Становление налоговой системы РФ и Италии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – сравнить характеристики налоговых систем России и Италии
Эта цель реализуется путем решения следующих задач:
1. изучить исторический аспект становления налоговой системы в России и Италии;
2. Охарактеризовать основные принципы построения налоговых систем;
3. Сравнить налоговые системы России и Италии;
4. выявить основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации;
5. оценить перспективы развития налоговой системы РФ.

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

- в случае продажи полученной  в наследие недвижимости, когда ее стоимость не превышает 100 тыс. евро.

- при передаче отдельных  объектов недвижимости, принадлежащих  Ватикану,

- а также при продаже  недвижимости, ранее принадлежащей  государству, общественным, благотворительным  и другим, не преследующим коммерческие  цели организациям и фондам, даже  и до истечении 10 лет владения недвижимостью.

Кроме этого, федеральные  власти своими распоряжениями могут  устанавливать отдельные льготные режимы по уплате данного налога с  учетом местных условий. Например, снижение налога:

- на 25%, в случае увеличения  стоимости на недвижимость, представляющую историческую, археологическую и художественную ценность,

- на 50%, при увеличении  стоимости на недвижимость, принадлежащую  не коммерческим организациям  и используемую в государственных  и общественных целях, 

- на 40%, при увеличении стоимости земельных участков и строений, предназначенных для сельскохозяйственной и лесоохранной деятельности владельца,

- на 20%, при увеличении  стоимости недвижимости используемой  для благотворительной и педагогической  деятельности.

Законодательным декретом правительства Италии от 24.04.1992 № 504 это право было изъято из компетенции региональных властей и передано правительству Италии.

Данный региональный налог на недвижимость был установлен правительственным декретом от 24.04.1992 № 504. и предусматривал выплату владельцами (физическими и юридическими лицами) «действующих промышленных и жилых зданий», «строящихся площадей», а также «сельскохозяйственных земель» определенной денежной квоты в зависимости от типа и целей их использования, даже если эта недвижимость была приобретена незаконно.

Под «действующей недвижимостью»; декрет понимает промышленные и жилые  здания и сооружения, занесенные в  городской строительный кадастр  с прилегающей к ним служебной  площадью. Исключением являются объекты  недвижимости, расположенные в сельской местности, где размер дохода от использования недвижимости поглощается общим налогом на сельскохозяйственные угодия.

«Строящиеся площади» определены как площади, используемые в строительных целях и отвечающие критериям общественной пользы. К их числу относятся, помимо заново возводимых сооружений, также реставрируемые, реконструируемые, санируемые здания и сооружения, а также застройка и облагораживание пустырей.

Под «сельскохозяйственными землями» понимаются земельные участки, предназначенные для сельскохозяйственной деятельности (культивация, животноводство, звероводство, переработка сельскохозяйственной продукции).

Не облагаются данным налогом недвижимость, принадлежащая  государству, региональным властям, Торговым палатам, используемая в культурных целях (музеи, библиотеки, архивы и т.д.), используемая в культовых целях, принадлежащая иностранным государствам и международным организациям, предгорная местность, а также недвижимость, принадлежащая общественным организациям, занимающимся педагогической и иной просветительской деятельность без права получения коммерческой прибыли.

Размер ICI составляет от 4 до 7 ит. лир на каждую тысячу ит. лир  общей стоимости объекта недвижимости. В этих пределах региональные власти, в зависимости от технического предназначения объекта, основного или вспомогательного жилого помещения, находящегося в собственности у физического лица, а также в случае принадлежности недвижимости общественным организациям, могут дифференцировать этот налог.

При этом для окончательного установления данной налоговой ставки применяются соответствующие коэффициенты: 100 для жилых помещений, складов, лабораторий, офисов, магазинов и лавок: 50 для гостиниц, театров, банков и 34 для остальных объектов недвижимости.

Что касается налога на жилые помещения, то региональные власти на основное жилье могут устанавливать этот налог в льготном исчислении, т.е. на 100 евро меньше первоначально устанавливаемой суммы налога, а законодательный декрет от 10.09.1996 наделил региональные власти правом на снижение коммунального налога на основное жилье на 50% или его уменьшение этого налога на 250 тыс. евро (примерно 200 долларов США).

