Сущность налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Настоящая курсовая работа посвящена изучению проблемы изучения налогов как инструмента государственного регулирования. Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………...
1. Сущность налогов как инструмента государственного регулирования……….
1.1 Принципы налогообложения ………………………………………………..
1.2 Функции налогов …………………………………………………………….
1.3 Классификация и виды налогов ……………………………………………
1.4 Элементы налогообложения ………………………………………………..
2. Направления реформирования российской налоговой системы……………....
3. Статистическая информация……………………………………………………..
Заключение …………………………………………………………………………..
Список литературы…………………..………………………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 193.50 Кб (Скачать)

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Кодексом и являются обязательными к уплате на всей территории России. Это означает, что состав федеральных налогов и сборов, объект налогообложения, порядок формирования налоговой базы, размер налоговых ставок, порядок исчисления и уплаты налогов определяются на федеральном уровне и только в соответствии с Кодексом.

С 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ в России взимается 15 налогов.

К федеральным налогам и сборам относятся следующие 10 налоговых  платежей:

  1. налог на добавленную стоимость (гл. 21 Кодекса);
  2. акцизы (гл. 22 Кодекса);
  3. налог на доходы физических лиц (гл. 23 Кодекса);
  4. единый социальный налог (гл. 24 Кодекса);
  5. налог на прибыль организаций (гл. 25 Кодекса);
  6. сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 Кодекса);
  7. водный налог (гл. 25.2 Кодекса);
  8. государственная пошлина (гл. 25.3 Кодекса);
  9. налог на добычу полезных ископаемых (гл. 26 Кодекса);
  10. налог на наследование или дарение.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Кодексом, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов. К региональным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся три налоговых платежа:

  1. транспортный налог (гл. 28 Кодекса);
  2. налог на игорный бизнес (гл. 29 Кодекса);
  3. налог на имущество организаций (гл. 30 Кодекса).

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми "актами" представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. К местным налогам и сборам с 1 января 2005 г. относятся:

  1. налог на имущество физических лиц;
  2. земельный налог (гл. 31 Кодекса).

Сведения о действующих местных  налогах должны публиковаться в  прессе региональными налоговыми органами не реже одного раза в год, сведения о действующих региональных налогах и сборах и об их основных положениях — ежеквартально.

Во вторую часть Кодекса также  введены специальные налоговые режимы:

1) система налогообложения для  сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (гл. 26.1 Кодекса);

2) упрощенная система налогообложения  (гл. 26.2 Кодекса);

  1. система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (гл. 26.3 Кодекса);
  2. система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 Кодекса).

1.4 Элементы налогообложения

 

Налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементами налогообложения являются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • налоговый период;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Кроме того, при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

В отдельных случаях НК РФ устанавливает  специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов  и сборов в течение определенного  периода времени.

Налогоплательщиком, или субъектом налогообложения, становится любое юридическое или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, владеющее имуществом, или при иных обстоятельствах, при наличии которых возникает соответствующее налоговое обязательство.

В НК РФ (ст. 19) плательщиками налогов  и сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и или) сборы.

Одним из существенных элементов налога является объект налогообложения. Каждый отдельный налог должен иметь свой, не совпадающий с другими налогами, объект налогообложения.

В ст. 38 НК РФ говорится о том, что  объектами налогообложения могут  являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ).

Товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное  для реализации. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база, порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения  по региональным и местным налогам  устанавливаются НК РФ, а налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

По способу установления выделяют твердые (специальные) и процентные (адвалорные) ставки. Первые устанавливаются в абсолютной сумме, вторые — в процентах объекта обложения. Процентные ставки подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. Размер пропорциональной налоговой ставки е зависит от величины налоговой базы, прогрессивная налоговая ставка растет вместе с ростом базы налогообложения, регрессивная уменьшается при увеличении налогооблагаемой базы.

Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Порядок исчисления налога состоит в том, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством  РФ о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. Тогда не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В нем должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае если указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты  направления заказного письма.

О порядке и сроках уплаты налога говорится в ст. 57 и 58 НК РФ, согласно которым уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Кодексом, в наличной или безналичной форме. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, Либо действие, которое должно быть совершено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Направления реформирования российской налоговой системы

 

Реформирование налоговой  системы — это ее преобразование, исходя из направлений государственной политики. Во всех развитых странах основными стимулами к реформированию налогообложения являются стремление превратить налоговую систему в образец справедливости, простоты, эффективности и поиски способов для снятия всех налоговых преград на пути экономического роста.

В настоящее время одним из препятствий  на этом пути является несовершенство налоговой системы России, так как она формировалась в условиях спада производства и инфляции, имеет ярко выраженный фискальный интерес, а роль регулирующей функции в ней принижена. А именно любой налоговой системе необходимо обеспечить приоритет производства над интересами бюджета. «Налоги не должны мешать производству», — отмечал итальянский профессор финансового права Ф. С. Нитти (1868-1953).

В конце 90-х гг. XX в. рамках структурной перестройки экономики России были определены приоритетные направления развития и совершенствования системы налогообложения.

Первое направление  — достижение стабильности и определенности налоговой системы. Основными способами реализации являются: определение исчерпывающего перечня налогов и сборов; установление предельных ставок региональных и местных налогов; отказ от практики применения в качестве объекта налогообложения выручки от реализации; сокращение числа налогов; устранение противоречий налогового и иных видов законодательства; выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот; упорядочение системы ответственности за налоговые правонарушения.

Второе направление  — касается фискальных стимулов и предусматривает следующие основные меры: введение рыночного механизма налогообложения недвижимости; постепенное снижение налогового бремени на предприятия, перенос части налоговой нагрузки со сферы производства в сферу обращения; применение агрегированного налогообложения субъектов малого бизнеса.

Третье направление  — находится в области повышения собираемости налогов — это последовательный переход к исчислению налогов по отгрузке; налогообложение у источника выплаты; введение механизма реального контроля доходов физических лиц; совершенствование методов банковского контроля; усиление контроля и ответственностей за неполное отражение в бухгалтерской отчетности операций по наличному денежному обращению.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу предусматривают:

  • завершение работы по отмене оборотных налогов;
  • совершенствование системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства;
  • индексацию специфических ставок акцизов (за исключением акцизов на пиво, сигареты и нефтепродукты), а также ставок земельного налога и арендной платы за землю;
  • установление порядка определения ставок экспортных пошлин на нефтепродукты в строгой зависимости от размера ставки экспортной пошлины на нефть сырую и др.

В ближайшей перспективе совершенствование  налоговой системы предполагает реформирование имущественных налогов путем введения налога на недвижимость. Одна из текущих задач — обеспечение баланса между снижением налогового бремени и сокращением льгот, которые деформируют налоговую систему и снижают конкурентоспособность отечественного производителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Сущность налогов