Сущность камеральных проверок

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2011 в 12:36, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является рассмотрение сущности камеральных проверок на основе работы отдела камеральных проверок № 1 Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по городу Волжскому Самарской области. Отчет базируется на Налоговом Кодексе РФ, Законе РФ от 21.03.1991 N 943-1(ред. от 29.06.2004) «О налоговых органах РФ», Постановлении Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 (ред. от 27.05.2005) «Об утверждении положения о ФНС» ПРИКАЗ ФНС РФ от 30.11.2004 N САЭ-3-15/142@ «Об утверждении примерных положений о территориальных органах ФНС» и Положении об ОКП № 1, утвержденным приказом и.о. руководителя ИФНС России по г. Самара.

Работа содержит 1 файл

База для отчета по рпактике.docx

— 118.40 Кб (Скачать)

Сущность  камеральной налоговой  проверки и оформление ее результатов

Камеральная налоговая проверка проводится по месту  нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (ст. 87 НК РФ). 
Поверка проводится уполномоченным должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями (без специального решения руководителя налогового органа) в течение трех месяцев со дня фактической даты представления проверяемым соответствующих документов. Указанная дата является началом проверки. 
Проверяется правильность расчетов представленной отчетности (декларации), служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, полнота и четкость заполнения всех реквизитов, а также соблюдение установленных правил составления форм отчетности и сопоставимость их показателей. Согласно статье 88 НК РФ если при проведении камеральной налоговой проверки выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. 
Если в результате проведенной проверки возникает необходимость произвести доплату по налогам, то налоговый орган выносит об этом решение и направляет налогоплательщику соответствующее требование об уплате суммы налога и пени. НК РФ не регламентирован срок вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки, поэтому логично будет предположить, что такое решение должно быть вынесено в пределах трехмесячного срока, установленного для проведения камеральной налоговой проверки. 
Налогоплательщикам следует иметь в виду, что пеня не является штрафной санкцией за налоговое правонарушение и уплачивается она независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. 
«Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки» (пункт 1 статьи 75 НК РФ). 
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. 
В соответствии со статьей 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. В соответствии со статьей 70 НК РФ требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.   Требование направляется налогоплательщику только при наличии у него недоимки. 
Требование направляется налогоплательщику по месту его учета, вручается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. 
В случае уклонения налогоплательщика от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. 
Форма требования утверждена Приказом МНС Российской Федерации от 29 августа 2002 года №БГ-3-29/465 «О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности». 
В случае если в результате камеральной проверки выявлены нарушения налогового законодательства, начинается производство по делу о налоговом правонарушении в соответствии со статьей 101 НК РФ. 
НК РФ не предусмотрено составление акта камеральной налоговой проверки. «Регламентом проведения камеральных проверок налоговой отчетности, оформлением и реализацией их результатов», утвержденным Министерством РФ по налогам и сборам 28 января 1999 года установлено, что по результатам камеральной налоговой проверки в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогового правонарушения, уполномоченным должностным лицом налогового органа, проводившим проверку, в произвольной форме составляется на имя руководителя (заместителя руководителя) налогового органа докладная записка, согласованная с начальником отдела, ответственного за проведение камеральных налоговых проверок. 
Вследствие отсутствия акта камеральной проверки у налогоплательщика отсутствует возможность представить возражения. Более того, налогоплательщик узнает о правонарушении и о наложении налоговых санкций только после вынесения решения налоговым органом. 
Налогоплательщику направляется письмо налогового органа об ошибках или противоречиях в налоговой декларации и (или) документах, представленных для камеральной проверки, и решение, принятое по результатам камеральной проверки. 
Однако сложившаяся судебная практика свидетельствует об обратном. Арбитражные суды считают, что результаты камеральной налоговой проверки должны быть отражены также как при проведении выездной налоговой проверки, то есть путем составления акта налоговой проверки. В противном случае нарушаются права налогоплательщиков. 
Таким образом, в последнее время результаты камеральных налоговых проверок налоговые органы стали оформлять путем составления соответствующих актов. Механизм привлечения к ответственности за правонарушения, выявленные в ходе выездных проверок, стал применяться по аналогии к камеральным налоговым проверкам. 
Открытым остается вопрос, в какой срок налоговый орган должен составлять акт налоговой проверки. Статьей 100 НК РФ предусмотрено составление акта в течение двух месяцев после составления справки о проведенной выездной проверке. При проведении камеральной проверки подобная справка не составляется. Справка о проведенной выездной проверке составляется по окончании такой проверки. 
В связи с этим, представляется, что такой акт должен быть составлен не позднее двух месяцев с момента окончания камеральной налоговой проверки. 
Акт налоговой проверки подписывается уполномоченным должностным лицом налогового органа и руководителем проверяемой организации либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями. Об отказе представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. 
В случае, когда указанные лица уклоняются от получения акта налоговой проверки, это должно быть отражено в акте налоговой проверки. 
В акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.

