Сущности налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ.
В работе использованы не только теоретические работы, но и определенные законы, имеющие практическое значение и регламентирующие налоговую систему России.

Содержание

Введение
1. Налоги и их функции в экономике
1.1 Сущность и функции налогов
1.2 Способы взимания налогов
1.3 Виды налогов
2. Направления налоговой политики РФ
2.1 Налоговая система России
2.2 Направление налоговой политики на 2008-2010 гг.
2.3 Налоговый кодекс РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач_налоги.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Отдельно рассмотрим прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги.

По платежеспособности налоги классифицируют на прямые и косвенные.

Прямые налоги прямо взимаются с субъекта налога (подоходный налог, с населения, подоходный налог с предприятий, корпораций, организаций, налоги в фонд социального страхования и т.д.). Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

Прямые налоги подразделяются на реальные и личные.

Объектом налогообложения прямых налогов являются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, строения), стоимость которых определяется по кадастру и учитывает среднюю, а не действительную его доходность.

Разновидность реальных налогов зависят от того, какой вид имущества облагается налогом: земля, дом, промысел, ценные бумаги. Ставки реальных налогов обычно пропорциональные. В качестве налоговых льгот чаще всего применяются необлагаемый минимум и разные вычеты.

В развитых странах реальные налоги применяются, в основном, в системе местного налогообложения.

Поземельным налогом называется налог, падающий на владельца земли и имеющий в виде обложение дохода от земли. Объектом этого налога служит земля. Субъектом этого налога считается собственник земли. Источником этого налога является доход от земли, т.е. поземельная рента.

Поземельный налог - это один из налогов, существовавших с древнейших времен.

Во второй половине XIX века значение поземельного налога в доходах государства относительно уменьшилось в результате введения новых видов налога, но не утратило своего значения для бюджета.

Преимущество поземельного налога исходит из тех качеств, которыми обладает земля, и из ее значения в экономической и политической жизни. Землю, как объект обложения, нельзя утратить. Поэтому финансовая наука считала, что земля является самым лучшим объектом обложения. По общему правилу для всех налогов, поземельный налог должен падать на чистый доход с земли. Способы определения дохода с земли в разное время и в разных странах были разнообразны.

Еще один реальный налог – промысловый.

Объектом его являлся промысел, за исключением сельскохозяйственного. Это – налог на всякую хозяйственную деятельность в виде промысла, которая имело в виду получение дохода. Сюда относились промыслы в области промышленной переработки сырья, промыслы в области торговли и транспорта и разные виды свободных профессий. Сельскохозяйственный промысел не подвергался обложению промысловым налогом, прежде всего потому, что он облагался поземельным налогом. Субъектом промыслового налога явилось лицо, занимающееся каким-либо промыслом.

Более распространены личные прямые налоги – налоги на доход или имущество физических и юридических лиц, взимаемые или у источника дохода, или по декларации.

Они отличаются от реальных налогов тем, что при взимании налогов учитываются личные, или точнее сказать индивидуальные особенности каждого налогоплательщика. Во внимание принимается и состав семьи, и финансовое положение, и родственные связи, и особенности предприятия, если это касается юридического лица, что позволяет точнее определить сумму налога применительно к каждому индивидууму или предприятию.

Подоходный налог. Плательщиками подоходного налога являются физические лица (граждане Российской Федерации, граждане других государств и лица без гражданства), как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в РФ.

Объектом налогообложения у граждан, имеющих постоянное место жительства в РФ, является совокупный доход, полученный в календарном году на территории РФ, континентальном шельфе, в экономической зоне РФ и за пределами РФ как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходы граждан, не имеющих постоянного места жительства в РФ, подлежат обложению налогом, только если они получены из источников на территории РФ, континентальном шельфе и в экономической зоне РФ.

В состав совокупного дохода граждан также включаются суммы материальных и социальных благ, предоставляемых предприятиями, учреждениями и организациями персонально своим работникам. В состав совокупного дохода включается сумма стоимости имущества, распределяемого в пользу граждан при ликвидации предприятий и организаций.

В совокупный годовой доход не включаются:

1.государственные пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению;

2.все виды пенсий;

3.выходные пособия;

4.компенсационные выплаты работникам и т.д.

Граждане, доходы которых подлежат налогообложению на основании декларации о доходах и расходах обязаны:

1. вести учет полученных ими в течении календарного года доходов и произведенных расходов, связанных с получением этих доходов;

2. предоставлять налоговым органам декларации о доходах и расходах и т.д.

Налоговые органы обязаны проводить проверки правильности удержания подоходного налога и осуществления вычетов из облагаемого дохода, своевременности и полноты перечисления в бюджет удержанных сумм налога со всех предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также физических лиц.

Социальные налоги. В настоящее время понятие «социальный налог» существует лишь в проектах по совершенствованию налогообложения. На практике он представляет собой отчисление в социальные внебюджетные фонды: пенсионный (ПФ), социального страхования (ФСС), обязательного медицинского страхования (ФОМС), занятости (ФЗ).

С 1 января 2000 года вступил в силу новый закон РФ от 20.11.1999 197-ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования; Фонд занятости на 1997 год». Крайне негативно на положении нового Закона отреагировали предприниматели, у которых страховой взнос в ПФ вырос с 5% до 28%. Фермерских хозяйствам страховой взнос был установлен в размере 20,6%.

