Сущность акцизного налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, акцизам уделяется в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств.
Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, анализ правовых основ исчисления и взимания акцизов в России, а также роли акцизов в Федеральном бюджете нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………......................4

Глава 1.Сущность акцизного налогообложения………………………………..6

1.1 Акциз - представитель косвенного налогообложения…………..6

1.2 Юридическая природа акцизов…………………………………...8



Глава 2. Основные положения законодательства об акцизах………………….12

2.1 Налогоплательщики и объекты налогообложения акцизами…..12

2.2 Ставки акцизов……………………………………………………...15

2.3 Исчисление и уплаты акциза, налоговые вычеты

и порядок их применения……………………………………………...20
Глава 3. Анализ системы акцизного налогообложения в РФ

на современном этапе…………………………………………………....24

3.1 Проблемы акцизного обложения в России табачной

и алкогольной продукции………………………………………………24

3.2 Роль акцизов в бюджетной системе РФ…………………………….27
Заключение………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Акцизы.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Содержание 
 
 Введение……………………………………………………………......................4 
 
Глава 1.Сущность  акцизного налогообложения………………………………..
 
              1.1 Акциз - представитель  косвенного налогообложения…………..6 
 
                1.2  Юридическая природа акцизов…………………………………...8 
 
           
 
Глава 2. Основные положения законодательства об акцизах………………….12 
 
     2.1 Налогоплательщики и  объекты  налогообложения акцизами…..12 
 
                2.2 Ставки акцизов……………………………………………………...15 
 
               2.3 Исчисление и уплаты акциза, налоговые вычеты  
 
               и порядок их   применения……………………………………………...20 
Глава 3. Анализ системы акцизного налогообложения в РФ  
 
              на современном этапе…………………………………………………....24 
 
              3.1 Проблемы акцизного обложения в России табачной  
 
                и алкогольной продукции………………………………………………24 
 
    3.2 Роль акцизов в бюджетной системе РФ…………………………….27 
Заключение………………………………………………………………….32 
Список литературы…………………………………………………………34 
Введение 
Налоги являются одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Налоги и налогообложение - это область деятельности, которая строго регулируется законодательством Российской Федерации.  
 
Многовековая история развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. Акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой. Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя.Акцизы устанавливаются обычно на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров, и наполнения государственного бюджета. Воздействуя на определенный перечень товаров, акцизный сбор тем самым ограничивает объемы потребления этих товаров, а чаще всего ими являются социально вредные товары - алкоголь, табак и т.п.  
 
Актуальность темы курсовой работы состоит в том, акцизам уделяется в последнее время пристальное внимание.  Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов. 
          Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов; требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой  
 
природы косвенных налогов.  
        Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, анализ правовых основ исчисления и взимания акцизов в России, а также  роли акцизов в Федеральном бюджете нашей страны. 
 
 
      Для достижения поставленной  цели  поставлены следующие задачи:  
 
Ø      исследовать сущность косвенных налогов как составного элемента налоговой системы, а также выявить особенности функционального назначения индивидуальных  акцизов; 
Ø     охарактеризовать юридическую природу акцизов, определить соотношение акцизов с иными видами налогов, такими как таможенные пошлины и НДС;  
Ø      изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами, подакцизных товаров;  
Ø     охарактеризовать проблемы акцизного обложения в России на табачную и алкогольную продукции; 
Ø     исследовать роль акцизов в Бюджетной системе РФ. 
 
 
Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы правового регулирования налоговых отношений, в том числе отношений по  
установлению, исчислению, уплате акцизов и обеспечению механизма взимания этих платежей.  
Предмет исследования — нормы законодательства о налогах и сборах, подзаконных нормативных актов по вопросам налогообложения, практика их применения.  
 
При решении поставленных задач использовались такие методы как: наблюдение, обобщение, сравнение, индукция, дедукция. 
В качестве основных методов в работе использовалось изучение и анализ Налогового Кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, инструкций и приказов Министерства по налогам и сборам РФ по вопросам акцизного налогообложения, теоретический материал и периодические издания.  
 
 
Глава 1 Сущность  акцизного налогообложения. 
 