Акт налоговой  проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика  либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или  передается иным способом, свидетельствующим  о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. 
В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом, датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки. 
По истечении двухнедельного срока, предоставленного налогоплательщику для представления возражений, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком. 
О времени и месте рассмотрения материалов проверки налогоплательщик должен быть извещен заблаговременно. 
Материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. 
В случае неявки налогоплательщика, несмотря на извещение, материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. 
В соответствии со статьей 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов проверки руководитель может вынести одно из следующих решений: 
-    о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения; 
-    об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения; 
-    о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. 
В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должно быть отражено: 
-    обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой; 
-    документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства; 
-    доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов; 
-    решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения; 
-    применяемые меры ответственности.

Положение об ОКП №1 ИФНС России по г. Самара

1.     Общие положения 
1.1.    Отдел камеральных проверок (далее – Отдел) является структурным подразделением Инспекции Федеральной Налоговой Службы РФ по г. Самара Самарской области (далее – Инспекция). 
1.2.    Отдел в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами и иными законодательными актами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, актами законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий, приказами, распоряжениями, инструкциями, правилами, положениями и иными актами ФНС России и Управления ФНС России по Самарской области (далее – Управление), а также настоящим Положением. 
1.3.    Отдел в своей деятельности руководствуется инструкциями на рабочие места, утвержденными ФНС России. 
1.4.    Положение об Отделе утверждается руководителем Инспекции.

2.     Основные задачи отдела 
2.1.    Контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, состоящими на учете в Инспекции, законодательства о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды налогов, сборов и иных обязательных платежей. 
2.2.    Проведение камеральных налоговых проверок налогоплательщиков. 
2.3.    Осуществление взаимодействия с правоохранительными и иными контролирующими органами по предмету деятельности Отдела.

3.     Основные функции Отдела 
3.1.    Мониторинг и проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, основным налогоплательщиков с учетом сопоставления показателей представленной отчетности и косвенной информации из внутренних и внешних источников. 
3.2.    Проведение камеральных налоговых проверок налоговых деклараций о доходах физических лиц, а именно, крупных индивидуальных предпринимателей. 
3.3.    Проведение камеральных налоговых проверок правомерности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт и налоговых вычетов по НДС. 
3.4.    Осуществление мероприятий налогового контроля в рамках проведения проверки обоснованности применения налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров на экспорт и налоговых вычетов по НДС, анализ и систематизация полученных результатов. 
3.5.    Проведение предварительных (до представления налогоплательщиком в налоговый орган документов на возмещение НДС) контрольных мероприятий за соблюдением экспортерами законодательства о налогах и сборах. 
3.6.    Проверка документов, представляемых налогоплательщиками с заявлениями о ввозе товаров с территории Республики Беларусь и уплате косвенных налогов, проставление отметок на заявлениях, в соответствии с «Порядком проставления налоговыми органами отметок на заявлениях о ввозе товаров и уплате косвенных налогов», утвержденными Приказом Минфина от 20.01.05 № 3н. формирование информации по заявлениям, представленным налогоплательщиками о ввозе товаров с территории Республики Беларусь, средствами АИС. 
3.7.    Получение информации о деятельности налогоплательщиков из внешних источников (в том числе косвенной информации от органов энергосбыта о физических объемах потребленных энергетических (электро- и теплоэнергии) ресурсов, от предприятий Водоканала о потребленных водных ресурсов, от других организаций о потреблении иных материальных ресурсов; информация от правоохранительных и других контролирующих органов, организаций МПС России, Минтранса России, ГИБДД МВД России о перевозимых крупных партиях товаров, информации о пользователях природными ресурсами, других данных). Анализ указанной информации в целях качественного и результативного проведения  контрольных мероприятий. 
3.8.    Анализ схем уклонения от налогообложения, в том числе крупнейших и основных налогоплательщиков, выработка предложений по их предотвращению. 
3.9.    Проведение камерального анализа налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов. 
3.10.    Оформление результатов камеральной налогов проверки. 
3.11.    Осуществление контроля за правильностью исчисления регулярных платежей за пользование недрами и иных обязательных платежей при пользовании природными ресурсами, за правильностью исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. 
3.12.    Формирование информации о проведенных мероприятиях налогового контроля по проверке обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов по НДС при экспорте товаров. 
3.13.    Принятие мер к плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. 
3.14.    Подготовка и передача в юридический отдел проектов решений по результатам камеральных проверок для согласования (визирования) вместе с материалами проверок для обеспечения производства по делам о налоговых правонарушениях. 
3.15.    Участие в производстве по делам об административных правонарушениях (составление протоколов об административных правонарушениях). 
3.16.    Осуществление ведения информационного ресурса «Камеральные налоговые проверки». 
3.17.    Передача в отдел общего обеспечения копий решений, вынесенных по результатам рассмотрения материалов камеральных проверок, для обеспечения вручения (отправки) указанных решений налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам сборов). 
3.18.    Осуществление взаимодействия с правоохранительными органами и иными контролирующими органами по предмету деятельности Отдела. 
3.19.    Работа с органами, уполномоченными лицами, обязанными в соответствии с законодательством о налогах и сборах представлять в налоговые органы информацию, необходимую для налогового контроля. 
3.20.    Участие в подготовке ответов на письменные запросы налогоплательщиков по вопросам, входящим в компетенцию Отдела. 
3.21.    Формирование установленной отчетности по предмету деятельности Отдела. 
3.22.    Подготовка информационных материалов для руководства Инспекции по вопросам, находящимся в компетенции Отдела. 
3.23.    Участие в организации и осуществлении мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров для налоговых органов, проведении совещаний, семинаров по вопросам, входящим в компетенцию Отдела. 
3.24.    Ведение в установленном порядке делопроизводства, хранение и сдача в архив документов отдела.

