Сущность акцизного налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 14:05, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, акцизам уделяется в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств.
Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, анализ правовых основ исчисления и взимания акцизов в России, а также роли акцизов в Федеральном бюджете нашей страны.

Содержание

Введение……………………………………………………………......................4

Глава 1.Сущность акцизного налогообложения………………………………..6

1.1 Акциз - представитель косвенного налогообложения…………..6

1.2 Юридическая природа акцизов…………………………………...8



Глава 2. Основные положения законодательства об акцизах………………….12

2.1 Налогоплательщики и объекты налогообложения акцизами…..12

2.2 Ставки акцизов……………………………………………………...15

2.3 Исчисление и уплаты акциза, налоговые вычеты

и порядок их применения……………………………………………...20
Глава 3. Анализ системы акцизного налогообложения в РФ

на современном этапе…………………………………………………....24

3.1 Проблемы акцизного обложения в России табачной

и алкогольной продукции………………………………………………24

3.2 Роль акцизов в бюджетной системе РФ…………………………….27
Заключение………………………………………………………………….32
Список литературы…………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

Акцизы.doc

— 189.50 Кб (Скачать)

 
Спирт этиловый и спиртосодержащая продукция. Из табл. 1 видно, что ставка на спирт этиловый из всех видов  сырья (в том числе этиловый спирт-сырец  из всех видов сырья) с 1 января 2009 года возрастет с 25,15 руб. за 1 литр безводного этилового спирта до 27,70 руб. В 2010 и 2011 годах размер ставок также увеличится и составит соответственно 30,50 руб. и 33,60 руб. за 1 литр безводного этилового спирта. 
 
Алкогольная продукция. В отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9% и более, а также натуральных вин в 2009—2011 годах ставки акцизов будут повышаться примерно на 10% ежегодно. 
 
Налоговые ставки по шампанским, игристым, газированным и шипучим винам, предусмотренные на 2009—2010 годы, снизятся по сравнению с запланированными согласно Закону № 75-ФЗ на тот же период. 
 
По пиву с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6%, а также более 8,6% ставки акцизов будут ежегодно возрастать. 
 
Табачные изделия. Законом № 142-ФЗ установлена ежегодная индексация ставок акциза на сигареты с фильтром (на 20% к предыдущему году) и сигареты без фильтра (папиросы) (на 28% к предыдущему году). В то же время индексация ставок акциза на табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный (далее — табак), а также на сигары предусмотрена только в 2011 году на 10% по сравнению с 2010 годом. Различный подход к индексации ставок акциза на табак и отдельные виды табачных изделий объясняется необходимостью выравнивания налоговой (акцизной) нагрузки в расчете на одинаковую единицу измерения веса табака, непосредственно реализуемого в розничной торговле, и табака, содержащегося в разных видах табачных изделий. В настоящее время налоговая (акцизная) нагрузка на 1 кг табака, реализуемого в розничной торговле, выше, чем на 1 кг табака, содержащегося в сигаретах и папиросах. 
 
Автомобили и мотоциклы. В отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.), а также свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и по мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) налоговые ставки в 2009—2011 годах будут повышаться примерно на 9% ежегодно. 
 
Особого внимания заслуживают ставки акцизов на подакцизные виды нефтепродуктов. В 2009 и 2010 годах останутся без изменения ставки акцизов на автомобильный бензин с октановым числом до 80 и с иными октановыми числами, дизельное топливо и моторные масла. Так, на указанные годы ставка акциза на автомобильный бензин с октановым числом до 80 составит 2657 руб. за 1 тонну, ставка акциза на автомобильный бензин с иными октановыми числами — 3629 руб. за 1 тонну. 
 
В 2011 году ставка акциза на моторные масла будет проиндексирована на 10% к уровню 2010 года и составит 3246 руб. за 1 тонну (на 2009—2010 годы — 2951 руб. за 1 тонну). 
 