1.1 Акциз - представитель  косвенного налогообложения. 
С момента  своего возникновения государственной власти приходилось искать такие источники получения доходов казны, чтобы граждан меньше замечали, что они уплачивают налоги, и при этом их добрая воля играла небольшую роль и внесение платежа совершалось автоматически, принудительно. Исторически более ранней формой налогообложения явились прямые налоги, то есть налоги, отымаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Но более широкое применение получили менее заметные косвенные налоги, одна из разновидностей которых - пошлины - стали первыми видами денежных платежей государству. 
 
Под косвенными налогами понимаются налоги, которые включаются в цену того или иного товара (услуги), и таким образом появляется возможность переложить их уплату на конечного потребителя. 
 
Косвенные налоги возникли в глубокой древности. Гак, в Древнем Риме наиболее существенными из них были налог с оборота (разновидность универсального акциза), особый налог с оборота при торговле рабами, налог на освобождение рабов. В Древней Руси косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин ". В XVII - XVIII веках в России косвенные налоги составляли 40 - 50% доходов государственной казны.  
 
В настоящее время косвенные налоги на потребление занимают господствующие позиции в налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой, к которым относится и Россия: их доля в налоговых поступлениях составляет 50 - 70%. В  России преобладание в налоговой системе косвенного обложения объясняется, прежде всего, фискальной направленностью государственной политики в сфере финансов. В условиях глубокого экономического кризиса и постоянной нехватки ресурсов для формирования бюджета страны опора на косвенные налоги становится едва ли не единственным решением, так как отсутствуют условия для перехода к преимущественно прямому налогообложению. Важно, отдавая приоритет фискальной роли косвенных налогов, помнить и о другой их функции - регулировать (угнетать или стимулировать) экономические процессы, что особенно важно в кризисных условиях.[1] 
Индивидуальные акцизы являются косвенными налогами. 
 
Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень. 
Акцизы имеют древнюю историю. В прошлых веках система акциза имела всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза.  
 
Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.  
 
Необходимость же существования и применения индивидуальных (нетоварных) акцизов в современных условиях связана помимо их использования в качестве дополнительного доходного источника, с потребностью государственного регулирования отдельных экономических и  социальных процессов. В частности, в качестве причин подобного вмешательства государства можно выделить следующие: 
 
Прежде всего, это необходимость ограничения потребления товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию  окружающей среды. По этой причине практически во всех странах существуют сегодня акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия. В ряде стран  имеется опыт в применении так называемых экологических акцизов. Например, в ФРГ на бензин низкого качества (низкооктановый) для снижения масштабов загрязнения воздуха выхлопными газами устанавливались повышенные акцизы. 
 
Другой причиной возникновения индивидуальных акцизов является потребность в перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев  населения, которые могут позволить себе приобретение престижных, дорогих товаров, спрос на которые мало эластичен по цене. Иначе говоря , нетоварными акцизами облагаются "предметы роскоши"– им облагались товары, стоимость которых  32 000 долл. В категорию подобных товаров попадают, как правило, автомобили, ювелирные изделия и т.д. 
 
Еще одной предпосылкой возникновения индивидуальных акцизов является потребность перераспределения высоких доходов от изготовителя и реализации отдельных видов продукции,  в том числе товаров, на производство (добычу) которых государство имеет монополию. По этой причине возникли, например, акцизы па нефть и природный газ. 
 
Следовательно, кроме фискальной функции, индивидуальные акцизы призваны осуществлять регулирование  отдельных групп товаров. 
 
Таким образом, акцизы являются представителями косвенных налогов, включаются в цену товара и перелагаются в результате на конечного потребителя. Индивидуальные акцизы используются в современных налоговых системах практически всех стран мира. Это обусловлено их высоким фискальным эффектом и способностью регулировать потребление отдельных товаров, перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев населения и доходы от производства и реализации определенных видов продукции (алкогольные напитки, нефть, природный газ'. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2           Юридическая природа акцизов. 
 
Выше было уже сказано, что  акцизы определяются как косвенные налоги, включаемые в цену товара. Основным моментом в таком определении является слово "налоги". По определению И.Г. Денисовой, налоги — это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, взимаемые с налогоплательщиков в законно установленном порядке и размерах[2]. Применительно к акцизу такое определение требует некоторого уточнения, но даже в приведенном выше виде оно подчеркивает два признака акциза как налога: первый — обязательность (принудительность), а второй — индивидуальная безвозмездность. 
 
