Становление и развитие налоговой системы РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 10:47, курсовая работа

Описание работы

Налоговый механизм в нашей республике в настоящее время находится в промежуточном состоянии, его содержание уже не отражает административно-распорядительного характера государственного регулирования, но вместе с тем он еще не стал эффективным средством косвенного и прямого государственного регулирования экономики. Практика последней рыночной экономики показала, что основой источник бюджетного финансирования, каковыми являются налоги, явно оскудел. И не оттого, что налогов стало меньше или совокупная сумма уменьшилась.

Содержание

Введение 3
Глава I. Понятие налоговой системы и ее организация 5
1.1. Понятие налоговой системы 5
Принципы организации налоговой системы 13
1.3 Налоговая система РК 16
Глава II. Становление и развитие налоговой системы Республики Казахстан 19
2.1. Становление налоговой системы Республики Казахстан 19
2.2. Налоги и их классификация 30
Налоговая система на современном этапе 35
Глава III. Проблемы налогообложения в Казахстане и пути их решения 49
3.1 Проблемы налоговой системы РК 49
3.2 Пути совершенствования системы налогообложения РК 52
Заключение 58
Литература 60
Приложение 62

Работа содержит 1 файл

stanovlenie-i-razvitie-nalogovoy-sistemy.doc

— 305.00 Кб (Скачать)

При этом согласием  налогоплательщика считается: предоставление им декларации по налогам; необжалование выявленной и начисленной задолженности по налогам в течение 5 банковских дней в орган налоговой службы, вынесший решение о принудительном взыскании задолженности по налогам.

Сумма налога или  другого обязательного платежа, не внесенная в установленный срок, в налоговой практике именуется недоимкой.

В разных странах  применяются разные способы взимания недоимок: в одних это производится в судебном порядке (путем предъявления налоговыми и другими уполномоченными  органами иска о взыскании недоимки в суд); в других взыскание производится во внесудебном порядке на основе распоряжения налогового органа.

В соответствии с ранее действовавшим Законом  Республики Казахстан от 24 декабря 1001 г. «О налоговой системе Республики Казахстан»  взыскание недоимки с юридических лиц осуществлялось в первоочередном и бесспорном порядке, а с граждан – в судебном.

Понятно, что  предоставление налоговым органом  права взыскания недоимки в бесспорном (т.е. во внесудебном административном) порядке значительно упрощает сбор налогов, делает реагирование на налоговые правонарушения более оперативным, разгружает судебную систему от огромного количества дел. Однако этот порядок несет на себе печать антидемократичности, чреват проявлением административного произвола и нарушением прав налогоплательщиков.

Существенное снижение налогов возможно только тогда, когда  будет преодолен рост государственных  расходов, и они будут стабильно  зафиксированы хотя бы на сегодняшнем  достаточно высоком уровне при динамично возрастающем объеме валового национального продукта.

Анализ реформаторских  идей в области налогов в основном показывает,  что выдвигаемые  предложения касаются в лучшем  случае  отдельных   элементов  налоговой системы (прежде всего  размеров ставок,   предоставляемых льгот и привилегий; объектов  обложения;  усиления  или  замены одних налогов на другие).  Предложений же  о  принципиально  иной   налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного к рыночным  отношениям периода, практически нет. И это не случайно, ибо оптимальную   налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической   основе, коей у нас в Казахстане еще нет.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В данной дипломной работе были рассмотрены понятие налоговой  системы, принципы ее организации, становление налоговой системы РК, виды налогов, налоговая система на современном этапе, а также основные проблемы налоговой системы и пути их решения. И в заключении несколько выводов для устранения проблем, с которыми сталкивается налогообложение Республики Казахстан.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменения  форм которого неизменно сопровождается преобразованием налоговой системы.

 В современном цивилизованном  обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этого, налоги используются для экономического воздействия государства на  общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно-технического прогресса.

Изменения в экономике  страны, произошедшие с момента проведения налоговой реформы с июля 1995 года, диктуют необходимость систематизации всех положений и норм о налогах, регулирующих налоговые отношения в стране, и разработки налогового Кодекса на базе действующего налогового законодательства с учетом необходимости законодательной регламентации взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков с целью взаимной защиты прав и усиления ответственности.

    • Налоговый кодекс должен способствовать решению следующих проблем:
    • создание равных условий налогообложения для всех хозяйствующих субъектов
    • снижение налоговой нагрузки одновременной отменой налоговых льгот, предоставленных отдельным категориям налогоплательщиков в зависимости от вида деятельности, доходов, товаров (работ, услуг) и тому подобное
    • объединение всех положений и норм налогового законодательства в  рамках одного кодифицированного закона прямого действия
    • стабильность  налогового законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Закон Республики Казахстан " О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24.04.1995 года № 2235 (с и изменениями и дополнениями).
  2. Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона “О налогах и др. обязательных платежах в бюджет”/ Казахстанская правда - 1997 г. - 10 января.
  3. Закон РК от 18 июля 1996 г. «Об обязательном страховании».
  4. Абдулкадыров Шамиль. От налога, как от судьбы // Ковчег - 28 ноября - 1996 г.
  5. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 1995-№6
  6. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим: [Налоговая система в Казахстане] // Юридическая газета - 1996 г. - 17 июля.
  7. Дуканич Л. В. «Налоги и налогообложение». Ростов-на-Дону. Феникс. 2000 г.
  8. Есенбаев М. Залог благополучия страны: (Налоги: территория и практика) // Финансы Казахстана - 1996 - № 4.
  9. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе: [Беседу с начальником инспекции, первым зам. Министром финансов. [Записала Мустафина С.] // Казахстанская правда - 1996 - 9 июля.
  10. Кадырбеков Б., Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь - 1995 - №3-4.
  11. Каможнова Е. Налоговая система: какой же она должна быть? // Казахстан: Экономика и жизнь - 1995 -№3-4.
  12. Камаев В. Д. Учебник. По основам экономической теории. Москва 1995.
  13. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы 1994 г.
  14. Мусинов С. М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы: «Каржы Каражат», 1996 г.
  15. "Налоги" по редакцией Д.Г. Черника. Москва 1995 г.
  16. Поздняков Б. Налоги в Казахстане // Эко - 1995 №1.
  17. Прохоров Е. Основы государства и права Республики Казахстан. Алматы, 1997 г.
  18. Сабиров И. Уты. Налоговый кодекс: не лучше ли его доработать? [Проект] // Экспресс - 1995 - 28 марта.
  19. Худяков А. И. Налоговые правонарушения // Алматы: ТОО Баспа, 1997 г.
  20. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан //Алматы ЖЕТI ЖАРFЫ, 1998 г.
  21. Федосеев В.М. Налоги в экономике современного капитализма. Киев. Высшая школа.
  22. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение Москва: Учебник. М.: Инфра-М, 1999 г.
  23. Вестник МГД Республики  Казахстан № 5 2000 г.
  24. Основы государства и права Республики Казахстан . 1997 год.
  25. Журнал " Финансы и кредит"   № 11 1999 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Кривая Лоренца

 



 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Кривая Лэффера

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

Сравнение налогов  Древнего Рима и Республики Казахстан

 

Древний Рим (IV в. до н.э.-VI в.н.э)

Республика Казахстан 1995 -2001 г.г.

Дорожная пошлина

Налог на пользователей автодорог

Налог на вино, на пищу, на огурцы, на мыло

Акцизы на отдельные  группы товаров

Пошлины ввозные и  вывозные

Таможенные пошлины


Приложение 4

 Виды налогов  и ставки, удерживаемые с физических  и юридических лиц.

 

Виды налогов

Плательщики

Ставки

Подоходный налог с физических и юридических ли удерживаемый в зависимости от полученного доходов в целом

1. Юридические лица (кроме  Национального банка) их филиалы,  представительства и иные обособленные  структурные подразделения, имеющие  отдельный баланс и банковский счет.

1. 30% от налогооблагаемого  дохода для юридических лиц

 

2. Юридические лица, зарегистрированные  и осуществляющие деятельность  на территории СЭЗ.

2. 20% от налогооблагаемого  дохода.

3. Лица, для которых  земля является основным средством производства.

3. 10% от дохода получен-ного  непос-редственно пользования землей.

Доход от выплаченных  дивидендов.

 

 

 

Юридические и физические лица

 

 

15% от дохода у источника  вып-латы.

а) от части дохода, направленного  на увеличение уставного капитала (с учетом сохранения доли акции каждого акционера).

 

Юридические и физические лица

 

 

Не подлежат на-логообложению

 

 

б) дохода при изъятии (реализации) доли участия в юридическом  лице участникам (акционерам)

Юридические и физические лица

15 % от внесения взносов в уставный капитал с учетом корр. на инфляцию.

Доходы от вознаграждения (интересов) выигрышей.

Юридические лица за исключением  выплачиваемого банком- резидентом и  накопительным пенсионным фондом.  Физические лица.

15 % у источника выплаты.

15 % (кроме выиг-рышей по государствен-ной националь-ной лотерее).

Косвенный и прямой доход, не связанный с предприн. деятельностью  доход нерезидентов, не связанный  с постоянным учреждением:

 

 

 

 

 

 

15% у источника выплаты

 

 

 

1.Дивиденды и вознаграждения

1. Физические лица (работники   хозяйствующих субъектов)

15 %

 

2. Страховые платежи

 

 

3.Телекоммуникационные  или транспортные услуги

2. Юридические лица - нерезиденты     

5 %

 

 

 

5 %

4. Доходы по аренде, роялти, консультационные услуги, кроме  доходов получаемых в виде оплаты труда, облагаемых по ставкам в соответствии со ст.29 Указа          

 

20 %


 

Приложение 5

Январь

Февраль

Март

Апрель

4132,5

5089,2

12105,8

13202,2

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

10313,7

6645,6

5998,5

5145,5

Май

Июнь

Ноябрь

Декабрь

11999,1

13637,7

4674,7

3376,4




Поступление налогов в 2000 году по месяцам по Актюбинской  области 

 

1 К. Маркс характеризовал такие налоги как прогрессивные налоги навыворот (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 7. С. 83)

2 См.: Финансы капиталистических государств. М., 1985. с.103.

3 См. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан. – Алматы «ЖЕТI ЖАРFЫ», 1998 г.с.31

4 См. Закон Республики Казахстан от 18 июля 1996 г. «Об обязательном социальном страховании».

5 Закон Республики Казахстан «Об основах налоговой системы в Казахстане»

6 См. Худяков А. И. Налоговое право Республики Казахстан. – Алматы «ЖЕТI ЖАРFЫ», 1998 г.с.78

7 Кочетков А.И. Налогообложение предпринимательской деятельности М., 1994. с.5

8 Карагусова Г.Д. Налоги: сущность и практика использования. Алматы, 1994. с.22-23

9 Финансовое право. /Ответственный редактор Н.И. Химичева. М., 1995. с.231.

10 См. Основы налогового права. С.37.

11 Закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» Глава 1. Налоговая система Республики Казахстан. Ст.3. п.2.

12 См. Основы государства и права. с.101, 103.


Информация о работе Становление и развитие налоговой системы РК