Сущность и функции налогов, их роль в современных условиях

Автор: Л Л, 14 Ноября 2010 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…

Содержание

Введение. 2

1. Сущность налогов. 3

2. Виды налогов. 7

3. Основные функции налогов. 12

3.1. Фискальная функция 12

3.2. Распределительная функция 13

3.3. Регулирующая функция 14

3.4. Контрольная функция 18

3.5. Поощрительная функция 19

4. Анализ основных видов налогов 21

5. Роль налогов в рыночной экономике. 29

Заключение. 41

Список литературы: 43

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.75 Кб (Скачать)

      Личные  налоги в отличие от реальных учитывают  платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения   (доход,   имущество)  определяются  индивидуально  для   каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: подоходный с физических лиц, налог на прибыль корпораций (фирм), налог на сверхприбыль, налог с наследств и дарений и др.

      Косвенными  налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним  относятся: налог на добавленную  стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как цена образующий фактор.

      Прямые  налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит  с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

      Каждый  из этих видов налогов имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.

      Основным  преимуществом прямого налогообложения  является то, что прямые налоги - это  более определенный, твердый и  постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соразмеряются  с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

      Достоинства косвенных налогов связаны с  их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

      Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров.

      Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия.

      Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.

      Главный недостаток косвенных налогов заключается  в том, что они усиливают неравномерность  распределения налогового бремени  среди населения. Очевидно, что для  богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами.

      Другой  недостаток косвенных налогов заключается  в их инфляционном характере.

      Помимо  деления налогов на прямые и косвенные  бывают другие классификации.

      Так, например, различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

      В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления, за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

      Также, принята классификация налогов  в зависимости от уровня бюджетов, в которые они поступают. В  соответствии с этим критерием налоги подразделяются на общегосударственные (центральные), региональные и местные. Как правило, в местные бюджеты целиком поступают акцизные сборы, налоги на недвижимость и различные местные налоги и сборы. Поступления от налогов на прибыль и личные доходы делятся между центральными и местными бюджетами в заранее согласованных пропорциях.

Говоря о видах  налогов, необходимо также отметить, что существуют два вида налоговой системы — шедулярная и глобальная.  

     Шедулярный  подоходный налог - подоходный налог, который в отличие от глобального налога взимается не с совокупного налогоплательщика, а по частям, шедулам, у источника дохода.

     В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

      Глобальная  налоговая система широко применяется  в Западных государствах.

      Кроме вышеназванных существуют и более  подробные и развернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одновременно несколько критериев.

 

  1. Основные функции налогов.

      Функции налогообложения - это проявление его  сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется  их социальное назначение как инструмента  стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства.

      На  практическом уровне налогообложение  выполняет несколько функций, в  каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему.

      Рассматривая  современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

      •   фискальная;

      •   распределительная (социальная);

      •   регулирующая;

      •   контрольная;

      •   поощрительная.

      Рассмотрим  эти функции более подробно, но будем иметь ввиду, что указанное  ниже разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно. 

    1. Фискальная  функция

      Фиск (от латинского fiscus - корзина) в Древнем Риме, начиная с IV века н.э., - единый общегосударственный центр Римской империи, куда стекались все виды доходов, налогов и сборов, производились государственные расходы и т.д. (отсюда происходит обозначение термином "фиск" государственной казны).

      Фискальная  функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной. 

    1. Распределительная функция

      Распределительная (или как её ещё называют — перераспределительная) (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Смысл функции в том, что происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

      Посредством налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

      С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры,  на инвестиции и  капиталоемкие и фондоемкие отрасли  с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

      Перераспределительная функция налоговой системы носит  ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. 

    1.   Регулирующая функция

      С развитием экономической системы возникла необходимость определенного корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

      Чтобы понять регулирующую функцию налогов, обратимся к тому, как происходит государственное регулирование экономики. Оно осуществляется в двух основных направлениях:

      - регулирование рыночных, товарно-денежных  отношений. Оно состоит главным  образом в определении "правил  игры", то есть разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

      - регулирование развития народного  хозяйства, общественного производства  в условиях, когда основным объективным  экономическим законом, действующим  в обществе, является закон стоимости.  Здесь речь идет главным образом  о финансово-экономических методах  воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

      Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

      Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

      Посредством регулирующей функции обеспечивается перераспределение через государственный бюджет части доходов фирм, домохозяйств, отраслей, регионов.

Информация о работе Сущность и функции налогов, их роль в современных условиях