а) Обязательность акциза означает юридическую обязанность его плательщика перед государством; акциз устанавливается в одностороннем порядке и без заключения договора, в случае уклонения от его уплаты взыскивается в принудительном порядке. 
 
Принудительное изъятие и обязательный характер акциза составляют один из важнейших его признаков. Внеэкономическое принуждение позволяет налоговой системе осуществлять крупномасштабную мобилизацию финансовых ресурсов. Акциз имеет ряд общих черт с другими формами принудительного изъятия собственности, например с конфискацией, и штрафом. Различия между ними выражаются, прежде всего, в масштабах и периодичности изъятия[3]. Принципиальное отличие составляет цель изъятия. Для акциза это перераспределение национального дохода, в то время как для неналоговых принудительных изъятий отчуждение носит, как правило, чрезвычайный характер. 
 
Индивидуальная безвозмездность уплаты акциза не означает возникновения у государства обязательства возмещения понесенных затрат в каком-либо виде в полном размере его плательщику. 
 
Акцизы являются особым видом косвенного налога: они в отличие от прямых налогов взимаются как при реализации определенной номенклатуры товаров на внутреннем рынке государства, так и при перемещении таких товаров через таможенную границу государства. В связи с чем в первом случае, т.е. когда акцизы взимаются на внутреннем рынке государства, их можно назвать внутренними, а во втором — внешними.  
 
Во внешнеторговом обороте акцизы наравне с таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость имеют статус так называемых таможенных платежей. Между таможенными платежами есть много общего, но вместе с тем, естественно, существуют и отличия. С таможенной пошлиной акциз объединяет, например, объект обложения — таможенная стоимость товара, а отличает отсутствие дифференциации на основе товарной номенклатуры и невозможность использования в качестве торгово-политического инструмента по отношению к различным группам стран, как это предусмотрено в рамках так называемого многоколоночного таможенного тарифа. Отличием акцизов от таможенных пошлин является в том числе маркировка подакцизной продукции, а также тот факт, что акциз может взиматься и во внутреннем обороте подакцизных товаров. 
Довольно четко различие между акцизами и налогом на добавленную стоимость, с одной стороны, и таможенными пошлинами с другой, прослеживается при анализе системы источников права, регулирующих налогообложение внешнеторговых поставок. Порядок взимания таможенных пошлин устанавливается нормами таможенного законодательства, тогда как при взимании акцизов и налога на добавленную стоимость более четко проявляются элементы налогового законодательства. По этому же признаку можно провести различие между акцизами и другими налогами, пошлинами и сборами, взимаемыми в России.

С экономической  точки зрения акциз является формой налога на определенные виды расходов граждан. Так же как и в случае с таможенными пошлинами, отличие акциза от налога на добавленную стоимость определяется набором товаров, которые им облагаются, — это товары для богатых и общественно порицаемые товары, за которые потребитель согласен платить значительно выше их себестоимости35. Практически все эти товары определены в специальном перечне. Списочная система используется и при применении налога на добавленную стоимость. Различие состоит в том, что в случае с налогом на добавленную стоимость перечень является льготным — в нем могут быть указаны социальные, а точнее, продовольственные товары, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% (базовая ставка — 20%).

 
Список подакцизных товаров может  быть изменен по различным причинам (конъюнктуры рынка, экономическая ситуация в стране и т.п.). Расширение номенклатуры облагаемых акцизами товаров и включение в список облагаемых услуг ведут к стиранию граней между акцизами и налогом на добавленную стоимость. В этом случае акциз называют универсальным.  
 
Объединяет акцизы, таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость и то обстоятельство, что они относятся к так  называемой  категории   налоговых доходов  федерального бюджета[4]. Поступления от уплаты акцизов на 100% отнесены к источникам пополнения федерального бюджета. 
 
Акцизы выполняют фискальную функцию, поскольку они наравне с другими налогами, пошлинами и сборами используются в качестве источника доходов государства, т.е. способствуют созданию материальных условий его функционирования. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. 
 
