Способы уклонения от уплаты налогов и проблемы их устранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение проблемы уклонения от уплаты налогов.Задачи работы - исследование налогового бремени, различных способов уклонения от уплаты налогов, а также существующих на данный момент методов борьбы с уклонением.

Содержание

Введение………………………………………………………………………........ 3
1. Налоговая политика государства:
1.1. Понятие налоговой политики государства и методы её осуществления…………………………………………………………… 5
1.2. Налоговое бремя и налоговая нагрузка……………………………....... 9
2. Основные способы уклонения от уплаты налогов:…………………………. 12
2.1. Некриминальное уклонение от уплаты……………………………….. 15
2.2. Криминальное уклонение от уплаты………………………………….. 17
3. Методы борьбы государства с уклонением от уплаты налогов в современных условиях в РФ…………………………………….…………… 19
Заключение. ………………………………………………………………………. 23
Список использованной литературы……………………………………………. 24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ !!!.docx

— 48.10 Кб (Скачать)

Различают фактическую и номинальную налоговую  нагрузку. Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.

Налоговая нагрузка значительно варьируется  по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы  социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка. Так, в Швеции значительная доля доходов, как граждан, так и организаций поступает в бюджет, но вместе с тем в этой стране очень развито социальное обеспечение, в связи с чем для такой системы не характерно уклонение от уплаты налогов.

 В России налоговая нагрузка немного ниже среднего уровня развитых стран. Многие государственные органы (например, Минфин России и Росстат) рассчитывают показатель налоговой нагрузки на макроуровне, т.е. насколько велико налоговое бремя на экономику страны. Так, в 2008 году по данным Росстата, удельный вес налогов и сборов в ВВП страны составил 38,41%. 3

При планировании бюджета государство  обычно ориентируется на показатель номинальной налоговой нагрузки, который показывает долю налогов, сборов и таможенных платежей в ВВП в  случае полного следования организациями  нормам налогового и таможенного  законодательства. Но реально в бюджет может поступить меньше ожидаемых  средств, на основании которых рассчитывается фактическая налоговая нагрузка. Уклонение от налогов, ведение "теневого" бизнеса в первую очередь связано  с высокой номинальной налоговой  нагрузкой, которую устанавливает  государство. Поэтому государственные  органы также заинтересованы в расчете  налоговой нагрузки для оптимизации  налогообложения, вывода бизнеса из "тени", развития всех отраслей производства. Некоторые эксперты считают, что в России можно снижать налоговую нагрузку без одновременного сокращения бюджетных расходов, поскольку Минфин получит незапланированные, дополнительные доходы за счет более высоких цен на нефть по сравнению с планируемыми в бюджете.

 

 

  1. Основные способы уклонения от уплаты налогов.

 

Тяжесть налогового бремени, наличие достаточно широкого спектра способов и форм налогового контроля со стороны государства, приводит к тому, что налогоплательщик любыми способами, в том числе  и незаконными, стремится сэкономить на налогах.

Противодействие налогам, как социально-экономическое  явление, стремление налогоплательщиков не платить налоги или платить  их в меньшем размере, существовало, существует и будет существовать до тех пор, пока будет государство, и налоги являются основным источником доходной части бюджета. Данное явление  объективно и не зависит от государственного строя, формы правления, качества налоговых  законов и общественной морали.

Пока  есть государство, пока есть частная  собственность государству будет  требоваться финансирование за счет этой собственности в виде налогов, а владельцы этих источников, то есть налогоплательщики, будут этому  противостоять посредством попыток  уменьшить свое налоговое бремя.

К концу 2001 года в России накоплен значительный опыт у налогоплательщиков по уклонению  от уплаты налогов. Способы уклонения  или снижения налогового бремени  многочисленны и зависят от многих факторов, в том числе от самого вида налога. 4

Однако  принципиально все способы можно  подразделить на две самостоятельные  категории.

Главное отличие между этими видами налоговой минимизации нарушены или не нарушены налогоплательщиком нормы Закона в его стремлении, так или иначе, снизить размер налоговых платежей. В связи с этим можно выделить: незаконное уклонение от уплаты налогов и легальное снижение налоговых выплат, или еще иначе - правомерное уменьшение налогов.

Уклонение от уплаты налогов представляет собой  форму уменьшения налоговых и  других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.5

В современных  условиях нарушения налогового законодательства в Российской Федерации приобретают все более широкие масштабы. С каждым годом растет и количество преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов.

Известный специалист в области финансового  права П. М. Годме выделял среди причин налоговых правонарушений экономические (сравнение последствий уплаты и неуплаты налогов), политические (несовершенство налогового законодательства), технические (несовершенство контроля со стороны налоговых и других государственных органов) и моральные (реакция налогоплательщика на рост налогового бремени и на понимание необходимости уплаты налогов).

Как показывают опросы общественного мнения, в России наблюдается полный набор выявленных причин уклонения от налогов. По мнению опрошенных в конце 2007 г. россиян, есть ряд случаев, когда налоги можно не платить6:

1) когда налогоплательщику  «нечем кормить семью» и у него низкий уровень жизни – 13% – причины фискального характера;

2) «когда  законы о налогах плохие», т.е., если некто считает налог несправедливым, незаконным или завышенным, уклониться от него не грех – 9% – правовые причины;

3) если предприятие  находится в стадии становления  или испытывает финансовые проблемы  – 3% – причины регуляторного  характера;

4) с «халтуры»,  разового заработка – 1% – моральные  причины;

5) если есть  основания полагать, что «налоги  идут не на дело, не туда, куда нужно» - 4% – моральные причины;

6) если знать,  что не будешь наказан за  неуплату – 1% – организационные причины и другие.