Предлагаемая система исчисления акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо построена по принципу убывающей шкалы ставок в увязке с повышением их качественных показателей (классов), предусмотренных Техническим регламентом «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.02.2008 № 118. 
 
Более низкие ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо, отвечающие по своим экологическим характеристикам требованиям 3, 4 и 5-го классов, позволят налогоплательщикам получить дополнительный доход. За счет этого сократятся сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильных бензинов и дизельного топлива. Ставки акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо приведены в табл. 2. 
 
Таблица 2. Ставки акцизов по бензину и дизтопливу в 2011 году

 
Виды подакцизных  нефтепродуктов

 
Налоговая ставка (в процентах или рублях на единицу товара)

 
Автомобильный бензин:

 
— не соответствующий классу 3, или 4, или 5 
— класса 3  
— класса 4 или 5

 
4290 руб. за 1 тонну  
3630 руб. за 1 тонну  
3500 руб. за 1 тонну

 
Дизельное топливо:

 
— не соответствующее классу 3, или 4, или 5  
— класса 3 
— класса 4 или 5

 
1430 руб. за 1 тонну  
1210 руб. за 1 тонну  
990 руб. за 1 тонну


 
 
 
2.3 Исчисление  и уплаты акциза, налоговые вычеты  
 
и порядок их применения. 
В отношении подакцизных товаров, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке. ( Ст.187-191 НК РФ.) 
 
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного             товара как: 
 
1)                как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения); 
 
2)                как стоимость реализованных товаров, исчисленная исходя из рыночных цен, без учета акциза, НДС – по товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в %) ставки. 
 
При ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ налоговая база определяется: 
 
1)по подакцизным товарам с твердыми ставками – как объем ввозимых товаров в натуральном выражении; 
 
2)по подакцизным товарам с адвалорными ставками как сумма их таможенной стоимости и таможенной пошлины. 
Порядок исчисления акциза. 
 
 
Для организаций и предпринимателей налоговый период – каждый календарный месяц. 
 
Сумма акциза по товарам с твердыми ставками исчисляется как произведение налоговой ставки и налоговой базы. 
 
Сумма акциза по товарам, в отношении которых установлены адвалорные ставки, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. 
 
       Статьей 194 Кодекса установлено, что сумма акциза по каждому виду подакцизных товаров (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы: 
 
а) по товарам, на которые установлены специфические ставки, расчет может быть представлен в виде следующей формулы: 
С = О x А,            где: 
 
С - сумма акциза; 
 
О - налоговая база в натуральном выражении (объем реализованных товаров); 
 
А - ставка акциза (в рублях и копейках за единицу измерения товара); 
б) по подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки акцизов, расчет может быть представлен в виде следующей формулы: 
С = СР x А,              где: 
 
С - сумма акциза; 
 
СР - налоговая база в стоимостном выражении (стоимость реализованных товаров без учета акциза и НДС); 
 
А - ставка акциза (в процентах от стоимости товаров). 
Общая сумма акциза определяется по итогам налогового периода как сумма, полученная в результате сложения сумм акциза, исчисленных по каждому виду подакцизных товаров. При этом напомним, что в соответствии со ст. 192 Налогового кодекса налоговый период определяется как каждый календарный месяц. 
        Порядок и сроки уплаты акциза в бюджет определяются ст. 204 НК.  При этом следует учитывать, что акциз уплачивается по месту производства подакцизных товаров. Налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Сроки и порядок уплаты акциза при ввозе подакцизных товаров на российскую таможенную территорию устанавливаются таможенным законодательством РФ. 
 
Налоговая база по реализации подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, увеличивается на суммы, полученные за реализованные подакцизные товары в виде финансовой помощи, авансовых или иных платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов, в виде процента (дисконта) по векселям, процента по товарному кредиту либо иначе связанные с оплатой реализованных подакцизных товаров. 
       Уплата акциза при реализации подакцизных товаров и минерального сырья производится исходя из фактической реализации за отчетный период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем. 
 
Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства этих товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов. Организации представляют декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным месяцем. 
 
Вся алкогольная продукция, в которой содержится более 9% этилового спирта, подлежит обязательной маркировке. Федеральными специальными марками маркируется вся алкогольная продукция, которая производится на территории России и не поставляется на экспорт. Эта марка подтверждает, что напиток изготовлен легально. 
 
Федеральные специальные марки организации-производители покупают в налоговых инспекциях.  
 
Для того чтобы продать алкогольную продукцию, организация должна наклеить на нее еще и региональную специальную марку. Такая марка говорит о том, что напитки прошли тест на качество и безопасность. Региональные специальные марки также приобретаются в налоговых инспекциях. Однако для этого организация должна не только оплатить их стоимость, но и авансом внести акциз. 
 
Налоговым кодексом РФ предусмотрены налоговые вычеты, позволяющие  уменьшить  сумму акциза,  перечисляемую  в  бюджет. Вычетам подлежат суммы акцизов, которые были уплачены налогоплательщиком при приобретении подакцизной продукции или ввозе ее в РФ и использованные в дальнейшем в качестве сырья для производства других подакцизных товаров. 
Система налоговых вычетов позволяет избежать двойного налогообложения   акцизами   и   применяется     в     следующих случаях: 
 
1)   вычитаются суммы акциза, фактически уплаченные продавцам при приобретении подакцизных товаров или уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ; 
 
2)   вычетам подлежат суммы акциза, уплаченные по спирту этиловому, произведенному из пищевого сырья для производства виноматериалов, которые в дальнейшем применяются при изготовлении алкогольной продукции; 
 
3)   вычитаются суммы акциза, возвращенные налогоплательщиком покупателям в случаях их отказа от подакцизных товаров, в том числе возврата в течение гарантийного срока; 
 
4)   вычитаются суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком с сумм авансовых платежей, полученных в счет оплаты предстоящих поставок подакцизных товаров. 
 
В случае безвозвратной утери используемых в производстве подакцизных товаров в процессе их хранения, перемещения и последующей технологической обработки суммы акциза также подлежат вычету. При этом вычитается сумма акциза, относящаяся к части товаров, безвозвратно утерянных в пределах норм естественной убыли. Эти нормы утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для соответствующей группы товаров. 
 
Вычетам подлежат только фактически уплаченные суммы акциза на основании расчетных документов, счетов-фактур и других документов. Исчисляя суммы акциза, подлежащие уплате в бюджет, можно сделать такие вычеты при одновременном соблюдении следующих условий: 
 
·                  их фактической оплаты; 
 
·                  после списания стоимости использованных подакцизных товаров на затраты по производству реализованных (переданных) алкогольных напитков. 
Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет, определяется следующим образом. 
 
При операциях по реализации (передаче) подакцизных товаров подлежащая уплате сумма акциза исчисляется по итогам каждого налогового периода по формуле: 
А = ОСА - НВ,        где  
А      — сумма акциза, подлежащая уплате; 
 
ОСА — общая сумма акциза; 
 
НВ   — налоговые вычеты. 
Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком по реализации подакцизных товаров, определяется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты общая сумма акциза. 
 
Если сумма налоговых вычетов превысит общую сумму акциза, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов над общей суммой акциза подлежит зачету в счет будущих платежей по акцизу.  
 
Сумма превышения может быть направлена в течение 3-х налоговых периодов на уплату налогов, недоимки, санкций в тот же бюджет. По истечении этого периода остаток превышения подлежит возврату налогоплательщику. 
Глава 3. Анализ системы акцизного налогообложения в РФ на современном этапе. 
3.1 Проблемы акцизного обложения в России табачной и алкогольной продукции. 
 
 
 
 Необходимость существования и применения акцизов на отдельные виды товаров (продукции), кроме их использования в качестве дополнительного доходного источника бюджета, связана также с потребностью государственного регулирования отдельных экономических и социальных процессов. 
 