Регулирующая функция налогов имеет различные формы проявления. Например, экономическое воздействие акциза можно рассматривать, как изъятие у предпринимателя части выручки. Суть экономического воздействия акциза на величину прибыли предприятия заключается в том, что он уменьшает величину выручки предприятия в определенное количество раз. Ослабить его воздействие можно либо увеличивая цены, либо снижая издержки. Таким образом, одна из регулирующих функций акциза проявляется в ориентации предпринимателя на повышение эффективности производства. 
 
Акцизное обложение может использоваться для уменьшения производства товаров, которые считаются несущественными напрямую. Высокие цены на подакцизные товары определяют не только количество произведенных единиц, но и объемы потребления. Акцизы могут применяться и для воздействия на конечных потребителей с целью уменьшения объемов приобретения некоторых видов продукции, например алкоголя и сигарет, потребление которых социально нежелательно. 
 
Во внешнеторговом обороте одним из проявлений регулирующей функции акцизов является создание равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке государства. В таком случае акцизы вместе с налогом на добавленную стоимость называются пограничными уравнительными налогами. Пограничными — поскольку эти налоги взимаются таможенными органами при пересечении таможенной границы, а уравнительными потому, что ставка налогов, взимаемых при импорте, не должна превышать ставок налогообложения товаров национального производства[5]. 
Если акцизы, взимаемые при импорте товаров, могут выравнивать условия конкуренции между отечественными и иностранными товарами, возможны и другие проявления. Так, если импортные акцизы установлены ниже этой разницы, они расширяют возможности для ввоза товаров из-за границы. Эту функцию акцизов можно назвать стимулирующей. И наоборот, если акцизы будут установлены выше разницы между национальными и мировыми ценами, они будут выполнять протекционистскую функцию, т.е. ограничивать допуск на отечественный рынок иностранных подакцизных товаров. 
 
С одной стороны, акцизы, являясь уравнительными налогами, входят в группу таможенных платежей, а с другой — в систему налогов, пошлин, сборов и других платежей, применяемых на территории государства. Включение акцизов в единое целое, именуемое системой, дает возможность их классификации без учета внешнеторговых особенностей применения акцизов. Оснований для этого может быть несколько, каждое из которых имеет свое значение.  
По территориальному уровню акцизы наряду с взносами в государственные внебюджетные фонды относятся к платежам федерального значения, которые взимаются на всей территории государства; круг их плательщиков и основные элементы определяются федеральными законами.

 
Таким образом, по своей юридической  природе акцизы — обязательные индивидуально-безвозмездные платежи налогового характера, взимаемые в публичных целях с юридических лиц, в том числе при перемещении определенной номенклатуры товаров через таможенную границу государства, и зачисляемые в федеральный бюджет. 

Использование слова "акцизы" во множественном числе обусловлено наличием некоторого количества (закрепленного законом перечня) подакцизных товаров, изделий, продукции и видов минерального сырья. Термин "акцизы" используется, как правило, в единственном числе при применении к каждой из облагаемых единиц.

 
В русском языке слово "акциз", с одной стороны, имеет устоявшееся  значение косвенного налога преимущественно на товары широкого потребления, с другой — в царской России одно время так называлось учреждение по его сбору (существовало даже разговорное выражение "служить в акцизе")[6]. Исходя из этого, на вопрос о том, почему один из налогов называется акциз, можно ответить, что косвенный налог, включаемый в цену определенных товаров, прежде всего потребительских, именуется акцизом в силу традиции.

Глава 2 Основные положения законодательства об акцизах. 
2.1 Налогоплательщики и  объекты  налогообложения акцизами. 
Основным федеральным законодательным актом, регулирующим проблемы налогообложения юридических и физических лиц является Налоговый кодекс РФ (далее НК РФ). Он устанавливает принципы построения и функционирования стабильной, единой для РФ налоговой системы с правовым механизмом взаимодействия всех ее элементов в рамках единого налогового правового пространства, порядок введения, изменения и отмены федеральных налогов, сборов и пошлин, принципы введения региональных и местных налогов и других обязательных платежей. 
 
В соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" глава 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 января 2001 года, в которой определяются общие положения, плательщики и ставки, объект налогообложения, порядок исчисления и уплаты, а также льготы по налогу, введены акцизы на целый ряд товаров широкого потребления, не являющимися, однако, предметами первой необходимости. 
 
 Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 18 декабря 2000 г. N БГ-3-03/440 разработаны методические рекомендации по применению главы 22 „Акцизы“.  
В соответствии со ст.179 НК РФ налогоплательщиками акцизов являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье. Плательщиками акцизов признаются также лица, перемещающие через таможенную границу РФ подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. 
Плательщиками акцизов являются: 
 
1.     по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации - производящие и реализующие их предприятия, учреждения и организации, являющиеся в соответствии с законодательством Российской Федерации юридическими лицами, их филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, иностранные юридические лица, международные организации, филиалы и другие обособленные подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации, иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, и простые товарищества, а также индивидуальные предприниматели; 
 
2.     по подакцизным товарам, производимым за пределами территории Российской Федерации из давальческого сырья, принадлежащего организациям, подлежащим регистрации в качестве налогоплательщиков в Российской Федерации, - организации - собственники давальческого сырья; 
 
3.     организации, осуществляющие первичную реализацию конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров и подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства; 
 
4.     организации, осуществляющие первичную реализацию подакцизных товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации без таможенного оформления (при наличии соглашений о едином таможенном пространстве с другими государствами), или использующие эти товары при производстве неподакцизных товаров. 
В статье 182 определен объект обложения акцизами. Это операции по реализации (или передаче) лицами произведенных ими подакцизных товаров. Поскольку плательщиками акцизов признаются лица, совершающие операции, признаваемые объектом обложения акцизами (ст. 179 НК РФ), можно сделать вывод, что акциз должны уплачивать производители подакцизных товаров. Итак,  
 
Объектом налогообложения признаются следующие операции:  
 
·  реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;  
 
·  продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров;  
 
·  передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья либо другим лицам;  
 
·  передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров (кроме прямогонного бензина и этилового спирта);  
 
·  передача на территории РФ подакцизных товаров для собственных нужд;  
 
·  передача на территории РФ подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества;  
 
·  передача организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации, а также передача в рамках договора простого товарищества, при выделении его доли из общего имущества или разделе такого имущества;  
 
·  передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;  
 
·  ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию РФ;  
 
·  получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции  
 
·  получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.   
 Не подлежат налогообложению следующие операции: 
 
-                     передача подакцизных товаров одним структурным подразделением организации, не являющимся самостоятельным налогоплательщиком, для производства других подакцизных товаров другому такому же структурному подразделению этой организации; 
 
-                     первичная реализация конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров. 
 
При определении объекта налогообложения следует иметь в виду, что с целью исключения двойного налогообложения акцизами облагается реализация товаров у производителя. При последующих перепродажах абсолютная сумма акциза в цене товара увеличиваться не будет, т.е. последующая реализация подакцизного товара акцизом не облагается. Так, например, реализация пива облагается только у завода-производителя, но не у кафе, магазина или оптовой организации. 
В соответствии с российским законодательством подакцизными товарами признаются (ст. 181 НК РФ): 
 
·        спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; 
 
·        спиртосодержащая продукция с объемом этилового спирта более 9%; 
 
·        алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки и другая пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5%); 
 
·        пиво; 
 
·        табачная продукция; 
 
·        автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150л.с.); 
 
·        автомобильный бензин; 
 
·        дизельное топливо; 
 
·        моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей; 
 
·        прямогонный бензин. 
 
 Подакцизным минеральным сырьем являются нефть и стабильный газовый конденсат; природный газ. 
 
Лекарственные средства и препараты, лечебно-профилактические средства, содержащие спирт, не признаются объектом налогообложения, если они внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения либо изготовлены аптечными учреждениями и разлиты в емкости в соответствии с требованиями государственных стандартов на лекарственные средства. Также не облагаются налогом препараты ветеринарного назначения, внесенные в Государственный реестр ветеринарных препаратов и разлитые в емкости не более 100 мл. [13, с. 184]. 
 
Парфюмерно-косметическая продукция не подлежит обложению акцизами в том случае, если она разлита в емкости не более 270 мл. [13, с. 185].  
 