Сельскохозяйственные  земли также могут в зависимости  от решения региональных властей  иметь льготную ставку ICI:

- на первые 25 тыс. евро  ставка налога равна 0%,

- от 50 до 120 тыс. евро  ставка налога уменьшается на 30%,

- от 120 до 200 тыс. евро  ставка уменьшается на 50%,

- от 200 до 250 тыс. евро  ставка уменьшается на 75%.

Данный налог выплачивается  в два приема в виде аванса и окончательной выплаты. Аванс в сумме не менее 50% от общей суммы налога выплачивается в июне текущего года из расчета выплаченной суммы ICI со всеми льготами за 12 месяцев предшествующего года, а окончательный расчет осуществляется в период с 1 по 20 декабря текущего года, с учетом ранее выплаченного аванса.

Региональный налог  за пользование водными объектами, лесным фондом и биологическими ресурсами, как таковой законодательством  Италии не предусмотрен, а общественные отношения, возникающие в этой сфере, регулируются законодательством Италии о концессиях.

Гербовый налог взимается  в форме продажи государством специальной гербовой бумаги или  гербовых марок, требуемых по закону для надлежащего оформления различных  коммерческих документов (долговых обязательств, квитанций, чеков, счетов-фактур, по которым не взимается налог на добавленную стоимость; частных контрактов и письменных соглашений). Все нотариальные операции в обязательном порядке облагаются гербовым сбором. Размер гербового налога дифференцирован по видам документов, а внутри отдельных видов (например, долговые расписки) зависит от суммы сделки. По упомянутым долговым распискам с каждой 1000 лир взимается налог от 5 до 8 лир. Цена фирменных бланков колеблется от 400 до 1500 лир за один лист.

Налоговые поступления  являются основным источником доходов  государственного бюджета Италии (более 80%). Большие изменения в структуру  налогообложения внесла реформа 1973 - 1974гг., которая устранила её многоступенчатость, фрагментарность, архаичность и приблизила к практике налогообложения других стран Европейского сообщества. Современная налоговая система Италии характеризуется довольно четкой структурой, унифицированными правилами обложения и изъятия средств в бюджет, превалированием прямых налогов над косвенными.

В результате реформы 1974г. наибольшему упрощению подверглись  прямые налоги, взимаемые непосредственно  с налогоплательщиков. Кроме того, существенные изменения в практику взимания данного вида налогов внесла реформа 1988г., которая затронула три основных налога: подоходный налог с физических лиц, подоходный налог с юридических лиц и местный налог (с физических и юридических лиц).

Особенности процедуры  взимания налогов с некоторых  видов доходов методом удержания  их у источника по фиксированным ставкам фактически породили ещё один прямой налог - налог на доходы с капитала. Находясь в юридических рамках подоходного налога с физических лиц, он технически существует самостоятельно, так как проценты, получаемые рантье по вкладам и облигациям, облагаются у источника в окончательном порядке и в дальнейшем при исчислении основного подоходного налога вычитаются из общей суммы облагаемого дохода.

К категории прямых относятся  и налог с наследства и дарения, который в 80-е годы так же претерпел значительные изменения.

Косвенными налогами облагаются различные виды операций связанных с продвижением товаров  по стадиям производства и обращения, оказанием услуг, импортом товаров, сменой собственности и рядом  других сделок. Наиболее важным из них  является налог на добавленную стоимость. Все другие косвенные налоги имеют специфические сферы применения, и их названия, как правило, отражают их суть:

- гербовый налог взимается  государством за юридическое  оформление гражданских и коммерческих  документов;

- регистрационный налог дополняет гербовый в тех случаях, когда помимо оформления документов требуется запись их в государственные регистрационные книги;

- налог на прирост  стоимости недвижимости взимается  в пользу местных органов власти  в случаях продажи недвижимости с прибылью;

- прочие производственные  и коммерческие акцизы (на электроэнергию, алкогольные напитки, сахар, табак)  и сборы (при заключении страховых  контрактов, купле-продажи акций  и облигаций и при оказании  государством так называемых  концессионных услуг, т.е. выдаче разрешений, лицензий и т.п.);

- таможенные пошлины  и сборы; 

- налог с лото и  лотерей. 

На протяжении 70-х годов  фискальное значение отдельных налогов  в результате проведения реформы 1974 г. непрерывно изменялось. Наиболее важными в финансовом отношении являются два налога: подоходный налог с физических лиц и налог на добавленную стоимость. В общей сумме налоговых поступлений государства их доля составляет свыше 50%.