4.     Полномочия отдела 
4.1.    Отдел для осуществления своих основных функций имеет право: 
4.1.1.    вносить руководству Инспекции предложения по любым вопросам, отнесенным к компетенции Отдела; 
4.1.2.    по указанию руководителя Инспекции в пределах сферы своей деятельности и компетенции представлять Отдел в Управлении; 
4.1.3.    вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции Отдела; 
4.1.4.    готовить проекты приказов и других документов, относящимся к компетенции Отдела; 
4.1.5.    давать заключения по проектам документов, представленных на заключение другими отделами Инспекции; 
4.1.6.    запрашивать и получать от отделов Инспекции рекомендации, предложения и заключения по вопросам, относящимся к компетенции Отдела; 
4.1.7.    осуществлять иные права, предусмотренные законодательством РФ, законодательством субъекта РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, актами ФНС России и Управления. 
4.2.    Отдел осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими отделами Инспекции на основе планов, составленных по направлениям работы Инспекции, в соответствии с планами работы коллегий ФНС России и Управления. 
4.3.    Структура Отдела и численность его сотрудников устанавливаются, исходя из утвержденной структуры и численности работников Инспекции.

5.     Руководство Отделом 
5.1.    Руководство Отделом осуществляет начальник, назначаемый и освобождаемый от должности руководителем Инспекции по согласованию с Управлением. 
5.2.    Начальник Отдела находится в непосредственном подчинении заместителя руководителя Инспекции либо лица, исполняющего его обязанности (далее – руководство Инспекции). 
5.3.    Начальник Отдела: 
5.3.1.    разрабатывает и представляет руководителю Инспекции для утверждения должностные регламенты сотрудников Отдела; 
5.3.2.    вносит предложения по кандидатурам для назначения на должности, по освобождению от должности сотрудников Отдела, а также предложения по формированию резерва на замещение должностей Отдела; 
5.3.3.    руководит работой Отдела, обеспечивает решение возложенных на Отдел задач, контролирует исполнение сотрудниками должностных обязанностей и поручений; 
5.3.4.    согласовывает представляемые на рассмотрение руководству Инспекции проекты документов, содержащих вопросы, относящиеся к компетенции Отдела; 
5.3.5.    планирует и контролирует деятельность Отдела, в том числе по вопросам взаимодействия с другими отделами Инспекции в связи с выполнением возложенных на Отдел задач; 
5.3.6.    обеспечивает соблюдение работниками Отдела правил внутреннего трудового распорядка, а также вносит предложения руководству Инспекции о поощрении (взыскании) сотрудников Отдела. 
5.4.    Начальник Отдела несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на Отдел настоящим Положением, за соблюдением действующего законодательства, исполнение приказов, распоряжений, иных нормативных актов, указаний руководства Инспекции, сохранность имущества и документов, находящихся в ведении Отдела, обеспечение соблюдения сотрудниками Правил внутреннего трудового распорядка и исполнительской дисциплины.

