Сравнение налогового учета и бухгалтерского учета, их краткие характеристики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 14:22, курсовая работа

Описание работы

Налоговый учет существует либо как самостоятельная учетная система, либо как дополнительная учетная система по отношению к системе бухгалтерского учета. В последнем случае эти две учетные системы совпадают в части использования данных бухгалтерского учета для налогообложения. В этих условиях тема соотношения бухгалтерского и налогового учета является актуальной.
Цель данной работы – проанализировать теоретические и практические аспекты соотношения бухгалтерского и налогового учета.

Работа содержит 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.docx

— 53.48 Кб (Скачать)

Денежная наличность сверх  установленных лимитов остатка  наличных денежных средств в кассе  сдается на расчетные счета организации  в порядке и сроки, согласованные  с обслуживающим банком. Первичным документом при этом выступает объявление на взнос наличными. Объявление на взнос наличными – письменное распоряжение организации банку зачислить на расчетный счет наличные денежные средства, сдаваемые из кассы организации.

Прием наличных денег кассой производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером.

Выдача наличных денег  под отчет производится из кассы  предприятия по расходному кассовому  ордеру.

Кассовые операции учитываются  по счету 50 «Касса». Журнал-ордер №1 счета 50 «Касса» составляется по кассовой книге. В нем указывается дата совершения операции, сумма, которая  относится на конкретный счет.

Прием наличных денег кассой предприятия от юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером  или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. При приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому  ордеру за подписями тех же лиц  – главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира. Квитанция заверяется печатью (штампом) кассира или оттиском кассового  аппарата.

На предприятии ведется  Кассовая книга, в бумажном виде, заверенная в ИФНС Центрального района г. Твери  и в электронном виде – в  программе 1С «Предприятие».

При осуществлении безналичных  расчетов за закупаемую продукцию и  продажах закупленных товаров организация  использует платежные поручения. Организация не использует в своих расчетах векселя и не осуществляет операции по бартеру.

Для учета реализации товаров предприятием используется счет 41 «Товары». К данному  счету на предприятии существуют следующие субсчета:

1 «Товары в оптовой торговле». 2 «Товары в розничной торговле».

3 «Тара под товаром и порожняя».

Для целей налогообложения организация  учитывает выручку «по оплате» (по мере оплаты реализованной продукции). Проданные товары учитываются в  книге продаж предприятия.

Аналитический учет товаров ведется  по видам продаваемой продукции. При выбытии товаров их себестоимость  учитывается по способу ЛИФО. Для  начисления торговой наценки на товары используется счет 42 «Торговая наценка». При продаже товаров с отсрочкой платежа используется счет 45 «Товары отгруженные». При поступлении денег за проданные товары происходит списание торговой наценки со счета 45 на счет 90 «Продажи». При продаже товаров по предоплате размер торговой наценки списывается напрямую со счета 42 на счет 90.

При порче и недостаче используется счет 94 «Недостачи и потери от порчи  ценностей», при естественной убыли  – счет 41 «Товары» методом «красное сторно».

Расходы на перевозку, погрузку и выгрузку порожней тары при возврате ее поставщикам  или отправке тарособирающим организациям и тароремонтным предприятиям учитываются  на статье «Расходы на тару».

Средства на амортизацию  основных средств ООО «Янтарь» начисляются, как уже отмечалось выше, исходя из норм амортизационных исчислений. Себестоимость товаров рассчитывается пропорционально объему продаж товаров.

Для отражения доходов  и расходов по обычным видам деятельности предназначен счет 90 «Продажи». Ежемесячно определяется сальдо по этому счету, после чего 90 прибыль или убыток от обычной деятельности списывается на счет 99 «Прибыли и убытки».

Чрезвычайные доходы и  расходы сразу относят на счет 99 без предварительной записи на промежуточных счетах в корреспонденции  со счетами учета материальных ценностей, расчетов с персоналом по оплате труда, денежных средств и т.п.

По дебету счета 99 отражают начисленные платежи по налогу на прибыль и суммы причитающихся  налоговых санкций в корреспонденции  со счетом 68 «Расчеты по налогам и  сборам». Организация не создает  фондов целевого использования прибыли. Расходы будущих периодов списываются равномерно. Учет прибыли организации в налоговых целях осуществляется по кассовому методу. Датой получения дохода при кассовом методе признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Бухгалтерская отчетность организации  состоит из следующих форм:

  • форма №1 – «Бухгалтерский баланс»;
  • форма №2 – «Отчет о прибылях и убытках»;
  • форма №3 – «Отчет об изменении капитала»;
  • форма №4 – «Отчет о движении денежных средств»;
  • форма №5 – «Приложение к бухгалтерскому балансу»;
  • форма №6 – «Отчет о целевом использовании средств».

Статьи баланса организации  заполняются на основе данных Главной  книги исходя из сальдо по соответствующим  счетам, перечисленным в строках  баланса. До составления баланса  производится сверка оборотов и остатков по аналитическим счетам Главной  книги на конец отчетного периода.

Бухгалтерский учет на предприятии  ведется в специализированной программе  «1С Предприятие».

  1. Сходства и различия в бухгалтерском и налоговом учете

ООО «Янтарь»

Предприятие осуществляет налоговый  учет в соответствии с Методическими  рекомендациями МНС России по применению гл. 25 НК (с изменениями и дополнениями). При этом используются следующие  регистры промежуточных расчетов, и регистры учета состояния единицы налогового учета.

