Структура налога

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

Каждый налог содержит следующие элементы:
Субъект налога или налогоплательщик – физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность платить налог.
Носитель налога – физическое или юридическое лицо, которое в конечном счёте несёт издержки и ущерб по уплате налога.

Работа содержит 1 файл

Элементы налога.doc

— 108.00 Кб (Скачать)

Работой признается деятельность, результаты которой имеют ма териальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга  – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения и которые (результаты) реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

Таким образом, услуга в отличие от работы не имеет  материально го выражения и не может быть реализована для последующего удовлетворения потребностей.

Налоговая база и единица  обложения 

Для того чтобы  исчислить налог, недостаточно определить ее объект, необходимо рассчитать налоговую  базу. Она служит для количественно го измерения объекта налога. Таким образом, налоговая база – это количественная оценка объекта налогообложения. Для ее получения необходимо выбрать единицу обложения – единицу измерения объекта налога. На практике используются денежные (рубли, экю) и натуральные (лошадиная сила) единицы обложения.

Исчисление налоговой  базы может основываться на данных бухгалтерского учета, специальных  налоговых регистрах, справок о  доходах и других документов. Предприниматели  исчисляют налоговую базу на ос нове данных учета доходов и расходов.

При обнаружении  ошибок в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым  периодам, в отчетном налоговом периоде  про изводится перерасчет налоговых  обязательств за период совершения ошибки.

Налоговые льготы

Часто бывает, что налогом облагается не весь объект, а только часть его. Кроме того, некоторые виды деятельности или категории налогоплательщиков могут быть освобождены от уплаты налогов. Все это определяется налоговыми льготами. Налоговые льготы – предоставляе мые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сбо ров, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере.

К основным налоговым  льготам относятся:

•               необлагаемый минимум – часть объекта налога, полностью освобождаемая от обложения;

•               налоговые вычеты;

•               изъятие из под обложения определенных частей объекта нало га;

•               освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

•               понижение ставок налога;

•               отсрочка взимания налогов.

При наличии  соответствующих оснований налогоплательщик может воспользоваться предусмотренными законодательством о налогах и сборах льготами или отказаться от их использования, если эта возможность оговорена в законе.

Налоговая ставка, налоговый  оклад и источник уплаты налога

Налоговая ставка – это величина налоговых начислений на еди ницу измерения налоговой базы. Различают процентные и твердые ставки. Процентные (адвалорные) ставки установлены в процентах к налого вой базе. Твердые (специфические) ставки устанавливаются в рублях (или других стоимостных единицах измерения) на единицу обложения. Процентные ставки установлены по налогу на добавленную стоимость, по налогу на доходы физических лиц, по налогу на имущество организаций и др. Твердые ставки установлены по транспортному налогу, по ак цизам и др.

Если налоговую базу умножить на налоговую ставку, то в результате получим величину, которая называется налоговым окладом.

Источник  налога – это доход, из которого субъект уплачивает налог. По ряду налогов объект и источник налога могут совпадать. Например, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Налоговый период и срок уплаты налога

Последние два  элемента налога дают ему временную  характеристику. Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого оп ределяется налоговая база, и исчисляется сумма налога, подлежащая уп лате. Налоговым периодом может быть квартал, месяц, год и др. Срок уплаты налога – это период времени, когда налог вносится в бюджет или внебюджетный фонд. Срок уплаты налога определяется календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Если налогоплательщик не уплатит налог в срок, то к  нему приме няются финансовые (пеня) и налоговые (штрафные) санкции.

Порядок исчисления и порядок  уплаты налога

Как правило, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, установленных законодательными актами (НДС, акцизы, налог на имущество организаций и т.д.).

Таким образом, в качестве основного порядка налоговое законода тельство закрепило приоритет порядка самообложения.

Обязанность по исчислению налога может быть возложена  на налогового агента, который обязан исчислить сумму налога, подлежащую уплате за соответствующий налоговый  период, рассчитав для этого налоговую базу и применив установленную законом налоговую ставку (налог на доходы физических лиц; налог на прибыль организаций в части доходов в виде дивидендов и доходов от долевого участия в деятель ности других организаций; налог на добавленную стоимость при аренде государственного или муниципального имущества и др.)

В ряде случаев  законом установлено, что налоговый  орган должен исчислить сумму  налога (земельный налог, налог на имущество физиче ских лиц). Тогда  налоговый орган за 30 дней до наступления срока упла ты налога должен известить налогоплательщика о размере налога, нало говой базы и сроке уплаты.

Порядок уплаты налога – это определенные приемы внесения суммы налога в соответствующий бюджет или во внебюджетный фонд.

