Сущность камеральных проверок

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение сущности камеральных проверок на основе работы отдела камеральных проверок № 1 Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по городу Волжскому Самарской области. Отчет базируется на Налоговом Кодексе РФ, Законе РФ от 21.03.1991 N 943-1(ред. от 29.06.2004) «О налоговых органах РФ», Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 27.05.2005) «Об утверждении положения о ФНС» ПРИКАЗ ФНС РФ от 30.11.2004 N САЭ-3-15/142@ «Об утверждении примерных положений о территориальных органах ФНС» и Положении об ОКП № 1, утвержденным приказом и.о. руководителя ИФНС России по г. Самара.

Работа содержит 1 файл

База для отчета по рпактике.docx

— 118.40 Кб (Скачать)

      Введение

Актуальность  темы данного практического исследования заключается в том, что в настоящее  время камеральные проверки налоговых  деклараций – приоритетное направление  контрольной работы налоговых органов. 
В настоящее время камеральная проверка остается существенным источником пополнения бюджета. В ходе нее, безусловно, невозможно выявить преднамеренные нарушения налогового законодательства, ошибки в исчислении налогооблагаемой базы, вызванные “внутренними” ошибками в ведении бухгалтерского учета. Однако, выявление в ходе камеральных проверок ошибок в самих налоговых декларациях, в обосновании льгот дает существенную прибавку в платежах в бюджет. Особо важным направлением камеральной проверки является проверка обоснованности заявленных плательщиком сумм к возмещению НДС по экспорту, т.к. сами по себе эти суммы как правило велики, а по объему и составу проверяемых документов такая камеральная проверка приближается к выездной. 
Камеральная проверка является средством налогового контроля, эффективность которого является необходимым условием функционирования налоговой системы любого государства. При его отсутствии или низкой результативности трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. 
Целью налогового контроля в идеале должна стать неотвратимость привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Уверенность налогоплательщиков в том, что уклонение от налогообложения будет обнаружено, приводит в странах со сложившимися налоговыми традициями к добровольному выполнению гражданами обязанностей, возложенных на них законодательством. 
Однако эффективность налогового контроля не означает его тотальности. Ведь чем большее число налогоплательщиков проверяется, тем сильнее распыляются силы контролеров и тем более поверхностны такие проверки. 
Чтобы этого не происходило, главным стратегическим направлением в контрольной работе налоговых органов Российской Федерации в настоящее время определено усиление роли и значимости камеральных налоговых проверок. При этом проведение углубленного камерального анализа налоговых деклараций и иной информации о деятельности налогоплательщиков, в том числе полученной из внешних источников, является приоритетным. 
Увеличить результативность камеральных проверок Федеральной налоговой службе удается благодаря предпринятым мерам. В частности, одним из основных факторов успеха стало сокращение времени прохождения информации от отделов по работе с налогоплательщиками до отделов камеральных проверок за счет того, что возросло число налогоплательщиков, передающих отчетность в электронном виде, и были внедрены системы скоростного ввода данных. 
Таким образом, ясно, что эффективность проведения камеральной проверки увязывается в настоящее время с тотальным переходом на электронный вид сдачи налоговой отчетности, так как применение алгоритмов компьютерных программ проверки налоговой отчетности позволяют значительно снизить трудоемкость этой операции. 
Целью данного исследования является рассмотрение сущности камеральных проверок на основе работы отдела камеральных проверок № 1 Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по городу Волжскому Самарской области. Отчет базируется на Налоговом Кодексе РФ, Законе РФ от 21.03.1991 N 943-1(ред. от 29.06.2004) «О налоговых органах РФ», Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 27.05.2005) «Об утверждении положения о ФНС» ПРИКАЗ ФНС РФ от 30.11.2004 N САЭ-3-15/142@ «Об утверждении примерных положений о территориальных органах  ФНС» и Положении об ОКП № 1, утвержденным приказом и.о. руководителя ИФНС России по г. Самара. 
Отчет состоит из основной части и приложений, включающих отзыв с места прохождения практики (Приложение 1), календарный план (Приложение 2), дневник практиканта (Приложение 3). В основной части дается краткое содержание выполненной работы в период прохождения практики в ОКП №1 ИФНС России по г. Самара.

Общая характеристика налоговых  органов и структура  ИФНС России по г. Самара 

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. 
Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК и иными нормативными правовыми актами РФ. 
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, НК РФ, федеральными законами и иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов. 
Главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных законодательством РФ, а также валютный контроль, осуществляемый в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле. 
Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. 
ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. 
Служба и ее территориальные органы (управления Службы по субъектам РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня) составляют единую централизованную систему налоговых органов. 
Инспекция ФНС по городу находится в непосредственном подчинении Управления ФНС России по субъекту РФ и подконтрольна ФНС России и Управлению. 
Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов. 
Инспекция является уполномоченным территориальным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. 
Инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром финансов РФ по представлению руководителя ФНС России. 
Руководитель Инспекции несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Инспекцию задач и функций. 
Руководитель Инспекции имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФНС России по представлению руководителя Управления. 
Инспекция Федеральной Налоговой службы России по г. Самара Самарской области имеет следующую структуру:

Схема 1. Структура ИФНС России по г. Самара

Полномочия  отделов ИФНС России по г. Самара

Согласно  штатной численности и структуре  городской налоговой инспекции  в её состав входят начальник, заместители  начальника, начальники отделов, главные  государственные налоговые инспекторы, государственные налоговые инспекторы, работники вспомогательных служб. 
Начальник инспекции, его заместители и начальники отделов назначаются и освобождаются от должности начальником вышестоящей налоговой инспекции. Приём и увольнение на работу других сотрудников налоговой инспекции производится её начальником. Он несёт персональную ответственность за подбор и расстановку кадров, повышение их квалификации. Вновь принятые работники представляются к классному чину инспектора налоговой службы III ранга при наличии высшего или среднего специального образования и стажа работы в налоговых органах не менее одного года. В отдельных случаях за примерное исполнение служебных обязанностей и высокие показатели в работе начальник вышестоящей налоговой инспекции вправе присвоить классный чин и до истечения этого срока. Городская налоговая инспекция является юридическим лицом, имеет свой текущий счёт и печать. 
Структура и штатное расписание городской налоговой инспекции утверждаются начальником УФНС РФ Самарской области в пределах установленного ему фонда оплаты труда. 
Основным структурным элементом государственной налоговой инспекции являются отделы, которые исполняют обязанности в зависимости от направления деятельности или видов налогов. 
Действующая структура ИМНС России по г. Самара представлена на схеме 1. 
Управление работой инспекции осуществляется руководством ИМНС. На него возложены функции по координации, планированию, регулированию, анализу, контролю за работой отделов налоговой инспекции. Основными функциями отделов ИМНС по г. Самара являются: 
Юридический отдел: 
1.    обеспечение соответствия действующему законодательству подготавливаемых в Инспекции правовых актов и иных документов нормативного и распорядительного характера; 
2.    представление интересов Инспекции в арбитражных судах и судах общей юрисдикции. Анализ практики рассмотрения споров, подготовка рекомендаций по процессуальными вопросам производства судебных и административных дел по налоговым правонарушениям, применению ККМ, производству и обороту алкогольной и табачной продукции, обжалованию решений; 
3.    правовая экспертиза материалов налоговых проверок, подготовка решений по их результатам; 
4.    обеспечение правовой информацией руководства Инспекции и оказание правовой помощи структурным подразделениям Управления, работникам Управления и инспекций; 
5.    участие в организации и проведении мероприятий по повышению правовых знаний работников Инспекции; 
6.    рассмотрение, систематизация и анализ жалоб налогоплательщиков. 
 
Отдел информационных технологий:
 
1.    формирование единой технической политики в области информатизации; 
2.    обеспечение функций единого заказчика по закупке средств вычислительной техники и создания локальных вычислительных сетей; 
3.    обеспечение работоспособности аппаратной части, системного и прикладного программного обеспечения в Инспекции; 
4.    администрирование сетевыми ресурсами и обеспечение целостности баз данных; 
5.    распределение средств электронной вычислительной техники по территориальным налоговым органам; 
6.    обеспечение единой политики по применению прикладного программного обеспечения; 
7.    обеспечение работоспособности ведомственных прикладных программных средств; 
8.    организация, приобретение и внедрение новых информационных технологий, в т.ч. новых прикладных программных средств; 
9.    обучение и консультирование пользователей ведомственных прикладных программных средств; 
10.     обеспечение услугами связи общего и специального назначения.

