Сущность, природа, необходимость налогового планирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 08:22, реферат

Описание работы

1)Понятие и значение налогового планирования

2)Принципы и классификация налогового планирования

3)Элементы налогового планирования

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 31.58 Кб (Скачать)

Срсп  1 «Сущность, природа, необходимость налогового планирования.»

1)Понятие и значение  налогового  планирования 

2)Принципы и классификация  налогового планирования

3)Элементы налогового  планирования

                                                                         1

     Налоговое планирование — это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.                                                                                                                                                                               

     Налоговое планирование (НП) представляет собой  одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своихналоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов. 

     Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

     Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

      Основными целями НП являются оптимизация налоговых  платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово — хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства. 
 

            2

                  Принципы  налогового планирования

   Налоговое планирование является частью финансового  планирования и подчиняется следующим принципам:

  1. платить минимум из положенного;
  2. осуществлять уплату налога в последний день установленного периода;
  3. использовать варианты снижения налогооблагаемой базы в рамках взаимосвязанной системы налогообложения предприятий;
  4. использовать льготные режимы налогообложения, предусмотренные законодательством;
  5. не допускать повышенного налогообложения путем использования специальных учетных методов.

    При осуществлении  планирования налоговых платежей

    налоговому  менеджеру необходимо руководствоваться  сле-

    дующими принципами:

    • Принцип  законности.  Налоговое планирование должно

    быть как  можно более перспективным и  не только опи-

    раться на действующее законодательство,  но и учиты-

    вать возможности его развития.

    • Принцип  комплексного расчета экономии и  потерь.  При

    формировании того или иного способа налоговой оптими-

    зации должны быть проанализированы все существенные

    аспекты операции,  а также деятельности предприятия в

    целом. Нельзя минимизировать налоги без учета последст-

    вий,  которые могут возникнуть в результате такой мини-

    мизации. Во-первых, всестороннему анализу должны быть

    подвергнуты возможные последствия конкретного  метода

    с точки  зрения всей совокупности налогов. Во-вторых, при

    выборе метода налогового планирования необходимо учи-

    тывать требования иных отраслей законодательства  (та-

    моженного, валютного и т. д.).

    • Принцип  оптимальности – предполагает, что  уменьшение

    налогов не должно наносить ущерб или вред предпри-Налоговое планирование

    22

    ятию,  интересам его собственников.  Кроме того,  следует

    учитывать, что наиболее эффективные результаты налого-

    вая оптимизация приносит при использовании всех мето-

    дов в целом.

    При осуществлении  налоговой оптимизации должно

    уделяться пристальное внимание документальному оформ-

    лению операций.

         Классификация налогового планирования

   В экономической литературе нет однозначного мнения по классификации видов, форм и методов налогового планирования. В зависимости от периода планирования авторы различают оперативное (на квартал), текущее (на год) и на отдаленную перспективу (долгосрочное и стратегическое) налоговое планирование.

   Все организационно-хозяйственные и  финансовые ситуации, которые могут  являться предметом налогового планирования, предлагают разделить на ожидаемые и реализованные. К первой группе относят: выбор организационно-правовой формы, местоположение организации, организационной структуры предприятия, принятие решений по размещению капитала и т.п.

   Ко  второй относится текущее налоговое  планирование: методы ведения бухгалтерского учета, используемые договоры, применение льгот, способы устранения двойного налогообложения, выбор деловых партнеров и т.п. Следует отметить также, что многие авторы рассматривают прежде всего налоговое планирование на уровне государства, выделяя текущее и перспективное налоговое планирование. Другие авторы различают следующие виды налогового планирования: корпоративное и личное; а также формы налогового планирования: мониторинг налоговых вопросов конкретным работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия; налоговое планирование и текущий контроль за налоговыми обязательствами предприятия силами специализированного отдела предприятия; привлечение внешних консультантов для целей налогового планирования.

