Сущность, этапы и принципы налогообложения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 15:06, контрольная работа

Описание работы

Налоги – необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1.Этапы налогообложения в России………………………………………………...5
2.Сущность налогообложения………………………………………………………7
2.2. Понятие налога…………………………………………………………………7
2.3. Функции налогов………………………………………………………………11
2.4. Классификации налогов…………………………………………………….....12
3.Система налогов Российской Федерации……………………………………..…14
4. Принципы налогообложения…………………………………………………….15
Заключение…………………………………………………………………………..18
Список использованной литературы……………………………………………….19
Приложение 1………………………………………………………………………...20
Приложение 2………………………………………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

контрольная по налогам.doc

— 121.50 Кб (Скачать)

Налоговая ставка (норма налогового обложения). Налоговая ставка – это величина налога на единицу измерения налоговой базы. В зависимости от предмета (объекта) налогообложения, налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими) или процентными (адвалорными), пропорциональными или прогрессивными, регрессивными.

 Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от размеров доходов или прибыли. Они применяются обычно при обложении земельными налогами, налогами на имущество. В российском налоговом законодательстве такие ставки нашли широкое применение в обложении акцизным налогом.

Процентные  ставки устанавливаются к стоимости  объекта обложения и могут быть пропорциональными, прогрессивными и регрессивными.

Пропорциональные  ставки действуют в одинаковом проценте к объекту обложения. Примером пропорциональной ставки могут служить, в частности, установленные российским законодательством ставки налогов на прибыль и на добавленную стоимость.

Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости  объекта обложения увеличивается  и их размер. При этом прогрессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. В случае применения простой прогрессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером прогрессивной процентной ставки в российской налоговой системе являлась действовавшая до 2001 года шкала обложения физических лиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода граждан была разъединена на три части: первая часть (до 50000 руб.) облагалась по ставке 12%; вторая (от 50000 до 150000 руб.) – по ставке 20%; третья (более 150000 руб.) – по ставке 30%.

Регрессивные  ставки налогов уменьшаются с  увеличением дохода. В российском налоговом законодательстве указанные ставки установлены по единому социальному налогу.

Налоговые льготы – это полное или частичное  освобождение от налогов субъекта в  соответствии с налоговым законодательством. Одним из видов налоговой льготы является необлагаемый минимум – наименьшая часть объекта налогообложения, освобождение от налога.  Налоговые льготы могут также выступать в виде вычетов из облагаемого дохода, уменьшение ставки налога вплоть до установления нулевой ставки, скидки с исчисленной суммы налога.

Налоговый оклад. Налоговый оклад представляет собой сумму налога, уплачиваемую налогоплательщиком с одного объекта  обложения. Взимание налогового оклада может осуществляться тремя способами: у источника получения дохода, по декларации и по кадастру. Взимание налога у источника осуществляется в основном при обложении налогом доходов лиц наемного труда, а также других в достаточной степени фиксированных доходов. В частности, подобный способ взимание налогов в России характерен для налога на доходы физических лиц, когда бухгалтерия предприятия исчисляется и удерживает данный налог с доходов как работающих на данном предприятии работников, так и лиц, получающих эти доходы по договорам и другим актам правового и гражданского законодательства. Взимание налога у источника является по своей сути изъятием налога до получения владельцем дохода.

Взимание  налога по декларации представляет собой  изъятие части дохода после его  получения. Указанный порядок предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации – официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени. Применение способа взимание налогового оклада практикуется, как правило, при налогообложении нефиксированных доходов, а также в тех случаях, когда доходы налогоплательщика формируются из множества источников. Российское налоговое законодательство предусматривает подачу деклараций, в частности, при уплате налогов физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (нефиксированные доходы), при уплате акцизов.

Кадастровый способ взимания налогов предполагает использование кадастра. Кадастр  представляет собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доходы), классифицируемые по внешним признакам, к которым относятся, например, размер участка, объем двигателя и т.д. С помощью кадастра определяется средняя доходность объекта обложения. Указанный способ взимания налогового оклада применяется, как правило, при обложении земельным налогом, налогом с владельцев транспортных средств и некоторыми другими.

Функции налогов.

Экономическая сущность налога проявляется через  его функции. Каждая из выполняемых  налогом функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.

