Становление и развитие налоговой системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Налоговый механизм в нашей республике в настоящее время находится в промежуточном состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие налоговой системы и ее организация 5
1.1. Понятие налоговой системы 5
Принципы организации налоговой системы 13
1.3 Налоговая система РК 16
Глава II. Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан 19
2.1. Становление налоговой системы Республики Казахстан 19
2.2. Налоги и их классификация 30
Налоговая система на современном этапе 35
Глава III. Проблемы налогообложения в Казахстане и пути их решения 49
3.1 Проблемы налоговой системы РК 49
3.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК 52
Заключение 58
Литература 60
Приложение 62

Работа содержит 1 файл

stanovlenie-i-razvitie-nalogovoy-sistemy.doc

— 305.00 Кб (Скачать)
  1. Стабильность налоговой системы;
  2. Упорядоченность механизма сбора налогов (что упростит контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов);
  3. Льготирования конечной продукции, а не факторов производства (с предоставлением льгот после подтверждения наличия практического эффекта льготируемых величин). Проблема налоговой реформы тесно связана с проблемой стимулирования производственных инвестиций. Такая связь обусловлена тем, что в рамках налоговой и кредитной политики формируется система льгот и других экономических мер, которые направлены на стимулирование инвестиций в производство;
  4. Субординация местных и общегосударственных налогов. (Разграничение сфер общегосударственных и местных налогов исключительный произвол в формировании ресурсов всех уровней административной иерархии, является гарантом их самостоятельного самоуправления развития);
  5. Равенство перед законом всех налогоплательщиков, единообразие налоговой политики (Достижение большого единообразия облегчит удовлетворение других критериев удачной налоговой политики, оно способствует упрощению налогов и в это является вкладом в их нейтральность);
  6. Законодательное право налогоплательщика на информацию (Система налогообложения должна показывать населению, сколько стоят различные мероприятия государства, которые совершаются в разных масштабах, с тем чтобы решение политиков, как и на что, тратить деньги, подкреплялось бы готовностью налогоплательщиков платить за эти практические действия);
  7. Простота налоговой системы (Способ реального упрощения - значительная переориентировка налоговой политики от потребностей относительного положения каждого отдельного налогоплательщика в строну широких и общих правил, которые охватывают большую часть экономического поведения и сделок);
  8. Нейтральность системы налогообложения (Совершенно нейтральная налоговая система оставляет неизменными все стоимостные или ценовые отношения имеющиеся на эффективно действующем частном рынке не испытывающем влияния со стороны государства). В 1985 г. профессорами Р. Холмсом и А. Рабушка из института Гувера разработан нейтральный пропорциональный налог, который является инструментом достижения нейтральности системы налогообложения и способствует формированию гибкой налоговой системы, которая является действенным механизмом проведения экономической политики государства.

Разработанная правительством Казахстана система налогообложения, к сожалению недостаточно эффективна, так как она отрицательно сказывается на развитии предпринимательства, что значительно сокращает внутренний потребительский рынок.

Нечеткость механизма  налогообложения, некорректность деятельности многих работников приводит к развитию спекуляции (в самом негативном смысле этого слова), уклонение от налогов, коррупции и взяточничеству.

В этой связи налоговая  система требует комплексного совершенствования, причем следует в корне изменить подход к налогообложению, как к методу государственного регулирования, с тем, чтобы она выполняла все необходимые для рыночной экономики функции. Именно, исходя из сложившегося на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации в Казахстане концепция налогообложения в первую очередь должна решить следующие основные задачи:

-     устойчивость  и сбалансированность государственного  бюджета

- формирование антиинфляционного  механизма и обеспечения стабильности  собственной валюты

    • обеспечение широко масштабных инвестиции
    • всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

При современной сложившейся  экономической конъюнктуре обеспечить ощутимое снижение налогового бремени невозможно экономически и не рационально политически.