В частности, можно выделить следующие причины осуществляемого государством регулирования: 
 
- ограничение потребления товаров, наносящих ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды (в том числе алкогольная и табачная продукция, бензин автомобильный); 
 
- потребность в перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев населения, которые могут позволить себе приобретение престижных дорогих товаров, спрос на которые мало эластичен по цене (например, легковые автомобили престижных марок, ювелирные изделия); 
 
- потребность перераспределения высоких доходов от изготовления и реализации отдельных видов продукции, на производство (добычу) которых государство имеет монополию (нефть, природный газ). 
 
Акцизы применяются во всех странах рыночной экономики. Они установлены на ограниченный перечень товаров и играют двоякую роль: во-первых, это один из важных источников дохода бюджета; во-вторых, это средство ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения товаров. 
 
В первые годы существования акциза он выполнял преимущественно фискальную функцию. Сейчас же растёт регулирующее влияние акциза. Этому способствует перечень подакцизных товаров, который содержит «социально-вредные» товары (алкогольная, табачная продукция); «предметы роскоши» (автомобили и мотоциклы определённой мощности); нефтепродукты. Также влияние на структуру производимых и реализуемых товаров в стране оказывают твёрдые ставки акцизов, которые создают стимул производить более качественную и дорогую продукцию. 
 
Однако регулирующая функция акциза в налоговой системе России реализована далеко не полностью.Так, сравнительно невысокие акцизы на табачную продукцию отнюдь не способствуют снижению потребления табака, ограничению курения среди взрослого населения, и, что гораздо важнее, среди подростков, так как цена пачки сигарет средней ценовой категории в нашей стране сравнима с ценой буханки хлеба. Акцизный сбор играет роль экономического регулятора потребления сигарет (прежде всего среди подростков). По мнению ряда экспертов, для реализации этой функции более эффективным может быть предупреждение установления низких цен на табачные изделия. Последнее не только сделает сигареты менее доступными для начинающих курильщиков, но и не позволит им перейти на сигареты подешевле в случае резкого повышения акциза. 
 
Повышение ставок акцизов как один из инструментов увеличения поступлений в государственный бюджет применяется чаще всего, когда требуется устранить бюджетный дефицит.  
 
Если уж заботиться о сокращении потребления сигарет, то необходимо повышение фиксированной части акциза, а также наличие и постепенное повышение фиксированного минимального налогового обязательства (акцизного минимума). 
 
Но повышение акцизной ставки не является главным путём совершенствования акцизного законодательства и увеличения значения регулирующей функции данного налога. 
 
 Более того, подчас такое повышение имеет обратный эффект - высокий акциз подрывает производство легальных производителей, стимулирует их уход "в тень". В итоге страна несет экономические и социальные убытки: бюджет страны не получает потенциально высоких доходов, ухудшается структура потребляемой населением продукции. И дело здесь не только в несовершенстве налогового законодательства. 
Так, в результате изучения практики применения акцизов на алкогольную продукцию можно сделать вывод – основные резервы повышения собираемости этого налога следует искать не в области совершенствования налогового законодательства и увеличения ставки акцизов, а в области пресечения нелегального оборота продукции. Это задача не столько для финансовых и налоговых органов, сколько для правоохранительных. 
Таким образом, в России существуют тенденции к развитию акциза,  к расширению влияния его регулирующей функции. В связи с этим часто изменяется и дополняется законодательство в части акцизов. Однако существует много проблем, связанных с его функционированием, среди которых наиболее важными являются недостаточный контроль государства за рынком подакцизных товаров, большая доля нелегальной продукции. Пути решения – в совершенствовании законодательства, в нахождении оптимального количества и оптимальной структуры подакцизных товаров, в установлении адекватных ставок по акцизам. Помимо этого для наибольших доходов бюджета, а также для ограждения населения от нелегальной, некачественной продукции, необходим жёсткий государственный контроль за производством продукции, подлежащей обложению акцизом. 
 
