Сущность, виды и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и прочие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

1. Экономическая сущность налогов……………………………………………….3

2. Виды налогов ……………………………………………………………………..8

3. Основные функции налогов……………………………………………………...11

Заключение………..………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

сущность и функции налогов.docx

— 57.23 Кб (Скачать)

      3. Объект налога - доход или имущество, измеренные количественно, которые служат базой для исчисления налога.

      4. Налоговая база - денежная или  физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

      5. Источник налога - это доход, из  которого выплачивается налог.

      6. Единица обложения - единица, в  которой измеряется величина  налога.

      7. Ставка налога - величина налоговых  отчислений с единицы объекта  налога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.

      8. Налоговый период - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

      9. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.

      Способ  взимания налога - тоже достаточно существенное звено в понимании существа налогов  и налоговой системы. Налоги могут  взиматься следующими способами:

      1. Кадастровый способ — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

      2. На основе декларации. Декларация  — документ, в котором плательщик  налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.

      3.  У источника. Этот налог вносится  лицом, выплачивающим доход. Поэтому  оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

      Для того чтобы достоинства налогов  усиливались, а их недостатки нейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основных принципов налогообложения.

      Первые  пять принципов (наиболее фундаментальных), ставших классическими, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, в свое время выделил А. Смит. Это принцип справедливости налогообложения, принцип постоянства налогов, простота налоговой системы, принцип экономичности  налогообложения, принцип неотягощенности налогов. В настоящее время эти принципы расширены и дополнены экономической наукой в соответствии с духом нового времени.

      Современные принципы налогообложения таковы:

      1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностей налогоплательщика, т.е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть прогрессивным. Этот принцип соблюдается не всегда и некоторые налоги рассчитываются пропорционально.

      2.  Налогообложение доходов должно быть однократным. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

      3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

      4. Прозрачность налогообложения. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

      5. Налоговая система должна быть  гибкой и легко адаптируемой  к меняющимся общественно-политическим потребностям.

      6. Налоговая система должна обеспечивать  перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

      Заканчивая  обзор сущности налогов, необходимо отметить, что налогам присуща  одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствует себя предприниматель. Степень риска предпринимательской деятельности, по крайней мере, удваивается, если к неустойчивости рыночной конъюнктуры прибавляется неустойчивость налоговой системы, бесконечные изменения ставок, условий налогообложения, а тем более — самих принципов налогообложения.

      Стабильность  налоговой системы не означает, что  состав налогов, ставки, льготы, санкции установливаются раз и навсегда. "Застывших" систем налогообложения нет и быть не может. Любая система налогообложения отражает характер общественного строя, состояние экономики страны, устойчивость социально-политической ситуации, степень доверия населения к правительству на момент ее введения в действие. По мере изменения указанных и иных условий налоговая система перестает отвечать предъявляемым к ней требованиям, вступает в противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В связи с этим в налоговую систему в целом или отдельные ее элементы (ставки, льготы и т. п.) вносятся необходимые изменения.

      Сочетание стабильности и динамичности, подвижности  налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет. Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы экономической целесообразности).  

2. Виды налогов

      Многообразие  налогов, различающихся по условиям обложения, механизмам взимания и регулирования, обуславливает необходимость их систематизации и классификации.

      Самым первым и наиболее употребительным  до настоящего времени является деление налогов по критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному или к обложению расходов на потребление, на два основных вида - прямые и косвенные.

      В соответствии с этим критерием прямые налоги - это налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица.

      К прямому налогу относятся налоги на полученные доходы и прибыль, взносы в фонды социального страхования, налоги на имущество (земельный налог, налог на имущество, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследство и дарение.

      Прямые  налоги подразделяются на реальные и личные.

      Реальными налогами облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика на основе кадастра - перечня объектов обложения, составленного на основе их внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта. Реальные налоги взимаются в силу факта владения имуществом независимо от финансового положения и доходов налогоплательщика. В зависимости от объекта обложения к прямым реальным доходам относятся: плата за землю, налог на недвижимость, подомовой, промысловый налог и др.