Отдел работы с налогоплательщиками: 
1.    организация работы по приему отчетности, в т. ч. по представлению налоговой и бухгалтерской отчетности налогоплательщиками в электронном виде; 
2.    подготовка ответов на письменные запросы налогоплательщиков по сдаче деклараций и других документов, уплате налогов и сборов, а также другим вопросам общего характера в области налогообложения; 
3.    информирование налогоплательщиков о задачах, направлениях и результатах действия налоговых органов; 
4.    контроль за соблюдением законодательства об учете налогоплательщиков, об идентификационных номерах, об учете сведений о счетах налогоплательщиков в кредитных организациях; 
5.    формирование и ведение территориального раздела Единого государственного реестра налогоплательщиков.

Отдел ввода и обработки  данных: 
1.    прием от сторонних организаций информационных массивов; 
2.    организация и контроль приема, передачи информационных массивов через уполномоченных лиц (операторов связи); 
3.    обработка и передача по принадлежности информационных массивов, поступающих от сторонних организаций, уполномоченных лиц и вышестоящих подразделений ФНС России; 
4.    участие в подготовке соглашений об информационном обмене со сторонними организациями и уполномоченными лицами в части порядка обмена и формата передаваемой информации; 
5.    организация хранения архивов принятой и обработанной информации.

Отдел общего и хозяйственного обеспечения: 
1.    формирование заказов и распределение материальных ресурсов по нижестоящим налоговым органам; 
2.    материальное снабжение; 
3.    ведение учета и хранение материальных ресурсов; 
4.    обеспечение функций единого заказчика при выполнении общестроительных и специализированных работ в зданиях и сооружениях налоговых органов; 
5.    содержание зданий и сооружений; 
6.    обеспечение коммунальными услугами; 
7.    транспортное обслуживание; 
8.    обеспечение охраны труда; 
9.    обеспечение противопожарной безопасности.

Отдел финансового обеспечения: 
1.    выполнение функций распорядителя и получателя бюджетных средств федерального бюджета, определенных Бюджетным кодексом РФ; 
2.    осуществление бухгалтерского учета и представление в установленном порядке бухгалтерской отчетности по единой системе данных об имущественном и финансовом положении Инспекции и результатах ее финансово-хозяйственной деятельности, а также статистической отчетности;

Отделы  камеральных проверок: 
1.    мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, основных налогоплательщиков с учетом сопоставления показателей представленной отчетности и косвенной информации из внутренних и внешних источников; 
2.    проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов прочих налогоплательщиков; 
3.    проведение камеральных налоговых проверок правомерности возмещения входного НДС, обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС; 
4.    осуществление мероприятий налогового контроля в рамках проведения проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС, анализ и систематизация полученных результатов; 
5.    проведение предварительных (до представления налогоплательщиком в налоговый орган документов на возмещение НДС) контрольных мероприятий за соблюдением экспортерами законодательства о налогах и сборах; 
6.    осуществление отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок и анализ эффективности данного отбора по результатам проведенных выездных налоговых проверок указанных  налогоплательщиков.

Отдел учета, отчетности и  анализа:  
1.    организация оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов и других обязательных платежей; 
2.    организация сбора и обработки оперативной информации и данных статистической налоговой отчетности; 
3.    обеспечение достоверных данных о поступлении и задолженности по налогам и сборам; 
4.    формирование сводной статистической налоговой отчетности; 
5.    анализ налоговых начислений и поступлений; 
6.    прогнозирование налоговых поступлений в бюджеты различных уровней; 
 
Отдел урегулирования задолженности:
 
1.    организация работы по сокращению и ликвидации задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему и государственные социальные внебюджетные фонды; 
2.    мониторинг и анализ динамики, структуры и причин возникновения задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему и государственные социальные внебюджетные фонды, а также эффективности деятельности нижестоящих налоговых органов по данному вопросу; 
3.    участие в реализации прав и исполнении обязанностей в деле о банкротстве и в процедурах банкротства; 
4.    участие в обеспечении условий реализации процедур банкротства организаций-должников; 
5.    организация работы по проведению реструктуризации задолженности налогоплательщиков по налогам и сборам, а также пеням и штрафам; 
6.    взаимодействие с правоохранительными, контролирующими органами и другими ведомствами. 
 
Отделы выездных проверок:
 
1.    подготовка и проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков – юридических лиц; 
2.    предпроверочная подготовка выездной налоговой проверки; 
3.    формирование требований о предоставлении документов; 
4.    составление акта выездной налоговой проверки.

Информация о работе Сущность камеральных проверок