Сущность, этапы и принципы налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Этапы налогообложения в России………………………………………………...5
2.Сущность налогообложения………………………………………………………7
2.2. Понятие налога…………………………………………………………………7
2.3. Функции налогов………………………………………………………………11
2.4. Классификации налогов…………………………………………………….....12
3.Система налогов Российской Федерации……………………………………..…14
4. Принципы налогообложения…………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………………….19
Приложение 1………………………………………………………………………...20
Приложение 2………………………………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

контрольная по налогам.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию РФ

Кузнецкий Институт Информационных и Управленческих Технологий

(филиал  ПГУ) 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Теория и история налогообложения

Тема: «Сущность, этапы и принципы налогообложения в России». 
 
 
 

                                                                                   Выполнила: студентка 1-го курса

группы 08КЗН1

Тенишева  Э.Р.

Проверила: старший преподаватель

кафедры СЭ и ГД

Счастливая Н.В.  
 
 
 
 

Кузнецк 2009 г.

Содержание.

Введение………………………………………………………………………………3

1.Этапы  налогообложения в России………………………………………………...5

2.Сущность  налогообложения………………………………………………………7

  2.2. Понятие налога…………………………………………………………………7

  2.3. Функции налогов………………………………………………………………11

  2.4. Классификации налогов…………………………………………………….....12

3.Система  налогов Российской Федерации……………………………………..…14

4. Принципы  налогообложения…………………………………………………….15

Заключение…………………………………………………………………………..18

Список  использованной литературы……………………………………………….19

Приложение 1………………………………………………………………………...20

Приложение 2………………………………………………………………………...21 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Налоги  – необходимое звено экономических  отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части  бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Налогообложение находиться на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать его основы. Налог – это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

От успешного  функционирования налоговой системы  во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм  собственности  с  государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.1

Сегодняшнее состояние налоговой системы  Российской Федерации характеризуется  сложным комплексом взаимоотношений, основанных, прежде всего, на опыте и знании предыдущих поколений. Поэтому для понимания состояния и перспектив развития налоговой системы в России необходимо сделать краткий экскурс в историю зарождения налогов и развития налоговых отношений.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Этапы налогообложения  в России.

Налоги  известны с глубокой древности. Во время  натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в  виде оброка у крестьян, ремесленников  в пользу тех, кто владеет территориями, на которых они проживали, и управляли ими.

Финансовая  система Древней Руси начала складываться в конце IX века. Основой налогообложения  того периода было взимание поборов  в княжескую казну.

В XIII веке, после завоевания Руси Золотой Ордой, иноземная дань являлась формой регулярной эксплуатацией русских земель. После свержения монголо-татарского ига, система налогообложения была реформирована Иваном III, который впервые ввел прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом был подушный налог. Среди косвенных налогов особое место занимали акцизы и пошлины. В период царствования Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. К этому времени относится введение первой налоговой декларации – «Сошное письмо»2.

В XV-XVII вв. финансовая система России была чрезвычайно запутанной. Во время царствования Алексея Михайловича, система налогообложения в России стала упорядоченной. В 1655 году был создан специальный орган – Счетная палата. В связи с постоянными войнами, которые вела Россия, налоговое бремя было огромным.

Эпоха Петра I характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на строительство новых городов и крепостей. Были введены гербовые сборы, подушный сбор с извозчиков, налог с постоялых дворов, налог с церковных верований, налог на бороды и т.д. При Петре I расцвела откупная система исполнения податных обязательств.

Период  правления Екатерины II были созданы  специальные государственные органы: экспедиция доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок.

Основной  чертой налоговой системы XVII века можно назвать большое значение косвенных налогов, по сравнению с прямыми. Вплоть до середины XVIII века в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин налог в 1765 году русский историк Поленов3.

Начало XIX века характеризуется развитием российской финансовой науки. В 1810 году государственным советом России была утверждена программа финансовых преобразований.