Выделяют  три важнейшие функции налогов:

  1. фискальную (финансирование государственных расходов);
  2. регулирующую, или распределительную (государственное регулирование экономики);
  3. социальную (поддержание социального равновесия в обществе путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними).

Все функции  налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

Разграничение функций налога носит в значительной мере условный характер, поскольку  они осуществляются одновременно. Отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других. Я хочу рассмотреть суть и механизмы проявления налогом своих функций.

Фискальная  функция является основной функцией налога. Она изначально характерна для любого налога, для любой налоговой  системы любого государства. И это  естественно, так как главное  предназначение налога – образование  государственного денежного фонда, путем изъятия части доходов предприятий и граждан для созданий материальных условий функционирования государства и выполнения им собственных функций – обороны страны и защиты правопорядка, решения социальных, природоохранных и ряда других задач, создание и поддержание единой коммуникационной структуры.

Наиболее  тесно связана с фискальной функцией налога регулирующая функция, которая  выражает экономическую сущность налога как особого централизованного  фискального инструмента распределительных отношений в обществе. Суть данной функции в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение. Система налоговых ставок, права органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по их Установлению, а также бюджетная система позволяют перераспределять финансовые ресурсы и по регионам страны.

Устанавливая  систему налогов с физических лиц, государство осуществляет перераспределение  доходов своих граждан, направляя  часть финансовых ресурсов наиболее обеспеченной части население на содержание малоимущих. В этом заключается социальная функция налога.

Классификация налогов.

Классификация нужна для упорядочения знаний о  различных видах налогов. Основными  классификационными признаками являются: субъект налога, объект налогообложения, вид ставки, способ обложения, источник уплаты, назначение, принадлежность к уровням власти и управления, право использование сумм налоговых поступлений, возможность переложения.

Наиболее  популярной является классификация  налогов по принадлежности к уровням  власти и управления: федеральные, региональные и местные. Первой частью Налогового кодекса РФ установлены следующие налоги и сборы: 16 федеральных, 7 региональных и 4 местных.

Федеральные налоги в Российской Федерации определены налоговым законодательством и  являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлении Налоговым кодексом РФ, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, законодательные органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, определенных федеральным законодательством, налоговые льготы, порядки и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующим федеральным законом. Таков же порядок введения местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся в действие представительными органами местного самоуправления.

В зависимости  от метода взимания налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика. В связи этим при прямом налогообложении денежные отношения возникают непосредственно между налогоплательщиком и государством. Примером прямого налогообложения в российской налоговой системе могут служить: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог на имущество как юридических, так и физических лиц и ряд других налогов. В данном случае основанием для обложения являются владения и пользование доходами и имуществом.

Косвенные налоги взимаются в сфере потребления, т.е. в процессе движения доходов  или оборота товаров. Они включаются в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому косвенные налоги нередко называются налогами на потребление и предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. Примером косвенного налогообложения служат налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные пошлины.

Для государства  косвенные налоги являются наиболее простыми с точки зрения их взимания. Эти налоги привлекательны для государства ещё и тем, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальной эффект достигается даже в условиях спада производства и убыточной работы предприятий.

Система налогов Российской Федерации.

      Налоги, взимаемые на территории России. 

Согласно  статье 12 Кодекса предусмотрено  трехуровневая система взимания налогов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные), местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются  Налоговым Кодексом и являются обязательными  к уплате на всей территории России. К ним относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и минерального сырья; налог на прибыль организаций; налог на доходы от капитула; подоходный налог физических лиц; взносы в государственные в социальные внебюджетные фонды; таможенная пошлина и таможенные сборы; государственная пошлина; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; федеральные лицензионные сборы.

Региональные  налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К ним относятся: налог на имущество организаций; налог на недвижимость; дорожный налог; транспортный налог; налог с продаж; налоги на игорный бизнес; региональные лицензионные сборы.

Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  и вводимые в действие в соответствии с Налоговым Кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Эти налоги и сборы обязательны на территории соответствующих муниципальных образований. К ним относятся: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование и дарение; местные лицензионные налоги. 
 
 
 

Принципы налогообложения

Принципы  налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Информация о работе Сущность, этапы и принципы налогообложения в России