Сущности налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 09:51, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и роли ее в экономике. Представляется необходимым охарактеризовать основные моменты налоговой системы РФ.
В работе использованы не только теоретические работы, но и определенные законы, имеющие практическое значение и регламентирующие налоговую систему России.

Содержание

Введение
1. Налоги и их функции в экономике
1.1 Сущность и функции налогов
1.2 Способы взимания налогов
1.3 Виды налогов
2. Направления налоговой политики РФ
2.1 Налоговая система России
2.2 Направление налоговой политики на 2008-2010 гг.
2.3 Налоговый кодекс РФ
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач_налоги.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду. Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.

В то же время регулирующая функция налогов действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.

Контрольная функция. Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Путем денежной оценки сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками.

Через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику государства.

Поощрительная функция. Порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам ВОВ, Героям Советского Союза, Героям России и другие). Эта функция представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства. Из налогооблагаемого дохода физических лиц делаются вычеты на содержание детей и иждивенцев, в связи со строительством или приобретением жилья, осуществлением благотворительной деятельности. Согласно части второй Налогового кодекса РФ налогооблагаемый доход будет снижаться в связи с другими социальными расходами: платным обучением детей, покупкой лекарств.

Функции налогов неразрывно связаны друг с другом. Так, например, реализация фискальной функции позволяет удовлетворять общественные (коллективные) потребности. Посредством регулирующей и социальной функций создаются противовесы излишнему фискальному бремени, то есть формируются социально-экономические механизмы, обеспечивающие баланс корпоративных, личных и государственных экономических интересов.

В настоящее время налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию заложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.

Суть фискальной функции заключается в обеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней для покрытия государственных расходов. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, что стимулирующая и регулирующая функции менее важны.

Выполнение регулирующей и стимулирующей функций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе, но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособного спроса населения.

Однако между стимулирующей и регулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действие ориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. на макроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближена к микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта. Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос и предложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства в целом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается через изменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговых кредитов и отсрочек платежей, а также другие.

 

1.2 Способы взимания налогов

 

В налоговой практике существует три способа взимания налогов.

Первый способ – кадастровый – предлагает использование кадастра. Кадастр это реестр, который содержит перечень типичных объектов (земли, доходов), классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся: при поземельном налоге – размер участка, количество скота, удалённость от транспортных путей рынка; при домовом – количество окон, дверей, труб, характер постройки; при промысловом - численность рабочих, количество станков и т. д. Средняя доходность объекта, базирующаяся на этих признаках, значительно отклоняется от действительной. Существуют поземельный, по домовой, промысловый кадастры. Данный способ имеет в значительной мере исторический характер. Он применяется при слабом развитии налогового аппарата.

При втором способе налог удерживается бухгалтерией того юридического лица, которое выплачивает доход субъекту налога (у источника дохода). Таким путём выплачивается налог с заработной платы. Налог удерживается посредником – сборщиком до получения дохода субъектом, что снижает возможность уклонения его от уплаты налога.

Третий способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, то есть официального заявления о получаемых им доходах.

 

1.3 Виды налогов

 

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налоги и сборы Российской Федерации подразделяются на федеральные, региональные и местные. Сравнительный перечень налогов по Закону РФ «Об основах налоговой системы РФ» и по НК РФ представлен в таблице 1.

 

Таблица 1. Перечень налогов и сборов РФ.[7]

По Закону «Об основах налоговой системы РФ»(отменен с 01.01.2005 г.)

По Налоговому кодексу РФ (вступил в силу с 01.01.2005 г.)

Федеральные налоги

Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость

Акцизы

Акцизы

Налог на доходы физических лиц

Налог на доходы физических лиц

Единый социальный налог

Единый социальный налог

Налог на операции с ценными бумагами

Налог на прибыль организаций

Таможенная пошлина

Налог на добычу полезных ископаемых

Платежи за пользование природными ресурсами

Налог на наследование и дарение (отменен с 1янв 2006г.)

Налог на прибыль организаций

Водный налог

Государственная пошлина

Сбор за право пользования объектами

Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения

животного мира и водными, биологическими ресурсами

Сбор за использование наименований «Россия»

Государственная пошлина

«Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний

 

Плата за пользование водными объектами

 

Сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции

 

Налог на добычу полезных ископаемых

 

Сбор за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

 

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

Налог на имущество организаций

Лесной доход

Транспортный налог

Транспортный налог

Налог на игорный бизнес

Налог на игорный бизнес

 

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц

Земельный налог

Земельный налог

Налог на имущество физических лиц

Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью

 

Налог на рекламу

 


 

Как видно, перечни налогов различаются, и в соответствии с НК РФ, в редакции, действующей с 1 января 2005 г., количество налогов сокращается с 23 до 15. Здесь следует напомнить, что в момент вступления в силу Закона РФ «Об основах налоговой системы РФ» в 1992 г. число налогов значительно превышало цифру 40. В первоначальной редакции НК РФ предполагалось установить 28 налогов и сборов. Таким образом, реализована важнейшая задача налоговой реформы — сокращение налогового бремени.

Анализ таблицы 1 свидетельствует, что в структуре налоговой системы России на современном этапе её развития насчитывается 14 видов налогов и сборов, в том числе 9 – федеральных, 3 – региональных и 2 – местных.

- