Сущность и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 21:12, контрольная работа

Описание работы

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

1. Сущность и необходимость налогов в условиях рыночной экономики...... 3
2.Функции налогов……………………………………………………………… 6
3.Принципы налогообложения………………………………………………..... 7
Список использованной литературы…………………………………………..12

Работа содержит 1 файл

налоги.docx

— 27.33 Кб (Скачать)
 

Содержание

    1. Сущность  и необходимость налогов в условиях рыночной экономики...... 3

    2.Функции  налогов……………………………………………………………… 6

    3.Принципы  налогообложения………………………………………………..... 7

    Список  использованной литературы…………………………………………..12 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

     1. Сущность и необходимость налогов в условиях рыночной экономики 

     Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  отводится налогам. Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц - предприятий, организаций, граждан - для удовлетворения общественных потребностей.

     В условиях рыночной экономики любое  государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного  регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся  налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

     Применение  налогов  является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С  помощью налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

     Налоги  всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.

     С правовых, юридических позиций налоги как установленные законодательными актами нормы, регулирующие размеры, формы, методы, сроки изъятия государством части доходов предприятий, организаций, населения. Налоги вводятся законами  Верховного  Совета.

     С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения  доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами в целях  обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и  сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в  состоянии обеспечить ее из собственных  ресурсов.

     В условиях частной собственности  и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов  в государственные бюджеты. Как  часть распределительных отношений  общества, налоги всегда отражают закономерности  производства. Смена общесвенно-экономических  формаций, изменения функций и  роли государства влияют на конкретные формы налогов  изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные  сборы и повинности  населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.

     В широком смысле под налогом понимается взимаемый на основе государственного принуждения и не носящий характер наказания или компенсации обязательный безвозмездный платеж.

          В современной литературе о  налогах приводится большое количество  различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления.

     Налоги  являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает  каких-либо конкретных обязанностей государства  по отношению к лицу, вносящему  эти платежи. Таким образом, к  налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает  в связи с заключением плательщиками  с государством, государственными органами либо иными представителями государства  каких-либо договоров. К налогам  также не относятся платежи обязательного  характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а  также различного рода компенсационные  выплаты.

     Налоги  – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения  платежеспособности различных уровней  государственной власти. Однако налоговые  платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные  и региональные) бюджеты или бюджеты  органов местного самоуправления, они  могут выступать средством образования  различного рода фондов. Налог не перестает  быть налогом только на основании  того, что законодатель устанавливает  необходимость зачисления выплачиваемых  сумм помимо бюджетных счетов на счета  каких-либо организаций.

     В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения  новой стоимости – национального  дохода, выступают частью единого  процесса воспроизводства и специфической  формой производственных отношений. При  перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают государственную  часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного  отчуждения части национального  дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

     Налоговые доходы государства формируются  за счет новой стоимости, созданной  в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия  части стоимости национального  дохода в пользу общегосударственных  потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих  субъектов (физических и юридических  лиц) по поводу формирования государственных  финансов. Налоговые отношения как  часть финансовых отношений находятся  в постоянном изменении.  
 
 

     2. Функции налогов 

     Налоговое регулирование доходов ставит своей  основной задачей сосредоточение в  руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для  решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями  в целом.

     Общественное  назначение налогов проявляются  в их функциях. Их две - фискальная и  экономическая.

     Фискальная  – это основная функция налогов, которая состоит в том, чтобы обеспечивать государство денежными средствами. Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджете и внебюджетных фондах. Собранные с помощью налогов средства расходуются государством на содержание административно-управленческого аппарата, на социальную сферу, развитие науки и техники, для поддержки нуждающихся слоев населения, защиты окружающей среды. Часть денег идет на образование, здравоохранение.

     Экономическая функция налогов состоит в  воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также  социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции  могут играть поощрительную (предоставление налоговых льгот), ограничительную (повышение налоговых ставок) и  контролирующую роль.

     Функции налогов взаимосвязаны - реализация фискальной функции создает материальную основу для осуществления экономической  роли государства, т.е. экономической  функции.

     Конкретные  условия налогообложения могут  либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую  активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру  совокупного спроса, они могут  способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить  его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. 

     3. Принципы налогообложения 

     Под принципами налогообложения понимаются основные исходные положения системы налогообложения. Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А.Смит сформулировал четыре основных требования к  налоговой системе, которые верны и сегодня:

     1.Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством государства...

     Каждый  должен платить законно установленные  налоги и сборы. При этом выделяются две основные идеи:

     чем больше доход, тем больше налог;

     чем больше благ от государства получает подданный, тем больше налогов он должен платить.

     2. Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо, должен  быть точно определен, а не  произволен. Срок уплаты, способ  платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица...

     Этот  принцип, с одной стороны, означает определенность налогообложения, а  с другой стороны равенство всех плательщиков налога перед законом  о налоге. Определенность предполагает, что законом о налоге установлены  все элементы налогообложения, а  сам закон о налоге доступен налогоплательщику. Равенство означает, что разными  налогоплательщиками при прочих равных условиях один и тот же налог уплачивается в одинаковой сумме.

     3. Каждый налог должен взиматься  в то время и тем способом, когда и как плательщику должно  быть удобнее всего платить  его...

     Примером этого принципа служит налогообложение крестьянских хозяйств, в деятельности которых присутствует фактор сезонности. Денежные средства или натуральные продукты для уплаты налога появляются в крестьянском хозяйстве только осенью, поэтому именно осенью целесообразно установить срок уплаты налога с доходов крестьянских хозяйств.

     4. Каждый налог должен быть так  задуман и разработан, чтобы он  брал и удерживал из кармана  народа возможно сверх того, что  он приносит казначейству государства...

     Издержки  на обеспечение уплаты налогов (содержание налоговых служб, нормотворчество  и т.д.) должны быть минимальны. Также  налоговая система должна быть построена  таким образом, чтобы закон о  налогах соблюдался.

     Как видно А.Смит исходил из следующих  принципов налогообложения:

     - равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплатильщиков правил и норм изъятия налога;

     - определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения;

     - простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов;

     - неотягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплатильщиков.

     Под стабильностью налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений. В соответствии с этим принципом  изменения в законодательство о  налогах не должны вноситься в  течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодательством. Правительство  имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения  могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным  органом. Принцип правовых взаимоотношений  предполагает взаимную ответственность  сторон в сфере налогового права.

     Принцип распределения тяжести налогового бремени не является жестким при  построении налоговой системы, но его  несоблюдение или частые грубые нарушения  приводят к такому тяжелому последствию, как массовое уклонение от уплаты налогов. Грубейшее нарушение принципа равномерности распределения тяжести  налогового бремени – уклонение  от уплаты налогов. Распространение  массовых уклонений от уплаты налогов  свидетельствует об отсутствии контроля государства за сферой налогообложения.

Информация о работе Сущность и функции налогов