Во второй половине XIX века большое значение приобрели прямые налоги. Основным налогом выступала подушная подать, которая с 1883 года была заменена налогом с городских строений. Вторым по значению налогом выступал оброк. Особую роль начали играть социальные налоги: квартирный налог, паспортный сбор, налог на доходы с ценных бумаг.

Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917 года. Первые советские налоги не имели фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы.

К концу 1920 года в СССР действовало 86 видов платежей в бюджет. Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа и начинается с доклада Ленина « О замене продразверстки продовольственным налогом». В этот период закладываются основы налоговой системы советского государства.

В период с 1930 по 1932 года в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой полностью упразднялась система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были преобразованы в два основных платежа: налог с оборота и отчисление от прибыли.

К началу 1980- х гг. более 90% государственного бюджета формировалось за счет поступлений  с предприятий. Налоги с населения  составляли около 7-8% от всех поступлений.

В 1990 году принят закон СССР «О налогах с  предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом. 

Сущность  налогообложения.

Понятие налога.

Налоги  представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц  для удовлетворения общественных потребностей. «Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке на условиях, определенных законодательными актами»4.

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке. Налоговая система включает следующие элементы: субъект, объект, источник, единицу обложения, налоговую базу, налоговую базу, налоговый период, ставку, льготы и налоговый оклад. Указанные элементы налогов являются объединяющим началом всех налогов и сборов. Собственно, через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура, в том числе порядок и условия исчисления налогооблагаемой базы и самой налоговой суммы, ставки, сроки и другие условия налогообложения.

Субъект налога (налогоплательщик). Налогоплательщик – это лицо (юридическое или  физическое), на которое по закону возложена  обязанность платить налог. В некоторых случаях налог может быть переложен плательщиком (субъектом налога) на другое лицо, являющееся тем самым конечным плательщиком, или носителем налога. Это имеет место в основном при взимание косвенных налогов. Если налог не переложим, то субъект налога и носитель налога совпадают в одном лице.

Объект  налогообложения. Объектом налогообложения  может быть действие, состояние или  предмет, подлежащий налогообложению. В этом качестве выступают: имущество; операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров (работ, услуг); прибыль; доход ( в виде процентов и дивидендов); иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику.

Нередко название налога вытекает из объекта  налогообложения, например налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог и т.д. Объект налогообложения неразрывно связан с всеобщим исходным источником   налога – валовым внутренним продуктом (ВВП), поскольку вне зависимости от конкретного источники уплаты каждого налога все объекты налогообложения представляют собой ту или иную форму реализации ВВП.

Единица обложения. Единица обложения представляет собой определенную количественную меру измерения объекта налогообложения. Поэтому она зависит от объекта обложения и может выступать в натуральной или денежной форме (стоимость, площадь, вес, объем товара и т.д.). Например, единицей обложения по уплате акциза является объем добытого природного газа; по земельному налогу – сотая часть гектара; по подоходному налогу – рубль.

Налоговая база. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Необходимо иметь в виду, что налоговую базу составляет выпаженная в облагаемых единицах только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка. Налоговая база – это объект налогообложения за минусом налоговых льгот и налоговых вычетов. Например, объектом обложения налога на прибыль является прибыль предприятия, нот налоговую базу составит не вся балансовая прибыль, а лишь часть ее, так называемая налогооблагаемая прибыль, которая может быть или больше, или меньше балансовой прибыли. В частности, балансовая прибыль для целей налогообложения должна быть увеличена на сумму сверхнормативных расходов на представительские цели, служебные командировки и т.д. Налоговая база и порядок ее определения по федеральным, региональным и местным налогом устанавливается налоговым законодательством Российской Федерации.

Налоговый период. Согласно Налоговому кодексу РФ налоговым периодом считается календарный год или иной период времени, указанный в законе применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога.

Информация о работе Сущность, этапы и принципы налогообложения в России