Несмотря на наличие  многочисленных теорий, согласно которым  налог есть продукт договора между  нацией (населением, гражданами в их совокупности) и государством, т.е. согласованного волеизъявления двух сторон, совершенно очевидно, что в юридическом смысле государство, устанавливая налог, не согласовывает этот вопрос ни с каждым налогоплательщиком в отдельности, ни с отдельными их группами, ни с представителями народа, имеются специальные оговорки о том, что по налоговым законам референдум не проводится.

Такой же порядок установлен и в Казахстане. Идею договорного  характера налогов (хотя бы в смысле «общественного договора») не спасает, на наш взгляд, и конструкция, предложенная П.М. Годме, по мнению которого, согласие на установление налога дает парламент, являющийся представителем нации в целом.

Безусловно, парламент, в  силу его формирования, является тем  местом, где голос народа звучит громче всего. И неслучайно в большинстве  демократических стран законы о введении налогов принимает именно он. Но парламент – это не общественное формирование граждан, это государственный орган, т.е. часть государства. При этом необходимо иметь ввиду, что субъектом установления налога выступает государство в целом, а не какой-нибудь его орган (хотя, бесспорно, что правовой акт, устанавливающий налог, будет принят конкретным органом). Поэтому налог не является продуктом договора между, скажем, правительством и парламентом, хотя в реальной жизни именно правительство (с подачи финансового ведомства) может выступать с инициативой введения нового налога, а парламентарии, прислушиваясь к голосу своих избирателей, могут проголосовать против него.

Но в тоже время  крайне необходимо упорядочить и  логически систематизировать все  виды налогов.

При исчислении  доходов, облагаемых налогом, важно обеспечить политику ускоренной амортизации, так  как   имеющееся разрешение на увеличение амортизационных отчислений по старым фондам в два раза не решает проблемы восстановления действующего оборудования.

Инфляция, обуславливающая  опережающие темпы роста цен  по сравнению с нормой амортизации, требует возмещения этих потерь из прибыли.

 

3.2 Пути совершенствования  системы налогообложения РК

 

Совершенствование системы  налогообложения должно быть направлено сейчас на всемирную активизацию процессов инвестирования всех  видов. Это крайне необходимо для становления и развития рынка ценных бумаг и финансового капитала, являющихся центральным звеном рыночного хозяйства регулируемого типа.

Необходимо произвести переоценку основных фондов предприятий для увеличения финансовых ресурсов предприятий и индексацию амортизационных отчислений, что позволит предприятиям осуществить грамотное акционирование и создать хорошую базу для инвестирования. В дальнейшем вполне правомерным будет повышение ставки поимущественного налога для юридических лиц.

Пока не преодолены кризисные  явления в экономике, важно ввести автоматический, в некотором смысле принудительный механизм " снятие" подоходного налога посредством  банковского обслуживания.

Практика функционирования налоговой службы за последние 3 года при активизации процесса возникновения  субъектов хозяйствования негосударственных  форм собственности, показало ее недостаточные  эффективность и мобильность.

За это время участились случаи уклонения от выплаты налогов.

В первую очередь необходимо выработать четкую правовую базу налоговой  системы, ввести статью за уклонение  от налогов, принять положение о  статусе налоговых инспекторов.    

Например, налог на добавленную  стоимость. В Республике Казахстан  он пришел на смену налога с оборота и налога с продаж. При введении этого налога не была выработана четкая методика его вычисления, то есть база отсчета добавленной стоимости, (какая часть стоимости является добавленной: прибыль или заработная плата, стоимость сырья и т.д.).

Во всех развитых странах  в понятие добавленной стоимости  входит все, что выше цены производства, которая выступает как себестоимость  продукции плюс средняя прибыль.

Исходя из сложившейся  на сегодняшний день экономической, политической и социальной ситуации на сегодняшний день в Республике Казахстан, концепция налогообложения, в первую очередь, должна решать следующие основные задачи:

    • устойчивость и сбалансированность бюджета;
    • формирование антиинфляционного механизма и обеспечение стабильности собственности, валюты;
    • обеспечение широкомасштабных инвестиций;
    • всемерное стимулирование деловой активности всех субъектов хозяйствования независимо от форм собственности.

Решение этих задач позволит достичь  экономической и социальной стабильности в Республике Казахстан.