Порядок уплаты налога включает определение:

•               направления платежа, т.е. куда платится налог: бюджет или внебюджетный фонд. Например, налог на добавленную стоимость платится в федеральный бюджет, налог на прибыль организаций – в Федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты, а единый социальный налог – в федеральный бюджет и в государственный внебюджетные социальные фонды;

•               средства уплаты налогов. Как правило, налоги в России платятся в рублях, но могут платиться и в иностранной валюте;

•               механизма платежа. Большинство налогов платится, исходя из фактических данных за отчетный период. По налогу могут вноситься авансовые платежи. Уплата авансовых платежей предусмотрена по единому социальному налогу, налогу на прибыль, налогу на имущество ор ганизаций.

•               субъекта налога; т.е. субъекта, который должен уплатить (пе речислить) налог в бюджет. Это может быть налогоплательщик или налоговый агент.

•               формы уплаты налога (наличная, безналичная).  
 

4.Элементы  налога.

Для того чтоб налоги можно было взыскать, закон  обязан содержать некий набор  информации, который сделает налог  определенным, таковой информации, которая дозволяет установить лицо, обязанное уплачивать налоги, условия  возникновения данной обязанности, размер налогового обязательства, порядок его выполнения и т.Д. Эта информация именуется элементами закона о налоге. Конкретное содержание частей описывает своеобразие каждого раздельно взятого налога. Элементы налога прописаны в НК РФ.

Рассмотрим, к чему приводит неполное установление и определение частей закона о  налоге.

С одной  стороны, это приводит к законной способности уклонения от уплаты налогов, хотя об уклонении тут можно  говорить только с большой долей  условности, ведь обязанность уплатить налог, не может считаться установленной. Так, в числе плательщиков налога на добавленную цена были указаны иностранные компании, осуществляющие деятельность на местности России, но не имеющие неизменного консульства. Но в отношении них не был определен порядок уплаты налога, в итоге чего эти юридические лица вполне законно налог на добавленную цена не уплачивали.

С другой стороны, неполное установление и определение  частей закона о налоге приводит к  злоупотреблениям со стороны налоговых  органов, которые пробуют без помощи других установить налоги, расширительно толковать положения закона о налоге.

Элементы  налога отражают социально-экономическую  сущность налога, его  родовые признаки. Черта частей налога употребляется в  законодательных  актах и нормативных документах страны, определяющих условия налогообложения, его организации, порядок исчисления и взимания налогов, его администрирование.

Элементы  хоть какого закона о налоге можно  подразделить на значительные и факультативные. Существенными элементами числятся такие, без полного установления и определения которых налог не может считаться установленным. К факультативным относят такие элементы, которые хотя и не влияют на наличие обязанности уплачивать налог, но повышают гарантии его уплаты, делают закон более гибким по отношению к разным категориям налогоплательщиков.

К существенным элементам закона о налоге относят:

4.1. Субъект налогообложения  (налогоплательщик).

Согласно  статьи 19 НК РФ налогоплательщиками  и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в согласовании с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (либо) сборы.

Организации - юридические лица, образованные в согласовании с законодательством России (русские организации), а также иностранные юридические лица, компании и остальные корпоративные образования, владеющие гражданской правоспособностью, созданные в согласовании с законодательством иностранных стран, международные организации, их филиалы и консульства, созданные на местности русской Федерации (иностранные организации).

Местом нахождения русской организации считается  место её гос организации.

Обособленное  подразделение организации - хоть какое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации делается таким независимо от того, отражено либо не отражено его создание в учредительных либо других организационно-распорядительных документах организации, и от возможностей, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более 1 месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения русской  организации является место воплощения данной организацией деятельности через  свое обособленное подразделение.

Физические  лица - граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства. Физическое либо юридическое лицо считается налоговым резидентом, если оно проживает на местности России не менее 183 дней в календарном году либо живет на местности страны постоянно.

Местом жительства физического лица считается место, где это физическое лицо постоянно  либо в большей степени проживает.

Резиденты должны в собственных экономических  действиях придерживаться законов  данной страны, платить налоги в согласовании с законами и нормами данной страны.

Нерезидент:

Юридическое лицо, действующее в данной стране, но зарегистрированное как субъект  хозяйствования в другой.

Физическое  лицо, действующее в одной стране, но постоянно проживающее в другой.

Практическое значение определения места неизменного местопребывания налогоплательщика заключается в следующем:

у резидентов налогообложению подлежат доходы, полученные как на местности России, так и  за её пределами;

у нерезидентов налогообложению подлежат доходы, полученные из источников, находящихся в России.

личные  предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы.

4.2. Носитель налога.

Физическое  либо юридическое лицо, уплачивающее сумму налога, подлежащую внесению в бюджетный фонд субъекту налога, а не государству, т.Е. Лицо, которое  практически уплачивает налог. Классическим примеров переложения налога является косвенный налог. Тогда субъектом налога становится производитель, торговец продукта, а носителем налога - потребитель продукта.

Информация о работе Структура налога