      Личные  налоги в отличие от реальных учитывают  платежеспособность налогоплательщика; при их взимании объекты налогообложения   определяются  индивидуально  для   каждого плательщика с учетом предоставляемых ему льгот. В зависимости от объекта обложения различают следующие виды прямых личных налогов: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль, налог с наследств и дарений и др.

      Косвенными  налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой, по сути, надбавку к цене товара или услуги. К ним относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, предстает как ценообразующий фактор.

      Каждый  из этих видов налогов имеет свои достоинства и недостатки с точки зрения как государства, заинтересованного в получении налогов и поддержании экономической и социальной стабильности в обществе, так и плательщиков, не испытывающих особого удовольствия от уплаты налогов.

      Основным  преимуществом прямого налогообложения  является то, что прямые налоги - это  более определенный, твердый и  постоянный источник доходов бюджета, они в большей степени соразмеряются с платежеспособностью налогоплательщиков, расходы же на их взимание относительно невелики. К недостаткам можно отнести уклонение от уплаты налогов, уменьшение склонности к сбережениям и инвестициям при повышении налоговых ставок.

      Достоинства косвенных налогов связаны с  их скрытым характером. Многие люди их платят, даже не подозревая об этом, так как обычно в цене не указано, что в нее включен косвенный налог. С социально-политической точки зрения это очень важно.

      Благодаря косвенным налогам цены на товары с низкой себестоимостью можно поддерживать на экономически рациональном уровне, в том числе на уровне, позволяющем ограничивать потребление далеко не безвредных товаров. Так происходит с ценами на спиртные напитки, табачные изделия. Такие косвенные налоги, как таможенные пошлины, помогают государству влиять на национальных товаропроизводителей, защищая их от иностранных конкурентов и поощряя их выход на мировой рынок.

      Главный недостаток косвенных налогов заключается  в том, что они усиливают неравномерность распределения налогового бремени среди населения. Очевидно, что для богатой части населения повышение цены из-за включения в нее косвенного налога не столь ощутимо, как для бедной части. В этой связи нередко товары для бедных освобождаются от налогообложения, и наоборот, товары для богатых облагаются повышенными налогами. Другой недостаток косвенных налогов заключается в их инфляционном характере.

      Помимо  деления налогов на прямые и косвенные  бывают другие классификации.

      Так, например, различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

      В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

      Также, принята классификация налогов  в зависимости от уровня бюджетов, в которые они поступают. В  соответствии с этим критерием налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные.

      В глобальной налоговой системе все  доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.

      Кроме вышеназванных существуют и более подробные и развернутые налоговые классификации. В их основу закладывается одновременно несколько критериев. Пример такой классификации приведен в таблице 1.

      Таблица 1.                             

      Классификация налогов 

Признаки Виды налогов Признаки Виды налогов
По  субъекту

налогообло-

жения

•  с физических лиц

•  с юридических лиц

По объекту

налогоо6ло-

жения

• имущественные

• на потребление

• на доходы

• ресурсные (рент-

      ные)

По  способу

изъятия

• прямые

• косвенные

По способу

налогообло-

женин

• кадастровые

• у  источника

• по декларации

По  источнику уплаты • зарплата

• выручка

• доход  или прибыль

• себестоимость

• стоимость  имущества по кадастру и др.

По назначе-нию •  общие (без  привязки

к конкретному  рас-ходу)

• специальные        (целевые)

По  уровням

бюджетов, в

которые

поступают

налоги

• центральные   (фе-

деральные, рес-

публиканские)

• региональные

• местные

По методу

исчисления

• пропорциональные

• прогрессивные

• регрессивные

• твердые (в абсолют-

ных суммах)

• линейные

• ступенчатые

Информация о работе Сущность, виды и функции налогов