Сущность, виды и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и прочие. За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Налогообложение основывается на 15 социальных законах, законе о бюджете и налоговом кодексе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

1. Экономическая сущность налогов……………………………………………….3

2. Виды налогов ……………………………………………………………………..8

3. Основные функции налогов……………………………………………………...11

Заключение………..………………………………………………………………….15

Список литературы…………………………………………………………………..16

Работа содержит 1 файл

сущность и функции налогов.docx

— 57.23 Кб (Скачать)
 

3. Основные функции  налогов

      Функции налогообложения - это проявление его  сущности и свойств. В первую очередь, в налогах непосредственно реализуется их социальное назначение как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. На практическом уровне налогообложение выполняет несколько функций, в каждой из которых реализуется то или иное назначение налогов. Взаимодействуя между собой, эти функции образуют систему. Рассматривая современную систему налогообложения, разные авторы выделяют разные функции налогов. К числу основных функций налогов относятся:

      •   фискальная;

      •   распределительная (социальная);

      •   регулирующая;

      •   контрольная;

      •   поощрительная.

      Рассмотрим  эти функции более подробно, но будем иметь в виду, что указанное ниже разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

      3.1. Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными от фискальной.

      3.2. Распределительная функция (или как её ещё называют — перераспределительная) налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Результатом этого является изъятие части дохода у одних и передача ее другим. Примером реализации фискально-распределительной функции могут служить акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров, в первую очередь, на предметы роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения.

      Посредством налогов в государственном бюджете  концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

      С помощью налогов государство  перераспределяет часть прибыли  предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры,  на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

      Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

      3.3. Регулирующая функция. С развитием экономической системы возникла необходимость определённого корректирующего воздействия государства на макроэкономические параметры, что породило регулирующую (или распределительную) функцию налогов.

      Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

      Налоговое регулирование стало активно  практиковаться, начиная с 1930-х гг. XX в., в рамках кейнсианской экономической политики.

      Регулирующая  функция осуществляется через установление налогов и дифференциацию налоговых ставок. Налоговое регулирование оказывает стимулирующее или сдерживающее влияние на производство, инвестиции и платежеспособный спрос населения. Так, общее понижение налогов ведет к увеличению чистых прибылей, стимулирует хозяйственную деятельность, инвестиции и занятость. Повышение же налогов - обычный способ борьбы с «перегревом» рыночной конъюнктуры.

      Налоговое регулирование играет значительную роль и во внешнеэкономической деятельности. Изменение таможенных пошлин существенно влияет на внешнеторговый оборот. По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений. Регулирующая функция направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

      Стимулирующая подфункция направлена на поддержку  развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д. Такие льготы предоставляются, как правило, с условием их целевого использования налогоплательщиками в соответствии с экономической политикой государства.

      Налоговые льготы используются и для смягчения  социального неравенства. Таким  образом, через регулирующую функцию проявляется социальная функция налогов. Ее суть состоит в перераспределении доходов и богатства в обществе. Социальная функция предназначена обеспечивать и защищать конституционные права граждан. К числу конкретных механизмов реализации этой функции относятся: единый социальный налог, стандартные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты и др. показатели.

      Дестимулирующая подфункция, напротив, направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Это осуществляется путем введения повышенных ставок налогов (так, для казино до 2001 года была установлена ставка налога на прибыль в размере 90%), установления налога на вывоз капитала, повышенных таможенных пошлин, налога на имущество, акцизов и других.

      Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

      3.4. Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

      Через контрольную функцию налогообложения  выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

      3.5. Поощрительная функция. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

      Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

      В настоящее время налоговой системе  России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

      Суть  фискальной функции заключается  в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

      Выполнение  регулирующей и стимулирующей функций  достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

      Однако  между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие. 
 

Заключение

      Мы  рассмотрели сущность налогов, их виды и функции. И теперь в заключение работы, постараемся сделать некоторые  обобщения относительно изученной темы.

      Итак, применение налогов является одним  из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется доход и прибыль предприятия.

      Налоги  выражают обязанность всех юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

      Кроме того, являясь фактором перераспределения  национального дохода, налоги призваны:

      а) гасить возникающие "сбои" в системе  распределения;

      б)  заинтересовывать (или не заинтересовывать) людей в развитии той или иной формы деятельности.

      Сколько веков существует государство, столько  же существуют и налоги и столько  же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.

      Безусловно, налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже  потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны. 
 
 
 

      ЛИТЕРАТУРА

  1. Андриянов В.П., Щегрова В.Ф. Основы экономической теории. – М.: «ЮНИТИ», 2004, - 335с
  2. Борисов Е.Ф.Экономическая теория: Учеб. пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Юрайт-М», 2000, – 535с
  3. Бункина М.К., Семёнов А.М. Макроэкономика. – М.: Дело и сервис, 2003, – 544с
  4. Бугаян И.Р. Макроэкономика. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000, – 352с
  5. Иохин В.Я. Экономическая теория. – М.: Экономистъ, 2005, - 861с
  6. Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000, - 384с
  7. Караваева И.В. Налоговое регулирование рыночной экономики.           Учеб. пособие для вузов. – М.: «Юнити-дана», 2000, - 215с
  8. Кураков Л.П., Яковлев Г.Е. Курс экономической теории. – М.: «Гелио» АРВ, 2005, - 536с
  9. Курс экономики: Учеб./ Под ред. проф. F.А. Райзберга – М.: «Инфра – М»., 1999, - 305с
  10. Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 13-го англ. изд. – М.: «Инфра-М», 2001, - 974с
  11. Матвеев Т. Ю., Никулина И.Н. Основы экономической теории. – М.: «Дрофа», 2003, - 213с
  12. Миронова Т.Н. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие. – «Минск», 2002, - 304с
  13. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. Учебник для вузов.2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Книжный мир», 2000, - 592с
  14. Романенко И.В. Экономическая теория: Конспект лекций. – СПб: « Изд-во Михайлова В.А.», 2003, - 62с
  15. Седов В.В. Экономическая теория: В 3-х ч. Ч. 3. Макроэкономика: Учебное пособие. – Челябинск, 2002, - 214с
  16. Симкина Л.Г. Экономическая теория. Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер Принт, 2006,  – 384с
  17. Филлипов Н.И. Основы экономической теории. – Екатеренбург, 2001, - 131с
  18. Ходов В.Л. Налоги и налоговое регулирование экономики. – М.: «ТЕИС», 2003, - 254с
  19. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: учеб. Кн. 1 – 2-е издание – М.: Гуманит изд. Центр «ВЛАДОС», 1996, - 352с 

Информация о работе Сущность, виды и функции налогов