Не относятся к подакцизным товарам также спиртосодержащие товары бытовой химии в металлической и аэрозольной упаковке.

2.2 Ставки акцизов.

 
Ставки акцизов во многом определены положением подакцизных товаров, продукции, изделий на рынке. 
 
В зависимости от облагаемых акцизами товаров, продукции и изделий ставки могут быть распределены по нескольким группам, а именно: 
 
а)         Единообразные — для товаров, сорта которых мало от 
личаются по качеству и уровню цен (сахар, соль и т.п.). 
 
б)        Дифференцированные — для товаров, подразделяющих 
ся на группы с существенными различиями по весу, крепости, 
качеству и другим признакам (пряжа, ткани, вина и т.д.). 
 
в)         Среднесложные — для однородных товаров, цены на ко 
торые дифференцированы по сортам (табак, кофе, чай и др.)[7] . 
 
По методу установления используются два вида ставок акцизов: твердые, или специфические, и процентные, или адвалорные.  
 
Твердые ставки применяются в случаях, когда на каждую единицу товара определен абсолютный размер налога, зафиксированный в денежном выражении.  
 
Адвалорные ставки устанавливаются в процентах от единицы налогообложения. 
 
Каждый из видов ставок имеет как плюсы, так и минусы. Процентные ставки удобны тем, что при их использовании в случае обесценения национальной валюты уровень акцизного обложения не меняется. Кроме того, более эффективны они и для регулирования импорта товаров, цены на которые отличаются высокой подвижностью. Вместе с тем в периоды экономических кризисов, при падении товарных цен поступления в бюджет от обложения акцизами с использованием процентных ставок уменьшаются и соответственно они теряют свою эффективность. Размер акцизов с твердыми ставками не зависит от товарных цен. Если иены растут, то степень обложения акцизами по твердым ставкам по отношению к цене товара понижается. Этот недостаток перекрывается тем, что поступления в бюджет при падении цен не уменьшаются. Акцизы с твердыми ставками наиболее удобны в отношении алкогольной продукции. Их использование в определенной степени ликвидирует недоплаты акцизов путем занижения отпускных цен на отечественные товары (прежде всего на водку) и таможенной стоимости при импорте. 
 
Одни  акцизные ставки имеют устойчивое обращение внутри Российской Федерации, другие вывозятся с этой таможенной территории и, наконец, третьи ввозятся. В последних двух случаях объективной основой формирования размера ставок акцизов являются различия между национальными и мировыми издержками и ценами, определяемые относительно устойчивыми различиями в национальных условиях производства в разных странах. Акцизы, если они взимаются при экспорте нефти, стабильного газового конденсата или природного газа, представляют собой разницу между низкими национальными ценами на них, определенными внутренними условиями их добычи и транспортировки в Российской Федерации, и более высокими мировыми ценами, зависящими от издержек производства и реализации энергоносителей на мировом рынке. Соответственно акцизы, взимаемые при импорте, представляют собой разницу между более высокими издержками отечественных производителей и относительно низкими мировыми ценами, определяемыми издержками основных производителей, поставляющих такие товары на мировой рынок и обладающих устойчивыми конкурентными преимуществами в области их производства вследствие более низких издержек. 
 
        В России первоначально исключительное право установления ставок акцизов было полностью делегировано Правительству РФ. Оно было реализовано постановлением Правительства РСФСР от 26 декабря 1991 года № 74 "О ставках акцизов на отдельные виды товаров". Это постановление оказалось весьма нестабильным, и первые изменения последовали уже 9 июня 1992 года (постановление Правительства РФ № 391). 
 
Большая часть акцизных ставок перечислена в ФЗ «Об акцизах» ( статью 193 НК РФ), и пересматривается путем внесения изменений в данный закон. 
 
 В конце июля  2008г. были внесены поправки  во вторую  часть  Налогового кодекса, главу 22 «Акцизы». Однако до 1 января 2009 года действовали  ставки акцизов, утвержденные Федеральным законом от 16.05.2007 № 75-ФЗ (далее — Закон № 75-ФЗ). Причем данный закон устанавливал налоговые ставки на 2008—2010 годы. Изначально предусматривалось, что ставки будут увеличиваться в среднем на 7% ежегодно. 
 