Наиболее развито в России производство контрафактной алкогольной продукции. В связи с этим, особенно важно наладить контроль за производством и реализацией алкоголя. 
 
Для реализации данной  цели была разработана система ЕГАИС – единая государственная автоматизированная информационная система. Она предназначена для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.  
Предполагалось, что ЕГАИС позволит: 
 
- обеспечивать полноту и достоверность учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; с возможностью детализации до субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объема, правильности начисления акциза; 
- обеспечивать ведение учета импорта этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с контролем правильности начисления акциза с возможностью детализации до страны происхождения, производителя, поставщика, импортера, вида, наименования продукции, крепости, объема; 
- обеспечивать ведение учета федеральных специальных марок и акцизных марок с возможностью детализации до организации, осуществляющей производство и оборот алкогольной продукции или импорт алкогольной продукции; 
- производить анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ и ее регионов;  
 
- затруднить реализацию контрафактной продукции за счет проверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, между отправителем и покупателем, которая осуществляется в электронном виде. 
 
Но это всё в теории, а на самом деле вот уже несколько лет данная система не может быть доведена до рабочего состояния. 
 
Однако, создана новая  служба, которая будет заниматься регулированием рынка алкогольной продукции, которую учредило правительство страны. "Росалкогольрегулирование" возьмет на себя все функции в сфере производства и оборота этилового спирта и алкоголя, которые раньше распределялись между Минсельхозом, Минфином, Федеральной налоговой службой и службой по тарифам.   Службе необходимо будет определить приоритетные задачи дальнейшего совершенствования госрегулирования в этой сфере экономики. Это не только экономическая и финансовая проблема, но это, прежде всего, и задача сохранения здоровья граждан. 
 
Таким образом, в России есть огромный потенциал для совершенствования и развития акцизного налогообложения, но для его реализации необходим грамотный подход, осуществляемый настоящими профессионалами. Заложенные в данный налог возможности осуществлять значительное регулирующее воздействие на экономику задействованы не полностью. Нельзя не заметить, что налоговое законодательство находится в стадии развития, в связи с чем периодически появляются изменения в данной сфере. Они призваны обеспечить совершенствование налоговой системы страны, в том числе и акцизов, как одного из налогов, в наибольшем объеме выполняющего социальную функцию. 
 
 
3.2 Роль акцизов в бюджетной системе РФ. 
Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства.  
Налоговые доходы федерального бюджета - в РФ - федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.  
 
Согласно ст. 13 части первой НК РФ (в ред. от 1 июля 2005 г.), к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина. 
 
      Акцизный налог является одним из видов косвенных налогов, которые играют важную роль в налоговой системе России, являясь важным источником доходов федерального бюджета. Акцизы относятся к разряду регулирующих налогов, т.е. сумма акцизного налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ. 
Распределение акцизов между бюджетами разных уровней устанавливается в законе РФ «О федеральном бюджете». 
 
Таким образом, в ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г и на плановый период 2010 и 2011годов», (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 76-ФЗ) установлено, что  в 2009 году: 
·        80 процентов доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2009 год согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону. 
·         100 процентов доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2009 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. 
Нормативы зачисления акцизов в федеральный и региональные бюджеты установлены в ст. 50, 56 Бюджетного кодекса РФ. Некоторые акцизы полностью поступают в федеральный бюджет (это акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, акцизы на табачную продукцию, акцизы на автомобили легковые и мотоциклы), другие - в федеральный и региональный бюджеты (акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизы на спиртосодержащую продукцию по нормативам в 50% зачисляются в доходы как федерального, так и региональных бюджетов, акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей по нормативу 40% зачисляются в федеральный бюджет, а по нормативу 60% - в региональные бюджеты). Часть акцизов полностью идет в бюджеты субъектов Российской Федерации (акцизы на алкогольную продукцию и акцизы па пиво) 
 