В России, как и в большинстве стран  мира, уклонение от налогов является негативным явлением и преследуется по закону.

Уменьшение налогов в любом  виде, будь то уклонение от уплаты налогов  или налоговая оптимизация, вызывает активное и жесткое противодействие  государства.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Некриминальное уклонение от уплаты.

 

Некриминальное уклонение  от уплаты налогов - это совершение налогоплательщиком действий, направленных на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых санкций). Данные действия налогоплательщика не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности.7

Исходя из отраслевой принадлежности норм законодательства, которые нарушаются при совершении уклонения от уплаты налогов некриминальными способами, можно выделить: 
- налоговые правонарушения; 
- таможенные правонарушения (при уплате налога на таможне).

Некриминальное уклонение от уплаты налогов обозначено главой 16 Налогового кодекса РФ (ст. 116 – 129.1) «Виды налоговых  правонарушений и ответственность  за их совершение» и представляет собой: 
1.    Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;

2.    Уклонение от постановки на учет в налоговом органе; 
3.    Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке; 
4.   Непредставление налоговой декларации; 
5.    Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения; 
6.   Неуплата или неполная уплата сумм налога; 
7.    Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов; 
8.    Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест; 
9.    Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и др.

Налогоплательщик при этом несет  ответственность в виде штрафа, размер которого указан в статьях, содержащих в себе налоговое правонарушение. 

 

      1. Криминальное уклонение от уплаты.

 

Криминальное уклонение от уплаты налогов совершается путем совершения налогоплательщиком противозаконных действий, направленных на избежание налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательство. Совершение уклонения от уплаты налогов данным способом влечет наступление для налогоплательщика уголовной ответственности. Данные способы составляют состав уголовных преступлений по ст.ст.198, 199 Уголовного кодекса РФ.

Незаконное уменьшение налогов  – уклонение, влечет негативные последствия  для экономики страны и для  государства в целом. При этом государственный бюджет недополучает причитающиеся ему средства, и, следовательно, ему приходиться ограничивать себя в расходах. Следствием этого выступают приостановка реализации некоторых государственных программ, невыплата заработной платы работникам бюджетной сферы и т.д.

Кроме того, уклонение от уплаты налогов  может серьезные экономические последствия в виде нарушения принципов конкуренции. Два одинаковых предприятия, занимающихся, например, производством определенных товаров, будут находиться в неравных условиях в случае уклонения одного из них от налоговых платежей. 8

В соответствии с действующим уголовным  законодательством для организаций  уголовная ответственность за уклонение  от уплаты налогов путем включения  в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или  расходах либо иным способом, а равно  от уплаты страховых взносов в  государственные внебюджетные фонды, наступает только при совершении этого преступления в крупном  или особо крупном размере. При  этом уклонение признается совершенным  в крупном размере, если сумма  неуплаченных налогов и (или) страховых  взносов в государственные внебюджетные фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Для примера, криминальными способами уклонения от   уплаты налогов являются: подделка документов, фальсификация данных бухгалтерского учета, умышленное неоприходование   денег, поступивших в кассу предприятия за реализованную продукцию (работа за "наличку"), фиктивный прием на работу "мертвых душ". 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы борьбы государства с уклонением от уплаты налогов в современных условиях в РФ.

 

Учитывая  все негативные факторы такого явления, как уклонение от уплаты налогов, необходимо разрабатывать и применять  на практике меры по предотвращению совершения налоговых правонарушений и преступлений. Как и налогоплательщик, главным стремлением которого является сохранить часть своей собственности, подлежащей изъятию государством, последнее также вынуждено защищать свои финансовые интересы и противодействовать уклонению от уплаты налогов.

Большинство принимаемых мер по борьбе с неуплатой  налогов характеризуются тем, что  они направлены не на причины, порождающие  неуплату, а на воздействие и наказание тех налогоплательщиков, которые уже совершили правонарушение.

В связи  с этим особое внимание следует уделить  методам борьбы с неуплатой налогов, носящих общий характер, которые  должны быть направлены на устранение причин, порождающих неуплату налогов. Но ведущее место отводится средствам морального порядка, главным среди которых выделяют развитие налоговой пропаганды, которая направлена на повышение уровня налоговой морали плательщика, т.е. восприятие им необходимости фискальных платежей с как можно меньшим сопротивлением.9

К числу  общих методов, направленных на ограничение  возможности уклоняться от уплаты налогов, относят специальные юридические  доктрины:

- доктрина "существо над формой"; 
- доктрина "деловая цель";

- право на обжалование сделок  налоговыми органами; 
- презумпция облагаемости; 
- заполнение пробелов в налоговом законодательстве;

- улучшение налогового администрирования;

- снижение налогового  бремени.

Использование доктрины "существо над формой" сводится к тому, что юридические последствия сделки определяются ее существом, а не формой; главное при этом – ее содержание, характер действий ее участников. Иными словами, решающее значение при рассмотрении вопроса об уплате или неуплате налогов имеет характер фактически сложившихся отношений между сторонами, а не название договора.

Сущность  доктрины "деловая цель" заключается  в том, что сделка, которая создает  налоговые преимущества, подлежит переквалификации, если она не достигает деловой  цели.

Право на обжалование сделок налоговыми или  иными органами является одним из основных способов борьбы с уклонением от уплаты налогов. Налоговые органы вправе обжаловать в суде сделки, совершаемые юридическими или физическими лицами.

Информация о работе Способы уклонения от уплаты налогов и проблемы их устранения