Сравнение систем налогообложения России и Канады

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:09, доклад

Описание работы

Особенности налогообложения и его проблемы - одна из наиболее сложных и противоречивых тем в мировой практике ведения народного хозяйства, в связи с тем, что налоги являются основным источником бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и других общегосударственных программ.

Работа содержит 1 файл

Сравнение системы налогообложения РФ и Канады и конкретно пройти по каждому пункту статьи 17 Налогового Кодекса РФ.docx

— 30.40 Кб (Скачать)

Сравнение системы налогообложения РФ и Канады

ВВЕДЕНИЕ

     Особенности налогообложения и его проблемы - одна из наиболее сложных и противоречивых тем в мировой практике ведения народного хозяйства, в связи с тем, что налоги являются основным источником бюджетных поступлений и, следовательно, финансирования социальных и других общегосударственных программ.

     Системы налогов в разных странах отличны друг от друга по многим факторам, в том числе по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам. Это закономерно, так как налоговые системы формируются под воздействием разных экономических, политических и социальных условий. Но любая налоговая система должна отвечать определенным общим требованиям.

     В связи с этим целью данного доклада является обобщение результатов анализа налоговой системы Канады и России. В числе задач настоящей работы – показать налоговую систему развитой страны в сравнении с развивающимся налогообложением России.

     Таким  образом, актуальность изучения зарубежного опыта заключается в том, что он вполне применим в современных условиях России, конечно, только в том случае, если адаптировать этот опыт к конкретным особенностям экономики Российской Федерации.  
 
 
 
 
 
 
 
 

     Доклад

     По  мнению специалистов в целом современная налоговая система Канады является типичной для государств с развитой рыночной экономикой. Отмечается, что большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. Как отмечает статистика, доля таких фирм, относящихся к малому бизнесу составляет 97 % от числа всех компаний и к их доходам применяется единая ставка —12% .

     Налоговая система Канады в современных  условиях представлена на трех основных уровнях:

  • федеральном (48% государственных доходов);
  • провинциальном (42% государственных доходов);
  • местном (10% государственных доходов).

     Полученные  средства расходуются в соответствии с конституционно закрепленными  полномочиями.

     Канада, как известно, является государством с федеративным устройством. В настоящее  время Канада состоит из 12 субъектов  федерации: десяти провинций и двух территорий. Также в Канаде насчитывается  около 5000 муниципальных образований, включая города, села, тауншипы, графства и районы специального обслуживания (special service districts). Федеральному правительству принадлежат полномочия по вопросам налогообложения на любом уровне государственной власти.

     Таким образом, от других федеративных государств Канада отличается более высоким уровнем децентрализации, когда при значительном влиянии федеральных органов власти провинции играют серьезную роль в формировании стратегии национальной экономики.

     В федеральном налогообложении главную  роль играют прямые налоги на доходы населения - налог на доходы физических лиц  и обязательные взносы в государственный  фонд страхования занятости и  государственный пенсионный фонд, на них приходиться порядка 60% всех поступлений в федеральный бюджет. Следующая по величине статья его  доходов - косвенные налоги (около 23%), из которых наиболее "весом" налог  на товары и услуги по единой ставке 7% и местный налог с продаж. Иногда в провинциях эти 2 налога объединяются в комбинированной ставке 15%. Объединенный налог включается в розничные  цены.

       Налоги на доходы юридических  лиц включают налог на прибыль  корпораций и налог на капитал  крупных корпораций. В сумме они дают около 16% доходов федерального бюджета.

     Структура налоговых поступлений в бюджеты  провинций аналогична федеральной, но кроме этого важным источником для них являются трансферты (переводы средств) федерального правительства. Доля трансфертов составляет в среднем 19% бюджетов провинций.

     Налоговые источники доходов провинций складываются из:

     • подоходного налога с населения;

     • налога с продаж;

     • налога на прибыли корпораций;

     • акцизов;

     • налогов в фонды социального страхования;

     • налогов на дарения;

     • рентных платежей;

     • различных регистрационных и лицензионных сборов.

     Доходы  местных органов власти примерно на 47% складываются за счет местных  косвенных налогов и продажи  различных лицензий и разрешений. Основным налогом является налог  на недвижимую стоимость. В ряде провинций  муниципалитетам предоставлено  право, собирать дополнительные налоги на продажи спиртного, при взимании платы за услуги гостиниц и ресторанов. Еще 47% дают трансферты правительства  провинции, на территории которой расположен тот или иной муниципальный округ. Небольшие субсидии поступают целевым  назначением и от федерального правительства.

     Таким образом, новая налоговая система  построена на одинаковом обложении  доходов, независимо от их величины и  формы вложения капитала, а также  на обложении реальных величин доходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствии с ростом потребительских  цен).

     Подоходный  налог уплачивается физическими  лицами и корпорациями. Подоходный налог с физических лиц рассчитывается посредством прогрессивных ставок. Лишь провинция Альберта приняла единую ставку для провинциального подоходного налога с физических лиц. Для сокращения суммы уплачиваемого налога могут использоваться определённые налоговые кредиты.

     Прогрессивные ставки, применяемые на федеральном  уровне с 2011:

Облагаемый  доход Ставка
до 41 544 $ 15 %
до 83 088 $ 22 %
до 128 800 $ 26 %
более 128 800 $ 29 %

     В отличие от физических лиц, общества имеют достаточно более сложную  убывающую шкалу. Так, базовая ставка составляет 38 %. Однако с применением кредитов реальная ставка колеблется от 13 % до 22 %. Например, частное общество под канадским контролем, имеющее облагаемый доход менее 500 000 $, и постоянно действующее лишь в провинции Квебек предприятие могут получить кредит на 16 % и вычет с провинциального налога в размере 10 %. К тому же, все общества облагаются дополнительным налогом в 4 %, добавляемым к базовой ставке после провинциального вычета, если таковой имеет место.