Внесение поправок в статью 193 НК РФ потребовалось, во-первых, в связи с уточнением размеров индексации, а во-вторых, в связи с необходимостью решить задачу по созданию условий для эффективного инвестирования в модернизацию производства нефтепродуктов и выработки моторных топлив улучшенного качества с более высокой экологической безопасностью. 
 
Размер индексации ставок увеличен в среднем до 10% ежегодно (то есть увеличение составило три процентных пункта по сравнению с той индексацией, которая была предусмотрена Законом № 75-ФЗ). Кроме того, законодатели установили размер ставок на 2011 год. 
 
Посмотрим, как изменятся ставки на конкретные виды подакцизных товаров (табл. 1). 
 
Таблица 1. Новые ставки акцизов с 2009 по 2011 год включительно

 
Виды подакцизных товаров

 
Налоговая ставка (в процентах или рублях на единицу товара)

 
Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец  из всех видов сырья)

 
с 1 января по 31 декабря 2009 года включительно

 
с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно

 
с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно

 
27,70 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта

 
30,50 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта

 
33,60 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта

 
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%

 
191,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

 
210,00 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах

 
231,00 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах

 
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно

 
121,00 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах

 
133,00 руб. за 1 литр безводного этилового  спирта, содержащегося в подакцизных  товарах

 
146,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах

 
Вина натуральные (за исключением  шампанских, игристых, газированных, шипучих  вин)

 
2,60 руб. за 1 литр 

 
2,90 руб. за 1 литр 

 
3,20 руб. за 1 литр 

 
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие

 
10,50 руб. за 1 литр 

 
11,55 руб. за 1 литр 

 
12,70 руб. за 1 литр 

 
Пиво с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового  свыше 0,5 и до 8,6% включительно

 
3,00 руб. за 1 литр 

 
3,30 руб. за 1 литр

 
3,60 руб. за 1 литр 

 
Пиво с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового  свыше 8,6%

 
9,80 руб. за 1 литр 

 
10,80 руб. за 1 литр 

 
11,90 руб. за 1 литр 

 
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный

 
300,00 руб. за 1 кг 

 
300,00 руб. за 1 кг 

 
330,00 руб. за 1 кг 

 
Сигары

 
17,75 руб. за 1 штуку

 
17,75 руб. за 1 штуку

 
19,50 руб. за 1 штуку

 
Сигариллы

 
255,00 руб. за 1000 штук

 
281,00 руб. за 1000 штук

 
309,00 руб. за 1000 штук

 
Сигареты с фильтром

 
150,00 руб. за 1000 штук + + 6% расчетной  стоимости, исчисляемой исходя  из максимальной розничной цены, но не менее 177,00 руб. за 1000 штук

 
180,00 руб. за 1000 штук + + 6,5% расчетной  стоимости, исчисляемой исходя  из максимальной розничной цены, но не менее 216,00 руб. за 1000 штук

 
216,00 руб. за 1000 штук + + 7% расчетной  стоимости, исчисляемой исходя  из максимальной розничной цены, но не менее 260,00 руб. за 1000 штук

 
Сигареты без фильтра, папиросы

 
72,00 руб. за 1000 штук + + 6% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 93,00 руб. за 1000 штук

 
92,00 руб. за 1000 штук + + 6,5% расчетной  стоимости, исчисляемой исходя  из максимальной розничной цены, но не менее 118,00 руб. за 1000 штук

 
120,00 руб. за 1000 штук + + 7% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 154,00 руб. за 1000 штук

 
Автомобили легковые с мощностью  двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и  до 112,5 кВт (150 л. с.) включительно

 
21,70 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

 
23,90 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

 
26,30 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

 
Автомобили легковые с мощностью  двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.), мотоциклы  с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) включительно

 
214,00 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

 
235,00 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

 
259,00 руб. за 0,75 кВт (1 л. с.)

 
Моторные масла для дизельных  и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

 
2951,00 руб. за 1 тонну 

 
2951,00 руб. за 1 тонну 

 
3246,00 руб. за 1 тонну 

 
Прямогонный бензин

 
3900,00 руб. за 1 тонну

 
4290,00 руб. за 1 тонну

 
4720,00 руб. за 1 тонну

Информация о работе Сущность акцизного налогообложения