Однако не следует забывать о том, что предприниматели уплачивают подоходный налог с величины, уменьшенной на сумму страхового взноса в ПФ. Согласно указаниям администрации ПФ (письма от 20 марта 1997 года №ЕВ-09-11/2147 – ИН) не начисляются страховые взносы на суммы договоров купли-продажи, цены, аренды помещений, дарения и т.д.

Изменились условия уплаты страховых взносов в ПФ РФ для общественных организаций инвалидов. От уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров и т.д.

Страховые взносы начисляются на оплату труда всех работающих на предприятии лиц. Перечень освобождаемых от страховых взносов видов оплаты труда оставлен таким, каким он был утвержден 1990 г.

Налог на имущество предприятий Российской Федерации. Законом РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» указанный налог отнесен к налогам республик в составе России, краев, областей, автономных округов. Предусмотрено, что вся сумма платежей по налогу на имущество равными долями зачисляются в центральные бюджеты указанных административных образований и в районные, городские бюджеты по месту нахождения плательщиков.

Цели налога:

  • обеспечить центральные бюджеты регионов стабильными источниками для финансирования бюджетных расходов;
  • создать стимулы освобождения от излишнего, неиспользуемого имущества для предприятий и организаций.

Плательщиками налога на имущество являются все предприятия, учреждения и организации, в том числе с иностранными инвестициями, являющиеся юридическими лицами, а также филиалы указанных юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный счет.

От уплаты налога освобожден только узкий круг юридических лиц: бюджетные учреждения и организации, религиозные объединения и организации, предприятия и организации, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов, ЦБ РФ и его учреждения, инвестиционные фонды.

Объектом является имущество в его стоимостном выражении, находящиеся на балансе предприятия. В качестве объекта налогообложения принимается совокупность основных средств, материальных запасов, затрат и нематериальных активов.

К льготным видам имущества, находящимся на балансе предприятий, относятся:

  • ведомственное жилье;
  • объекты пожарной безопасности и охраны природы и т.д.

Уплата налога производится по квартальным расчетам в пятидневный срок со дня, установленного для предоставления бухгалтерского отчета за квартал, а по годовым расчетам – в десятидневный срок.

Налог на прибыль предприятий пришел на смену налогу с доходов кооператоров и нормативных отчислений в бюджет.

Налог на прибыль предприятий был введен с 1 января 1992 года. Он регулируется Законом Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций».

Субъектами налога на прибыль являются предприятия и организации (в том числе бюджетные), включая созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, а также международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Кроме того, плательщиками являются филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий и организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Следует иметь в виду, что не распространяется действие Закона о налоге на прибыль на предприятия, полностью принадлежащие иностранным инвесторам. В своей предпринимательской деятельности на территории РФ эти предприятия должны руководствоваться Законом Российской Федерации «О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц».

Полностью освобождены от налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм – по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции.

Объектом налогообложения является облагаемая налогом прибыль предприятий и организаций. На промышленном предприятий различают несколько показателей прибыли, а если к этому добавить и те, которые введены Законом о налоге на прибыль, то получается система показателей.

Показатели прибыли, имеющие отношение к расчету налогооблагаемой базы:

  • Балансовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов и иного имущества и от доходов от в нереализационных операций, уменьшенных на величину потерь от в нереализационных операций.
  • Валовая прибыль, отличающаяся от балансовой тем, что: для целей налогообложения прибыли используется несколько иной расчет при определении прибыли от реализации основных фондов, нематериальных активов, МБП, а также при проведении бартерных и других аналогичных операций;
  • Прибыль от реализации работ, услуг, продукции, определяемая как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
  • Прибыль от реализации основных фондов и иного имущества. При определении этой прибыли учитывается разница между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции.

Доходы от в нереализационных операций, в состав которых включаются доходы:

      полученные от долевого участия в деятельности других предприятий;

      от сдачи имущества в аренду;

      (дивиденды, проценты) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам принадлежащих предприятиям;

      (расходы) от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией, включая суммы, полученные и уплаченные в виде санкций и возмещения убытков;

      суммы, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности;

      налогооблагаемая прибыль;

      прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия, или чистая прибыль.

Льготы, предоставляемые по налогу на прибыль, можно разделить на пять групп, предусматривающих:

  • полное освобождение от уплаты налога на прибыль специализированных предприятий и организаций в части, полученной от осуществления их уставной деятельности;
  • понижение ставки налога на прибыль на 50% для предприятий, если инвалиды составляют не менее 50% от общего числа их работников;
  • освобождение от налогообложения только той части прибыли, которая направляется на осуществление определенных, установленных законом целей;
  • наряду с общими льготами для всех предприятий – предоставление специальных льгот предприятиям малого бизнеса;
  • разрешение для предприятий использовать так называемый «перенос убытков», что довольно широко применяется в мировой практике. Относительно к Российскому законодательству это означает, что для предприятий, получивших в предыдущем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих 5 лет.

Не облагается налогом прибыль:

  • религиозных объединений и предприятий;
  • общественных организаций инвалидов и находящихся в их собственности учреждений, предприятий;
  • специализированных протезно-ортопедических предприятий;
  • музеи, библиотеки, театры и т.д.

За отсутствие учета затрат на производство и прибыли или за ведение его с нарушениями установленного порядка, повлекшим за собой сокрытие или занижение прибыли за проверяемый налоговой инспекцией период, установлен штраф в размере 10% до начисленных сумм налога. За не предоставление документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога взимается штраф в размере 10% причитающихся к уплате по очередному сроку сумм налога.

Информация о работе Сущности налогов