В межгосударственных двухсторонних  экономических связях часто возникает  проблема двойного налогообложения, затрагивающая  в первую очередь интересы тех  физических и юридических лиц, которые  получили доходы не только на территории своей страны, но и за рубежом. В мировой практике для смягчения двойного налогообложения налогоплательщику часто предоставляют три возможности, позволяющими ему уменьшить налоговое бремя. В частности в США налогоплательщику могут разрешить вычет выплаченных им за рубежом налогов из налогооблагаемой суммы и могут их засчитать как налоговый кардит. Наряду с этим по условиям межгосударственных соглашений, доход, получаемый физическим или юридическим лицом за пределами США, может быть исключен из американского налогообложения (и наоборот, полученный в США доход иностранного налогоплательщика из налогообложения его страны).

Для Республики Казахстан  в современных условиях реформирования и модернизации экономики сложилась  необходимость привлечения иностранных инвестиций и передовых технологий. Но иностранные компаньоны опасаются двойного налогообложения. Поэтому Республика Казахстан имеет с рядом стран соглашения об избежании (устранения) двойного налогообложения доходов и имущества иностранных инвесторов.

По этим соглашениям  иностранные инвесторы освобождаются  или платят налоги на доходы, полученные в Республике Казахстан по уменьшенным  ставкам.

Нестабильность  наших  налогов,  постоянный   пересмотр ставок,  количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль,   особенно в период перехода  Казахской экономики к рыночным  отношениям,   а также препятствует инвестициям как отечественным,  так и иностранным.  Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема  реформы налогообложения.

Жизнь показала  несостоятельность  сделанного упора  на чисто  фискальную функцию налоговой  системы: обирая налогоплательщика, налоги  душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу.

Экономисты  выводили всякого рода таблицы и графики, демонстрирующие пределы, за которыми  рост налогов превращается в фактор, отрицательно воздействующие на экономику (знаменитые кривая Лаффера и кривая Лоренца и им подобные) (см. приложение 2).

При этом в качестве ограничителя установления налогов вводится категория «платежные возможности» граждан с тремя рекомендациями:

    1. в отношении субъекта налога – налога должен охватывать всех граждан;
    2. в отношении объекта налогообложения – необходимо в качестве налогообложения избирать такой объект, который раскрывает платежные возможности граждан, в качестве чего наилучшим объектом является общий доход, потому что он теснейшим образом связан с платежными возможностями граждан;
    3.   в отношении ставки налога – налоговая ставка должна позволить учитывать все, что оказывает влияние на имущественное положение налогоплательщика: личное положение налогоплательщика, характер объектов обложения, размер объектов обложения – все это должно приниматься во внимание при установлении налоговой ставки.

Что касается юридической стороны проблемы, то никаких законодательно установленных пределов, которые бы ограничивали государственные устремления по введению налогов, не существует и существовать не может, поскольку все это будет самоограничениями самого государства, от которых оно в любой момент может отречься. «Существуют ли, - спрашивает С.Г.Пепеляев, - помимо голодной смерти подвластного субъекта, когда он становится неспособным нести финансовые повинности, какие-либо пределы, ограничивающие проявление государственного императива в финансовой сфере?». И, основываясь на анализе характера финансовых отношений, произведенном в свое время нами, отвечает: «пределы государственного принуждения в отношении гражданина ограничены только интересом самого государства, т.е. не ограничены», а завершает все это он следующим выводом: «приоритеты во взаимоотношениях личности и государства по поводу финансов целиком отданы интересам государства. Сами финансовые отношения проникнуты идеями паренализма и государственного монополизма. Личность является «второсортным» пассивным субъектом финансовых правоотношений, адресатом властной компетенции»12.   

В соответствии со статьей 154 Закона о налогах в  случае неуплаты налогов в сроки, установленные налоговым законодательством  Республики Казахстан, органы налоговой службы имеют право взимать со счетов налогоплательщиков средства в пределах образовавшейся задолженности, если налогоплательщик согласен с уплатой такой задолженности.

Информация о работе Становление и развитие налоговой системы РК