     Общества, как и физические лица, облагаются федеральным подоходным налогом  и подоходным налогом провинций, в которых они имеют постоянно  действующие предприятия.

     На  всех без исключения налогоплательщиков распространяется так называемая базовая  скидка (basic personal tax credit). Она уменьшает подлежащую уплате сумму подоходных налогов на более чем 1 тыс. долларов и, соответственно, фактически освобождает от этих налогов наиболее низкодоходные слои населения. Кроме того существуют дополнительные скидки для граждан старше 65 лет, для инвалидов и лиц, имеющих на иждивении инвалидов, для одиноких матерей и отцов. Скидки с подоходных налогов предоставляются также получателям различных видов пенсий и пособий по безработице. Существуют скидки в связи с затратами на образование и услуги медицинского характера.

     Федеральный налог на доходы корпораций (federal corporate income tax). Платится непосредственно корпорациями на основании ежегодно представляемых ими финансовых отчетов. Базовая ставка налога составляет 29%. Более льготным режимом налогообложения пользуются только две категории компаний. Во-первых, это предприятия обрабатывающей промышленности - для них налог установлен на уровне 21%. Во-вторых, предприятия малого бизнеса в любой отрасли платят налог по ставке 12%.

     Провинциальный  налог на доходы корпораций (provincial corporate income tax) взимается в провинциях по различным ставкам, уровень которых колеблется от 5 до 17%.

     Налог с продаж по своей природе —  это более удобный механизм сбора  доходов, чем подоходный налог.

     Действующий налог с продаж имеет две характерные  черты:

     • распространяется только на потребление, освобождая от налогов сам производственный процесс и тем самым не угрожая внутреннему производству;

     • опирается на более широкую базу.

     От  него освобождены продукты питания, детская одежда, лекарства, книги, топливо, услуги в области медицины и образования. Продажи в процессе производства облагаются федеральным налогом  обычно по ставке 12,0—13,5%. Более высокие  ставки устанавливаются на предметы роскоши, автомобили, спиртные и табачные изделия. Пониженные ставки применяются  для строительных материалов, услуг  связи. Другие услуги федеральным налогом  не облагаются. Налог вносит фирма-производитель, он включается в цену товара. Как  видим, федеральный налог с продаж является в некоторой степени  аналогом европейского налога на добавленную  стоимость.

     Провинциальные  налоги на продажи (provincial sales tax - сокращенно PST) аналогичны федеральному GST. Они взимаются по различным ставкам во всех провинциях, кроме Альберты. Ставки PST колеблются от 6% в Британской Колумбии до 12% в Ньюфаундленде. Так же как GST, налог PST указывается на товарных чеках отдельной строкой и уплачивается потребителями товаров и услуг как надбавка к цене.

     Налог на имущество исчисляется исходя из оценочно стоимости имущества, определяемой на основе рыночной оценки, которая  производится общественной организацией — муниципальной корпорацией  по оценке имущества (МРАС).

     Основным  источником бюджетных доходов на уровне провинций является налог  на имущество. Ставка налога на имущество включает две составляющие, одна из которых устанавливается провинциями, а края — муниципальными образованиями. Базовая ставка для жилого фонда составляет 2%, а предельный размер изъятий не должен превышать 5%. Порядок исчисления налога на имущество предусматривает различные вычеты, например, допускается перечисление до 40% причитающихся к уплате сумм не в бюджет, а на благотворительные цели.

     Налог на недвижимую собственность (realestate tax) является самым крупным местным налогом. Он уплачивается собственниками недвижимости как некоторый, установленный конкретным муниципалитетом процент от ее стоимости. Обычно при этом налогообложении исходят из стоимости земли, на которой ведется застройка. Оценка облагаемой собственности входит в функцию провинциальных властей для формирования единого подхода в провинции. Облагаются земля и здания, оборудование налогом не облагается. При оценке учитываются три фактора: расходы на создание данной стоимости; доход, который она реально приносит владельцу; учет рыночной стоимости на момент оценки. Налог с недвижимости взимается обычно в размере 0,5—1,0% от стоимости собственности. Ставка резко повышается, если недвижимость используется для определенных видов деятельности.

     Обязательные  взносы в государственный фонд страхования  занятости и государственный  пенсионный фонд отчисляется в форме  вычета из заработной платы.

     При отчислении средств в фонд занятости работодатели ежемесячно платят 4,06 доллара с каждых 100 долларов фонда заработной платы. У работников вычитаются суммы из расчета 2,90 доллара на каждые 100 долларов заработка. Взносы в государственный пенсионный фонд отчисляются по ставке 9,9% от суммы заработка. От уплаты пенсионных взносов освобождены работники, получающие менее 3,5 тыс. долларов в год. Вместе с тем такие взносы не взимаются и с сумм, превышающих определенный максимум.

     В 1991 г. в Канаде был принят налог  на товары и услуги. В отличие  от российского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в установленной единой ставке — 7%. В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.

     За  исключением провинции Альберта и двух территорий, все провинции  взимают местные налоги с продаж.

     Некоторые провинции объединяют свои местные налоги с продаж с федеральным налогом на товары и услуги ("GST"). Комбинированная ставка равна 15% (7% —федеральная ставка и 8% — провинциальная). Объединенный налог включается в розничные цены, но вся сумма уплаченного налога отражается в чеке.

     Федеральный налог на товары и услуги (goods and services tax - сокращенно GST)., который фактически является многоступенчатым НДС на товары и услуги, реализуемые в Канаде (фактически этот налог платит конечный потребитель по ставке 7%.)

Информация о работе Сравнение систем налогообложения России и Канады