Регистры промежуточных  расчетов предназначены для отражения  и хранения информации о порядке  проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых  для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ.

Под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых  не предусмотрено соответствующих  отдельных строк в декларации, т.е. их значения хоть и участвуют  в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные  расчеты или в составе обобщающего  показателя.

           Регистры учета состояния единици налогового учета - являются источником систематизированной информации о состояниипоказателей обьекта учета, сведения о которых используются более одного отчетного (налогового) периода.

Показатели регистров  данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных  расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Для оптимизации расчетов налога на прибыль предприятия предлагается учет и расчет резервов. Для признания  сумм резервов в расходах для целей  налогообложения устанавливается  возможность и порядок его  создания в учетной политике для  целей налогообложения. Создание резервов позволяет производить учет расходов равномерно с начала налогового периода, тем самым, увеличивая расходы и  уменьшая налоговую базу для целей  исчисления налога на прибыль.

Преимущества в части  уменьшения налогообложения при  создании резервов следующие3:

1. Организация имеет возможность  уменьшать налоговую базу с  начала налогового периода, тем  самым не возникает излишней  переплаты сумм налога на прибыль  в бюджет.

2. Организация имеет возможность  уменьшить налоговую нагрузку  в части налога на прибыль  и в течение всего налогового  периода, используя возможность  создания резерва под предстоящий  ремонт особо сложных и дорогих  видов основных и создания  резерва по сомнительным долгам.

        Регистор формируется для обобщения информации о расходах, подлежащих включению в состав расходов для целей налогообложения в последующие периоды в порядке установленном Кодексом. Записи производятся по факту признания понесения затратв целях налогообложения расходами будущих периодов, а также ежемесячно (ежеквартально) по факту учета данных расходов в составе прочих расходов текущего периода/расходов на оплату труда.

          На примере ООО «Янтарь» мы  увидим как составляется регистор  по расходам будущих периодов. (Приложение №1)

          В январе 2010г. ООО «Янтарь»  заключил договор страхования  автомобиля.Срокдействия договора 1 год (12мес.) 9 января ООО «Янтарь»  перечислил страховую премию  в сумме 120 000руб. Сумма затрат по страхованию, котрая ежемесячно включается в состав прочих расходов, составит 120 000руб: 12мес.=10 000руб.

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог изложенному  в работе, можно сказать, что в  организациях коммерческого типа, где  конечным результатом является получение  прибыли, центральное место в  бухгалтерском учете финансово-хозяйственной  деятельности организации занимает разработка учетной политики.

Несмотря на наличие большого числа сходств, бухгалтерский учет и налоговый учет представляют собой две независимые учетные системы. Их сближение должно проходить крайне осторожно, опираясь не на организационные предпосылки, а на общность учетных принципов. Несмотря на различные назначения двух систем всегда существует необходимость их сопоставления и выявления причин расхождений, если показатели одной системы резко отличаются от другой системы.

В связи с этим возникает  необходимость упрощения налогового учета, максимального приближения  его показателей к системе  бухгалтерского учета, что является чрезвычайно важным моментом в отношении  повышения контролируемости хозяйственных  операций и предупреждения уклонений  от налогообложения. Система двойного учета является отягощающей для  плательщиков налогов и завышает себестоимость, сложна в администрировании  налоговых поступлений, создает  препятствия в вопросах прогнозирования  доходной части бюджета, поскольку  планы экономического развития экономики  используют статистические данные и  не могут использовать налоговую  отчетность как представляющую собой  отчетность не полного круга хозяйственных  субъектов, а только плательщиков налогов.

В работе изложена организационно-экономическая  и правовая характеристика ООО «Янтарь», учетная политика, сходства и различия в бухгалтерском и налоговом  учете.

Таким образом, проблема сближения налогового и бухгалтерского учета имеет государственное значение.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 №129-ФЗ.
  2. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2 глава 25 «Налог на прибыль».
  3. Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.97).
  4. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98), утвержденное приказом МФ РФ от 19.12.1998 № 60н (в ред. Приказа Минфина РФ от 24.03.2000 №31н).
  5. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н, в редакции изменений и дополнений).
  6. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено Приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 33н, в редакции изменений и дополнений).
  7. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. – 4-е изд. – М., 1997.
  8. Балабанов И.Т., Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2001.
  9. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете». – М., Юстицинформ, 2005.
  10. Рубаева Е. Учетная политика предприятия: различия между бухгалтерским и налоговым учетом. / www.klerk.ru
  11. Ефремова А.А. ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 – взгляд через два года.// Финансовые и бухгалтерские консультации. 2002. №1.
  12. Никулина И.А. Учет доходов и расходов в соответствии с главой 25 НК РФ.// Налоговый вестник. 2002. №3.
  13. Новикова Т.А. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации налогообложения. // Финансы. 2003. №5.

1 Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О бухгалтерском учете». – М., Юстицинформ, 2005. С. 14.

2 Рубаева Е. Учетная политика предприятия: различия между бухгалтерским и налоговым учетом. / www.klerk.ru

3 Новикова Т.А. Учетная политика организаций как инструмент оптимизации налогообложения. // Финансы. 2003. №5.


Информация о работе Сравнение налогового учета и бухгалтерского учета, их краткие характеристики