Заключение  отчета о производственной практике в ИФНС России по г. Самара

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством  налоговых проверок (камеральных  и выездных), проверки данных учета  и отчетности и т.д. Следует отметить, что за последнее время налоговым  органам удалось добиться позитивных результатов в деле повышения  эффективности форм и методов  налогового контроля, следствием чего стало увеличение сумм, дополнительно  мобилизованных в бюджет по результатам  контрольных мероприятий. Однако общий  уровень налоговой дисциплины в  стране, характер применяемых недобросовестными  налогоплательщиками схем уклонения  от уплаты налогов, становящихся из года в год все более масштабными  и изощренными, заставляют задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности налогового контроля. 
Поэтому в настоящее время главная задача контрольной работы налоговых органов, на решение которой направлены усилия ФНС России, – это задача усиления аналитической составляющей работы налоговых органов, внедрение в практику налогового контроля комплексного системного анализа финансово – хозяйственной деятельности проверяемых объектов. И основной акцент в решении данной проблемы ФНС России делает на усилении роли и значимости камеральных проверок, чтобы в перспективе сделать данный вид проверок основной формой налогового контроля. Эта позиция обусловлена обстоятельствами: камеральная проверка является наименее трудоемкой формой налогового контроля; данными проверками охватываются все 100% налогоплательщиков. 
Вопрос обеспечения рационального отбора налогоплательщиков в ходе камеральной проверки для проведения выездных налоговых проверок находится в разряде наиболее актуальных проблем повышения эффективности налогового контроля, так как в настоящее время 43% выездных налоговых проверок заканчиваются безрезультатно, не принося каких-либо доначислений в бюджет. 
Необходимым и перспективным направлением совершенствования процедуры камеральных проверок является внедрение в практику работы налоговых органов автоматизированных систем их сопровождения. В настоящее время разработки в этой области еще только начинаются, однако в ряде регионов уже накоплен значительный позитивный опыт в этой области. Используемая в этих регионах программа позволяет на основе данных налоговой отчетности выявлять сферы возможных налоговых правонарушений, определять потенциальный размер доначислений и, следовательно, концентрировать внимание проверяющих на соответствующих направлениях проведения проверки. Таковы основные проблемы, стоящие перед налоговыми органами на текущем этапе. От их эффективного решения в определенной степени зависит обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей в государственную казну. 
Камеральная проверка, как одна из основных форм налогового контроля нашла свое отражение в статье 88 НК РФ. Указанная статья закона заключает в себе как материальные, так и процессуальные аспекты данного вида налоговой проверки. 
Таким образом, в результате исследования, проведенного в данной работе, установлено, что законодательная база относительно правового регулирования камеральной проверки недостаточно определена, что в условиях роста значения этого вида налогового контроля служит предметом судебных разбирательств и снижает ее эффективность. Прежде всего, необходимо законодательно закрепить перечень материалов, которые налоговые органы вправе истребовать для проведения камеральной проверки. Следует дополнительно урегулировать процедуру оформления результатов камеральной проверки. Неясным также остается вопрос наказания за выявленные нарушения. Если в ходе проверки выявлены ошибки или противоречия в отчетности, налоговая инспекция должна сообщить об этом налогоплательщику и потребовать внести соответствующие исправления в установленный срок. Если ошибки в отчетности привели к недоплате налогов, налоговая инспекция направляет налогоплательщику требование об уплате недоимки и пеней. Но Налоговый кодекс не устанавливает правил привлечения к ответственности по результатам камеральной проверки. Из-за этого между налогоплательщиками и налоговыми инспекциями часто возникают споры. 
Важную роль при проведении камеральной проверки играет процесс автоматизации заполнения или формирования налоговой отчетности. Предоставление налоговой отчетности в электронном виде заметно упрощает процедуру проверки и предоставления дополнительных материалов по телекоммуникационным каналам. Таким образом, развитие автоматизации в налоговой сфере является приоритетным направлением. Однако обзор бухгалтерских программ показывает, что их возможности далеко опережают возможности информационных систем налоговых органов, которые продолжают использовать устаревшие технологии. 
Совершенствование системы налогового контроля необходимо проводить в том числе посредством повышения эффективности камеральных проверок, что может быть достигнуто следующими мероприятиями: 
-    создание единой информационной базы налоговых органов, включающей данные о налогоплательщиках и социально-экономическом состоянии регионов, среднестатистические данные по отраслям и категориям налогоплательщиков, а также другие сведения, отражающие деятельность хозяйствующих субъектов; 
-    разработка методов проведения по отраслям анализа достоверности информации, приведенной в налоговой отчетности; 
-    разработка эффективных методов определения налоговой базы в отношении различных видов деятельности и косвенных параметров, характеризующих деятельность организаций; 
-    совершенствование порядка определения очередности налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок и выявление приоритетных отраслей экономики, в отношении которых необходимо разработать методики камеральных проверок; 
-    создание базы данных налоговых нарушений, выявленных в результате проведения камерального контроля, для использования в выездных налоговых проверках и т.д.

Информация о работе Сущность камеральных проверок