Экономика Италии основывается на предприятиях малого и среднего бизнеса, которые составляют более 90 процентов всех зарегистрированных компаний. Это выделяет Италию среди прочих стран ЕС. Соответственно, налоговая система Италии во многом ориентирована на малый и средний бизнес.

Очевидно, что, имея огромное количество зарегистрированных мелких налогоплательщиков, налоговые органы Италии не могут провести их сплошную проверку. В Италии действует стандартный механизм самообложения, то есть как и в России, налогоплательщик обязан самостоятельно представить налоговую декларацию, рассчитать и перечислить налоги. А налоговые органы обязаны проверить правильность расчета налогов.

А чтобы облегчить  свою работу по проведению проверок, итальянские  налоговики разработали и издали специализированный «справочник доходности различных видов бизнеса». Этот справочник составлен на основе статистических данных об уплате налогов в стране за последние десять лет в соответствии с получаемым доходом и налогами, которые должны быть перечислены государству. Зависимость введена от видов деятельности (выделено более 180), суммы выручки (деление с шагом в 500 тыс. евро), сумм затрат, отраслей экономики, месторасположения и некоторых других показателей.

Этим справочником итальянские  налоговики руководствуются при  проведении камеральных проверок полученных ими отчетов компаний (это делает автоматизированная компьютерная программа). Если заявленные налоговые обязательства фирмы ниже, чем расчетные средние показатели по «справочнику», она автоматически заносится в список подлежащих налоговой проверке. Кроме того, список налоговых проверок дополняется случайно выбранными (по жребию) компаниями, пусть налоговые показатели которых формально и соответствуют среднерасчетным параметрам «справочника».

Однако все это относится  лишь к мелким и средним налогоплательщикам. Крупнейших налогоплательщиков итальянские налоговики проверяют ежегодно в обязательном порядке.

Налоговые правонарушения в Италии влекут административную или  уголовную ответственностью. Уголовная  ответственность наступает при  неуплате налогов в сумме более 200 тыс. евро и только при доказанном умысле такого уклонения.

Своеобразным «наказанием» налогоплательщика, имеющего задолженность  по налогам, может стать передача сведений о долге специализированной компании (концессионеру) - уполномоченной коммерческой фирме по сбору долгов. Эта фирма самостоятельно (по договору с налоговым органом) взыскивает задолженность с неплательщика путем розыска, изъятия и продажи его имущества, после чего (за вычетом определенного процента собственного интереса) перечисляет ее в бюджет. Такую процедуру взыскания налоговых долгов власти Италии объясняют тем, что коммерческая фирма имеет больше, чем государство, возможностей «преследовать» неплательщиков.

Кроме того, итальянские  власти достаточно часто (последний  раз в 2004 году) применяют налоговую амнистию. Так, амнистия 2002 года позволила вернуть в бюджет около 30 млрд евро под гарантию освобождения налогоплательщиков от административной и уголовной ответственности. Ставка налога для легализованных доходов составила 2,5 процента и могла быть заменена приобретением государственных облигаций на сумму, составляющую 12 процентов от сокрытого капитала.

Что касается способов международного налогового планирования с участием итальянских компаний, то Италию следует  отнести к группе европейских государств, активно противодействующих ведению деятельности в офшорных и низконалоговых юрисдикциях. Правительство Италии стремится сделать непривлекательным вариант, основанный на учреждении дочерней компании в офшорной зоне и перемещении налоговой базы холдинга в такую компанию. В частности, итальянская компания, учредившая дочернюю компанию в юрисдикции, входящей в черный список государств, утвержденный правительством Итальянской Республики, обязана платить налоги в Италии как с суммы своих доходов, так и с суммы доходов офшорной компании. А если размер доходов офшорной компании определить невозможно, то налоговая база, декларированная итальянской компанией в целях налогообложения, удваивается. В «черный» список правительства Италии входят, в частности, такие страны как Лихтенштейн, Монако, ОАЭ, Британские Виргинские острова, Нидерландские Антильские острова.

Однако существуют судебные решения в пользу итальянских  компаний, оспоривших удвоение налоговой  базы в условиях, когда их взаимоотношения с дочерними компаниями из «черного» списка стран имели деловую цель.

Информация о работе Становление налоговой системы РФ и Италии