Акцизы являются крупными доходными источниками для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. 
Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями. 
При принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. при прогнозе доходов федерального бюджета в 2008 г. рассчитаны следующие поступления в 2008 г, в федеральный бюджет от  акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым па территории России, - что составит  121,03 млрд. руб., а  в 2009 и 2010 гг.- 138,1 и 158,2 млрд. руб. Можем заметить, что  с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению от сборов акцизов по подакцизным товарам в федеральный бюджет.  Однако, 2009г. еще не закончился, но уже в некоторых изданиях опубликованы итоги от поступления акцизов в бюджет. 
 
Итак, на совещании в правительстве по регулированию рынка алкогольной продукции и производства спирта первый вице-премьер российского правительства Виктор Зубков заявил, что за пять месяцев 2009 года объем начисленных акцизов сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,6%, а фактическое поступление акцизов в бюджет за тот же период снизилось на 12,8% и составило всего 28,7 миллиарда рублей. Как отметил В.Зубков, отрицательная динамика начисленных акцизов наблюдается, несмотря на то, что ставки акцизов растут. В 2008 году рост составил 7%, в 2009 - 10%.  
 
Первый вице-премьер РФ считает, что ключевой задачей по исправлению ситуации и увеличению налоговых поступлений является легализация алкогольного рынка, поскольку, по-прежнему участники этого рынка широко используют многочисленные схемы ухода от уплаты акцизов. 
 
Важно, чтобы этот сектор работал легально, продукция стоила бы столько, сколько должна стоить с учетом уплаты акцизов, а вырученные средства не шли бы в теневой сектор и на коррупцию, как это сейчас имеет место, а пополняли бы бюджеты, шли бы на социальные программы, увеличение пенсий и пособий, что крайне необходимо в условиях сокращающихся доходов, в условиях кризиса", - сказал Зубков.  
 
По мнению первого вице-премьера РФ, система налогообложения алкогольной продукции должна быть простой и эффективной, и конкуренция на алкогольном рынке должна основываться на показателях качества продукции, возможностях продвижения брендов, а не на уходе от налогов. (по материалам: finance.ua) 
 
И действительно, несмотря на значительную фискальную значимость, регулирующая функция косвенных налогов, в частности акцизов на товары потребления, практически не реализована в РФ. Данная ситуация обусловлена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства. 
 
Вместе с тем постепенное преодоление кризисных явлений в экономике делает возможным при формировании современной системы косвенного налогообложения некоторое смещение акцента с фискальных приоритетов к более полному использованию налогов в целом и косвенных налогов, в частности, в качестве инструмента экономического регулирования.  
 
 
Мировой опыт применения акцизов свидетельствует об успешной практике использования данного налога, в частности, в борьбе с некоторыми отрицательными социально-экономическими явлениями, такими, например, как употребление населением социально опасных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий). В России алкогольная продукция является подакцизной, как и во многих странах мира. Однако применявшаяся в последние годы акцизная политика, направленная в первую очередь на постоянное увеличение государственных доходов за счет косвенных налогов, не только не способствовала сокращению потребления крепких алкогольных напитков, но на некоторых этапах экономического развития алкогольной отрасли приводила к спаду легального производства при одновременном росте продаж нелегального алкоголя. В итоге на практике повышение ставок акциза приводило к прямо противоположному эффекту: поступления в бюджет снижались вследствие спада легального производства, кроме того, резко ухудшалась качественная структура  
потребляемых населением алкогольных напитков, что имело, безусловно, отрицательный социальный результат. 
Уменьшение поступления доходов от алкогольной продукции в бюджет на общем фоне стагнации товарного производства говорит о нерациональности мер государственного воздействия по упорядочению алкогольного рынка, и в частности о несбалансированности проводимой акцизной политики. Ведь введение в систему субъектов - плательщиков акцизных сборов акцизного склада значительно усложнило процесс взимания акцизных сборов: теперь требуется гораздо больше времени с момента начисления акциза до момента его перечисления и, кроме того, потребовалось дополнительно увеличить численность налоговых органов на местах. Сама же система не оказала сколь-нибудь существенного влияния на ликвидацию злоупотреблений в регионах при осуществлении контроля за легальностью производства и оборота алкогольной продукции. 
 
Все это позволяет сделать следующий вывод. Действующая на сегодняшний день система сбора акцизных сборов с алкогольной продукции нерациональна и нуждается в трансформации, которая привела бы к реальным позитивным изменениям в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Для достижения этой цели следовало бы изменить распределение ставок акцизов между производителем и продавцом и перераспределить акцизную нагрузку федерального и регионального бюджетов: 
 
предприятия-производители производят оплату акцизных сборов в размере 50% ставки акциза, которые зачисляются в федеральный бюджет; 
 
акцизные склады производят оплату акцизных сборов в размере оставшихся 50%, которые зачисляются в региональный бюджет. 
 
Введение предлагаемых мер повлечет за собой следующие позитивные явления: 
 
- сократятся сроки взимания акцизных сборов в федеральный бюджет, так как акциз будет оплачиваться при отгрузке готовой продукции с предприятия на акцизный склад в полном объеме, причитающемся федеральному бюджету; 
 
- произойдет перераспределение поступлений акцизных сборов в зависимости от уровня потребления в каждом регионе, т.е. отток акцизных поступлений из регионов, имеющих на своей территории большое количество спиртовых и ликероводочных предприятий, в регионы, не имеющие ликероводочной промышленности. Поступление акцизных сборов будет полностью зависеть от уровня потребления алкогольной продукции; 
 
- возрастет внимание региональных властей к уровню легального потребления алкогольной продукции населением, что заставит их проводить политику, направленную на выявление и пресечение оборота фальсифицированной алкогольной продукции и на вытеснение с региональных рынков заменителей алкогольной продукции; 
 
- будет устранена заинтересованность региональных властей в поддержке экономически слабых и убыточных ликероводочных предприятий, расположенных на их территориях, что приведет к сокращению субъектов алкогольного рынка, работающих на уровне рентабельности. 
 
В итоге снизится нагрузка на федеральный бюджет в части сокращения дотирования регионов, не имеющих алкогольной промышленности, поскольку увеличатся поступления акцизов в бюджеты таких регионов, а в отношении субъектов Федерации, имеющих развитую алкогольную промышленность, появится возможность определить целевое использование ранее полученных акцизов, частично компенсируя их при необходимости целевым финансированием из федерального бюджета за счет перераспределения ресурсов. И наконец, у региональных властей исчезнет заинтересованность в установлении препятствий для проникновения других регионов на свой рынок, что повлечет за собой устранение дезинтеграционных барьеров между региональными алкогольными рынками[8]. 
 
Заключение 
В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов:  
1. В  России преобладание в налоговой системе косвенного обложения объясняется, прежде всего, фискальной направленностью государственной политики в сфере финансов. 
 
На протяжении веков акцизы играли важную роль в налоговой системе России, прежде всего как крупный фискальный источник. Акцизы относятся к косвенным налогам и являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров. 
2. По своей юридической природе акцизы — обязательные индивидуально-безвозмездные платежи налогового характера, взимаемые в публичных целях с юридических лиц, в том числе при перемещении определенной номенклатуры товаров через таможенную границу государства, и зачисляемые в федеральный бюджет. По территориальному уровню акцизы относятся к платежам федерального значения, которые взимаются на всей территории государства; круг их плательщиков и основные элементы определяются федеральными законами. Довольно четко различие между акцизами и налогом на добавленную стоимость, с одной стороны, и таможенными пошлинами с другой, прослеживается при анализе системы источников права, регулирующих налогообложение внешнеторговых поставок. Порядок взимания таможенных пошлин устанавливается нормами таможенного законодательства, тогда как при взимании акцизов и налога на добавленную стоимость более четко проявляются элементы налогового законодательства. Объединяет акцизы, таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость и то обстоятельство, что они относятся к так  называемой  категории   налоговых доходов  федерального бюджета (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ от 31 июня 1998 года № 145-ФЗ). 
3.  Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную основу правового регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с положениями Налогового кодекса принят также ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов. 
4. В России существуют тенденции к развитию акциза,  к расширению влияния его регулирующей функции. В связи с этим часто изменяется и дополняется законодательство в части акцизов. Однако существует много проблем, связанных с его функционированием, среди которых наиболее важными являются недостаточный контроль государства за рынком подакцизных товаров, большая доля нелегальной продукции. Пути решения – в совершенствовании законодательства, в нахождении оптимального количества и оптимальной структуры подакцизных товаров, в установлении адекватных ставок по акцизам. Помимо этого для наибольших доходов бюджета, а также для ограждения населения от нелегальной, некачественной продукции, необходим жёсткий государственный контроль за производством продукции, подлежащей обложению акцизом. 
5. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации,  пополнения федерального и региональных бюджетов.  Распределение акцизов между бюджетами разных уровней устанавливается в законе РФ «О федеральном бюджете». 
 
Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций. 
Однако, сформированный в РФ механизм взимания акциза, не имеет четкого экономического обоснования, основанного на содержании данного налога, что в ряде случаев приводит к искажению объекта акцизного налогообложения, порождает массу возможностей для недобросовестных налогоплательщиков для ухода от налогообложения, стимулирует развитие «теневого» бизнеса.  
 
 
Проблемам совершенствования действующего механизма исчисления и взимания акцизов уделяется значительное внимание российских экономистов, однако, главным образом, в статьях периодической печати, учебных пособиях, монографиях проводится анализ нормативных и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза.  
 
 
Список литературы: 
Нормативно-правовые акты: 
 
1.      ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на  плановый  
 
         период 2009 и 2010  годов» от  24 июля 2007 года № 198-ФЗ. 
2.      ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г и на плановый период 2010 и 2011годов», (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 76-ФЗ). 
 
Налоговый кодекс  РФ часть первая (в ред. от 1 июля 2005 г), часть вторая    от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.). 
Учебная литература: 
 
3.     Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2006 
 
4.     Давыдова И.А. Акцизы - М.: ЗАО "Издательский Дом "Главбух"; 2003. 
 
5.Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник М. Дело 2004 
 
6.     Нечипорук Н.А., Подгорная Т.К   Акцизы-«Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97»   (2-издание, переработанное).2006г. 
 
7.     Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 
 
8.     Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф. учеб. заведений/ О.В.Скворцов, Н.О.Скворцова. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. 
 
9.Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник М. Финансы и статистика 2006. 
 
10. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2006. 
Периодические издания:

  1. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9.
  2. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе // Финансы. -  2004. - №3.

 
Интернет-источники 
 
13. Сайт федеральной налоговой службы www.nalog.ru 
 
14. www.minfin .ru 
 
15. www. finance.ua

 

 

 
[1]Н.А. Нечипорук, Т.К Подгорная   Акцизы-«Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97»   (2-издание, переработанное).2006г.

 
[2] Денисова И.Г. Налоговое право  Российской Федерации // Финансовое право: Учебник / Под ред. ОН. Горбуновой.        М, 2002.

 
[3] Козырни А.Н. Налоговое право  зарубежных стран: вопросы теории  и практики. М., 2003.

 
[4] Бюджетный кодекс РФ с от 31 июня 1998 года № 145-ФЗ ст. 50

 
[5] Козырни АН. Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования // Финансы. 1994. № 9.

 
[6] Ожегов  СМ.,  Шведова  НЮ. Толковый  словарь русского  языка.   М., 2001.

 
[7] Сабиити Б.М. Теория фииансов. 2001.

 
[8]  Налоги" (журнал), 2007, N6


Информация о работе Сущность акцизного налогообложения