Сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Настоящая курсовая работа посвящена изучению проблемы изучения налогов как инструмента государственного регулирования. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...
1. Сущность налогов как инструмента государственного регулирования……….
1.1 Принципы налогообложения ………………………………………………..
1.2 Функции налогов …………………………………………………………….
1.3 Классификация и виды налогов ……………………………………………
1.4 Элементы налогообложения ………………………………………………..
2. Направления реформирования российской налоговой системы……………....
3. Статистическая информация……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………………..
Список литературы…………………..………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 193.50 Кб (Скачать)
  1. юридические:
    • законность,
    • ясность налогового законодательства и толкование его в пользу налогоплательщика,
    • приоритет норм налогового законодательства,
    • приоритет международных норм;
  2. экономические:
    • всеобщность налогообложения,
    • экономическая обоснованность налогообложения,
    • недопущение дискриминации налогоплательщиков,
    • равное налоговое бремя исходя из фактической способности к уплате налогов.

 

1. 2 Функции налогов, их взаимосвязь

 

Функции налоговой системы  РФ, как и других государств, сводятся к оптимальной организации деятельности государства, созданию условий для эффективной реализации его оборонной и социально-экономической функции, обеспечению баланса между доходами и расходами госбюджета. Налоговая система как составная часть финансово-кредитного механизма государственного регулирования воспроизводственных процессов в стране и регионах играет важную роль в формировании доходной части государственного бюджета.

Функции налогов – это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Каждая из выполняемых налогом  функций имеет внутренние свойства, признаки и черты данной экономической  категории. Тем самым она показывает, каким образом реализуется предназначение конкретного налога как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов в обществе.

Разграничение функций налога носит  в значительной мере условный характер, поскольку они осуществляются одновременно. Отдельные черты одной функции непременно присутствуют в других. Рассмотрим суть и механизмы проявления налогом своих функций.

Выделяют следующие важнейшие  функции налогов:

Фискальная или бюджетная  функция первична в историческом и содержательном аспектах. После возникновения государства потребовались средства для выполнения им тех или иных функций.  Содержательная же функция – это необходимость обеспечения возможности экономического существования государства. Таким образом, суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Суть направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального производства, не имеющей собственных источников доходов. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Из фискальной функции налогов  вытекает их распределительная функция. То есть происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ. Это может быть связано с развитием производственной и социальной инфраструктуры, фондоемких отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений, с необходимостью формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики. Значительная часть бюджетных средств направляется на социальные нужды населения, полное или частичное освобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. [6, 98]

Регулирующая функция имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная  правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.

Регулирующая функция налогов  осуществляется путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения  из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок  и осуществления народнохозяйственных программ, выплаты пособий и т.п. При  помощи налогов можно поощрять или сдерживать определенные виды деятельности (повышая  или  понижая  налоги), направлять развитие тех или иных отраслей промышленности, воздействовать на экономическую активность предпринимателей, сбалансировать платежеспособный спрос и предложение, регулировать количество денег в обращении. Так предоставление налоговых  льгот отраслям  промышленности или отдельным  предприятиям стимулирует их подъём и развитие. Назначая более высокие налоги на сверхприбыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги.

Предоставляя льготы, государство  решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение  новой техники, оно поощряет технический  прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.

Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая функция, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Стимулирование может проявляться в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки или в полном освобождении от налогов.

Налогами можно и ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей деятельности. Налогами можно создать предпосылки для снижения издержек производства, повысить конкурентоспособность предприятий, проводить протекционистскую политику.

Стимулирующая функция налоговой  системы является одной из важнейших, но это самая «труднонастраиваемая» функция. Как и любая другая, стимулирующая функция проявляется через специфические формы и элементы налогового механизма, систему льгот и поощрений,  запретительных или ограничивающих ставок и другие инструменты налогового механизма и налоговой политики.

Стимулирующая функция налогов  является в современной российской практике слабо реализуемой и  неэффективно используемой.

Еще одна направленность  регулирующей функции - социальная функция – поддержание социального равновесия путём  изменения соотношения между доходами  отдельных социальных  групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Самыми  социально  несправедливыми  являются  косвенные  налоги, так  как  они  перекладываются  через  цены  на  потребляемые  товары в одинаковой  степени на  лиц с высокими  и низкими доходами. В целях смягчения социального неравенства государственные органы  предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы.

Само материальное содержание налогов  как денежных ресурсов, централизуемых государством и изымаемых из воспроизводственного процесса, несет в себе возможность из обращения на непроизводственные цели. В условиях РФ социальная функция налоговой системы бюджета весьма существенна в силу тех обязательств, которые несло советское государство перед населением и которое «по наследству» перешло к РФ. Многие социальные затраты, финансируемые государством за счет налогов (бесплатное образование, здравоохранение).

