятию и реализации в счет погашения налоговой недоимки имущество, переданное по договору во владение, пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество. Однако обращение взыскания на такое имущество возможно при условии, что для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога соответствующие договоры между недоимщиком и другими лицами были расторгнуты или признаны недействительными в порядке, установленном действующим налоговым и гражданским законодательством.2

 

 

 

2.СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

2.1.Виды способов обеспечения

Способы  обеспечения  исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов – это правовые ограничения имущественного характера, создающие условия для обеспечения фискальных интересов государства.

К способам обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов относят:

  • залог имущества;
  • поручительство;
  • пеня;
  • приостановление операций по счетам в банке;
  • наложение ареста на имущество налогоплательщика.3

В случае изменения  сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность  по уплате налогов и сборов может  быть обеспечена залогом. Залог имущества  оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества. Совершение каких-либо сделок в отношении заложенного имущества, в том числе сделок, совершаемых в целях погашения сумм задолженности, может осуществляться только по согласованию с залогодержателем.

Обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налога, обеспеченной поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей

 Пеней  признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Не начисляются пени на сумму недоимки, которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика. В этом случае пени не начисляются за весь период действия указанных обстоятельств. Подача заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисления пеней на сумму налога, подлежащую уплате. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в предусмотренном налоговым законодательством порядке. Принудительное взыскание пеней с организаций и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке.

Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету за исключением некоторых случаев. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, направившим требование об уплате налога, пеней или штрафа в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией этого требования. При этом решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может быть принято не ранее вынесения решения о взыскании налога. Приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в данном случае означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке может также приниматься руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае непредставления этим налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации. В этом случае приостановление операций по счетам отменяется решением налогового органа не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления этим налогоплательщиком налоговой декларации.

Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества. Арест имущества производится в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество. Арест имущества может быть полным или частичным. Полным арестом имущества признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором он не вправе распоряжаться арестованным имуществом, а владение и пользование этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Частичным арестом признается такое ограничение прав налогоплательщика-организации в отношении его имущества, при котором владение, пользование и распоряжение этим имуществом осуществляются с разрешения и под контролем налогового или таможенного органа. Арест может быть наложен на все имущество налогоплательщика-организации. Аресту подлежит только то имущество, которое необходимо и достаточно для исполнения обязанности по уплате налога, пеней и штрафов. Решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика-организации принимается руководителем (его заместителем) налогового или таможенного органа в форме соответствующего постановления.4

2.2. Анализ применения способов обеспечения по уплате налогов

По оперативным  данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения, в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 сентября 2010г. Составила 789,0 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2010г. Она увеличилась на 16,8%, в том числе по налогу на прибыль организаций – на 24,8%, налогу на добавленную стоимость – на 16,4%. Уменьшилась задолженность по акцизам в целом на 6,5%, налогу на добычу полезных ископаемых – на 19,0%.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций (штрафов) на 1 сентября 2010г. Составила 478,7 млрд.рублей и увеличилась по сравнению с 1 января 2010г. На 7,9%.

Недоимка по налоговым платежам  на 1 сентября 2010г. Составила 369,2 млрд.рублей (46,8% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010г. Она увеличилась на 21,7%, в том числе по акцизам в целом на 13,3%, налогу на добавленную стоимость – на 18,6%, налогу на прибыль организаций – на 16,3%. Уменьшилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 6,1%.

Урегулированная задолженность на 1 сентября 2010г. Составила 409,9 млрд.рублей (52,0% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010г. Она увеличилась на 12,8%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства – 168,9 млрд.рублей (41,2%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами – 132,0 млрд.рублей (32,2%).5

 

 

 

Рис.1. Динамика задолженности по налоговым платежам, пеням и налоговым санкциям в консолидированный бюджет РФ

 

Недоимка по налоговым платежам  на 1 сентября 2010г. составила 369,2 млрд.рублей (46,8% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010г. она увеличилась на 21,7%, в том числе по акцизам в целом на 13,3%, налогу на добавленную стоимость - на 18,6%, налогу на прибыль организаций - на 16,3%. Уменьшилась недоимка по налогу на добычу полезных ископаемых на 6,1%.

Урегулированная задолженность на 1 сентября 2010г. составила 409,9 млрд.рублей (52,0% от общей задолженности). По сравнению с 1 января 2010г. она увеличилась на 12,8%. Основная часть урегулированной задолженности приходится на задолженность, приостановленную к взысканию в связи с введением процедур банкротства - 168,9 млрд.рублей (41,2%) и задолженность, взыскиваемую судебными приставами - 132,0 млрд.рублей (32,2%).

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций  в бюджетную систему РФ на 1 октября 2012 года составила 316,9 млрд.рублей, в том числе по пеням 246,3 млрд.рублей, налоговым санкциям 70,5 млрд.рублей.

Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций  по Иркутской области составила  на 2009 г. 255.817 тыс.рублей, на 2010 г. 275 817 тыс.рублей, на 2011 г. 297 433 тыс. рублей.

 

Рис.2. Сумма начисленных пеней за 2009 г., 2010 г., 2011 г. По Иркутской области.

 

Из вышеперечисленных  данных видно, что идёт тенденция  к росту пеней, а следовательно  налоги не выплачиваются вовремя  и в полном объёме.

 

 

 

 

 

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ

За  годы реформ среди арсенала правовых средств, которые направлены на содействие исполнению налоговых обязанностей, традиционно основное внимание уделялось мерам ответственности за совершение налоговых правонарушений субъектами. Подобная, исключительно фискальная направленность налоговой политики государства имела обратный эффект: при невероятно большой налоговой нагрузке и такого же рода санкциях налогоплательщики использовали любые способы ухода от налогообложения. Как свидетельствует практика налогового взимания, увеличение размера штрафных санкций, количества мер карательного реагирования на неправомерные действия (бездействия) налогоплательщиков не оказывает ожидаемого положительного влияния на аккумуляцию налоговых платежей, а, напротив, нередко способствует массовому уклонению от их уплаты.

Информация о работе Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов