Сущность и функции налогов, их роль в современных условиях

Автор: Л Л, 14 Ноября 2010 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия; платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…

Содержание

Введение. 2

1. Сущность налогов. 3

2. Виды налогов. 7

3. Основные функции налогов. 12

3.1. Фискальная функция 12

3.2. Распределительная функция 13

3.3. Регулирующая функция 14

3.4. Контрольная функция 18

3.5. Поощрительная функция 19

4. Анализ основных видов налогов 21

5. Роль налогов в рыночной экономике. 29

Заключение. 41

Список литературы: 43

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 77.75 Кб (Скачать)

      Налоговое регулирование стало активно  практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

      Регулирующая  функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

      Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот.

      По  мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.

      Регулирующая  функция направлена на достижение посредством  налоговых механизмов тех или  иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

      Стимулирующая подфункция направлена на поддержку  развития тех или иных экономических  процессов. Они реализуются через  систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.

      Стимулирующее воздействие налогов реализуется  через систему выборочных льгот, исключений, преференций при сохранении общих основ и структуры налогового законодательства. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

      Налоговые льготы используются и для смягчения  социального неравенства. Таким  образом, через регулирующую функцию  проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.

      Посредством прогрессивного налогообложения изменяется соотношение между доходами отдельных социальных групп, тем самым сглаживается неравенство между ними и поддерживается социальный консенсус. Реализуется социальная функция налогов через установление необлагаемого минимума доходов, предоставление льгот и скидок по налогам отдельным слоям и группам населения (многодетным семьям, пенсионерам, инвалидам и некоторым другим категориям граждан).

      Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

      Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

      В то же время регулирующая функция  налогов действует сразу и  непосредственно при дестимулирующем  налоговом подходе. Создание непомерного  налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале  90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров. 

    1.   Контрольная функция

      Через налоги государство осуществляет контроль над финансово хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

      Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства. 
 

    1.   Поощрительная функция

      Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

      Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

      В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

      Суть  фискальной функции заключается  в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

      Выполнение  регулирующей и стимулирующей функций достигается путем участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путем управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения.

     Однако  между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путем влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие 
 
 
 
 
 
 
 

     
  1. Анализ  основных видов налогов.
 

     Подоходные  налоги.

     Практика  подоходного налогообложения различает  валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход - это общая  сумма доходов, полученных из различных  источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные, рекламные  издержки. Кроме того, к вычетам  относятся различные налоговые  льготы - необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении  детей (в РФ - каждому из родителей  на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.

     Таким образом,

                Облагаемый доход = Валовой доход  - Вычеты

     При подоходном налогообложении чрезвычайно  важно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких  ставках налога таится опасность  снижения трудовой активности людей.

     В подоходном налогообложении различают  подоходный налог с населения  и подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.

     Подоходный  налог с населения относится  к прямым, в большинстве стран  прогрессивным налогом.

     Действующие системы личного подоходного  налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после  вычета налогов. График  в несколько  преувеличенном виде показывает, в  какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на неравенство  доходов. Это видно потому, как  сужается площадь, отображающая неравенство  доходов: прогрессивное налогообложение  перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45  градусов.  

 
 

 

     Налог на добавленную стоимость.

     НДС представляет собой форму изъятия  в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемой как разница между стоимостью реализуемой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

       НДС является косвенным налогом,  т.е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), который оплачивается  конечным потребителем.

     В соответствии с законом РФ “ О налоге на добавленную стоимость” плательщиками НДС являются:

     1) предприятия и организации, независимо  от формы собственности и ведомственной  принадлежности, имеющие, согласно  законодательству РФ, статус юридических  лиц, включая предприятия с  иностранными инвестициями;

     2) полные товарищества, реализующие  товары от своего имени;

     3) индивидуальные (семейные) частные  предприятия, включая крестьянские  хозяйства;

     4) филиалы, отделения и другие  особенные подразделения предприятий,  находящиеся на территории России;

     5) международные объединения и  иностранные юридические лица, осуществляющие  производственную и иную коммерческую  деятельность на территории РФ.

     В настоящее время установлены  следующие льготы по НДС. От налога освобождаются: экспортируемые товары, услуги городского пассажирского транспорта, квартирная плата, стоимость приватизированного имущества, арендная плата за арендные предприятия, операции по страхованию  и ссудам; операции по обращению  валюты и ценных бумаг; продажа почтовых марок, открыток, конвертов; выдача, получение  и уступка патентов, авторских  прав, лицензий; услуги в сфере народного образования; научно-исследовательские работы; платные медицинские услуги для населения; обороты казино; ритуальные услуги; продукция собственного производства.

Информация о работе Сущность и функции налогов, их роль в современных условиях