   В экономической литературе предлагаются различные подходы к методам  налогового планирования. Одни авторы к методам налоговой оптимизации относят: разработку приказа по учетной политике, оптимизацию через договор, метод замены отношений, метод разделения отношений, метод отсрочки налогового платежа, метод прямого сокращения объекта налогообложения, метод оффшора, применение льгот и освобождений. Другие выделяют такие методы: замена объекта налога, замена субъекта налога (налогоплательщика), замена налоговой юрисдикции, замена обстоятельств, сопутствующих той или иной облагаемой налогом деятельности, другие методы снижения налоговых обязательств (обмен налоговыми льготами, обмен долгами, передача имущества в зарубежный траст, использование международных соглашений об устранении двойного налогообложения и др.).

   Выделяют  также в качестве методов: текущий  финансовый контроль, метод предварительной налоговой экспертизы, метод вариационно-сравнительного анализа, балансовый метод и метод микробалансов, ситуационный метод, численные балансовые методы (метод микробалансов, метод графо-аналитических зависимостей, матрично-балансовый метод, комбинированные методы).

   Подводя итог рассмотрению различных классификаций  налогового планирования, необходимо констатировать, что различные авторы, апеллируя примерно одними и теми же понятиями, по-разному их трактуют. Более того, анализ экономической литературы показывает, что виды, формы, методы и функции управления в целом определяются одним образом, а в исследованиях по налоговому планированию, являющемуся частью финансового менеджмента, этим же понятиям придается другое содержание. Очевидно, такое положение обусловлено тем, что при исследовании общих вопросов налогового планирования авторы абстрагировались от основных концептуальных понятий теории управления и планирования. Естественно, раз налоговое планирование является элементом системы управления, то применимые к нему термины должны опираться на понятийный аппарат теории управления и базироваться на философской и этимологической сущности понятий «вид», «метод» и т.п.

   Следует выделять следующие классификационные  признаки налогового планирования.

   В зависимости от уровня управления целесообразно  выделить следующие виды налогового планирования:

   - планирование на уровне государства  (государственное);

   - хозяйствующих субъектов (корпоративное), в том числе в рамках системы (группы) предприятий;

   - физических лиц (индивидуальное). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               3

Элементы  налогового планирования

Возможные пути достижения поставленных целей реализуются  не только за счет полного знания и  использования позитивных и негативных сторон законодательства, но и за счет последовательного и грамотного применения всех составляющих минимизации и оптимизации налогообложения. К этим элементам относятся следующие:

 
1. Состояние бухгалтерского и налогового учета, а также взаимодействие между ними должно строго соответствовать нормативно-правовым актам; нужно верное толкование законодательства о налогах и сборах и реагирование на постоянные изменения в нем. Разумеется, данные бухгалтерского учета и отчетности должны позволять получать необходимую информацию для налоговых целей.

 
2. Учетная политика - выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; протокол, который утверждается налогоплательщиком, поскольку законодательство в ряде случаев предоставляет ему вероятность остановить свой выбор те или иные методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, способы погашения стоимости активов, методы определения выручки и др.

 
3. Налоговые льготы и организация сделок. Далеко не все хозяйствующие субъекты правильно и в полном объеме применяют льготы устанавливаемые законодательством по большинству налогов. Кроме того, необходим анализ возможных форм сделок (договоров) с учетом их налоговых последствий.

 
4. Налоговый контроль. Составление налогового бюджета является основой для осуществления контрольных действий со стороны руководителя предприятия и финансового управляющего. Снижению ошибок способствует применение принципов и процедур технологии внутреннего контроля налоговых расчетов. Кроме того, организация контроля предусматривает в первую очередь недопущение просрочки уплаты налогов. Однако следует не упускать любые возможности отсрочить выплату, если это допускает законодательство о налогах и сборах.

 
5. Налоговый календарь необходим для проверки правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты всех налоговых платежей, а также представления отчетности. Всегда надо помнить о высоких рисках, связанных с несвоевременной уплатой налоговых платежей, потому как в случае нарушения налоговых обязательств перед государством наступает жесткая ответственность в соответствии с Налоговым кодексом, административным, таможенным и уголовным законодательством.

Информация о работе Сущность, природа, необходимость налогового планирования