Социальная функция  налогов  проявляется  и  непосредственно через механизмы налоговых льгот и налоговых ставок, что входит во внутренний механизм действия налога (НДС, налога на прибыль и т.д.).

Социальная функция налоговой  системы требует детального исследования, как с точки зрения ее усиления, так и с точки зрения устранения  неоправданных льгот и преимуществ, не отвечающих характеру рыночных преобразований, социальным критериям или внутрифедеральным отношениям.

Особое место занимает воспроизводственное назначение, которое направлено на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды.

С регулирующей и фискальной функциями  тесно связана контрольная функция налогов. Контрольная функция позволяет установить соотношение между налоговыми поступлениями и потребностями государства в финансовых ресурсах, определить направления эффективного использования и контролировать движение ресурсов, внося изменения в действующую налоговую систему. Выполнение контрольной функции предопределяется обеспечением налоговой дисциплины - своевременным выполнением своих обязательств субъектами налогообложения.

Механизм этой функции проявляется, с одной стороны, в проверке эффективности хозяйствования и, с другой - в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Так, в условиях острой конкуренции, свойственной рыночной экономике, налоги становятся одним из важнейших инструментов независимого контроля за эффективностью финансово-хозяйственной деятельности. При прочих равных условиях из конкурентной борьбы выбывает в первую очередь тот, кто не способен рассчитаться с государством. Одновременно с этим нехватка в бюджете финансовых ресурсов сигнализирует государству о необходимости внесения изменений или в саму налоговую систему, или в социальную политику, или в бюджетную политику. [4, с. 51]

Финансовые органы на всех уровнях  управления анализируют поступление  налогов, тенденции развития налогооблагаемой базы, прогнозируют объемы платежей в бюджет. Неотъемлемой частью такого анализа и прогнозирования является корректировка законодательства, регулирующего взаимоотношения хозяйствующих субъектов между собой. Своевременно внесенные предложения способствуют устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходной части бюджета.

Предметом анализа в рамках налогооблагаемой базы является динамика объемов производимой продукции, индекс цен, валовая прибыль, уровень оплаты труда, изменения  количественного и качественного состава предприятий и др.

Указанное разграничение  функций  налоговой  системы   носит условный характер,  так  как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.  Все функции налога не могут существовать независимо одна от другой, они взаимосвязаны, взаимозависимы и в своем проявлении представляют собой единое целое.

Рост налоговых поступлений  в бюджет, т.е. реализация фискальной функции, создает материальную возможность  для осуществления регулирующей функции налогов. В то же время, достигнутое  в результате экономического регулирования ускорение развития и роста доходности производства, позволяет государству получить больше средств. Налоговое регулирование затрагивает и социальную, и экологическую сферы.

 

1.3 Классификация и виды налогов

 

Налоги делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

  • по характеру налогового изъятия (прямые и косвенные);
  • по уровням управления (федеральные, региональные, местные, муниципальные);
  • по субъектам налогообложения (налоги с юридических и физических лиц);
  • по объектам налогообложения (налоги на товары и услуги, налоги на доходы, прибыль, налоги на недвижимость и имущество и т.д.);
  • по целевому назначению налога (общие, специальные).

Классификация по плательщикам включает три группы налогов: с юридических лиц (налог на прибыль организаций и др.), физических лиц (налог на доходы физических лиц, на наследование или дарение и др.), с юридических и физических лиц (транспортный налог и др.).

По объекту налогообложения  налоги классифицируются на следующие группы: налоги на доходы (налог на прибыль организаций, на доходы физических лиц), налоги на имущество (налог на имущество организаций, физических лиц), налоги на действия (сбор за использование объектов животного мира, уплата стоимости лицензий).

По назначению можно выделить налоги общие, специальные и чрезвычайные. Общие налоги обезличиваются и поступают в бюджеты разных уровней в зависимости от устройства государства. Специальные налоги имеют строго определенную направленность и предназначены для формирования централизованных целевых фондов: (например, дорожные фонды). Введение чрезвычайных налогов связано с конкретными событиями или с конкретным этапом развития страны.

Учетно-экономическая  целесообразность диктует иную группировку налогов, взимаемых с предприятий, организаций:

        • налоги, относимые на издержки производства и обращения (единый социальный налог, земельный налог, транспортный налог и т.д.);
        • налоги, включаемые в продажную цену продукции (работ, услуг): НДС, акцизы;
        • налоги, относимые в дебет счетов 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» (до налогообложения прибыли, например налог на имущество организаций);
        • налоги на прибыль и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия (лицензия на реализацию подакцизных, товаров и т.д.).

В зависимости от принадлежности к уровню управления налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Информация о работе Сущность налогов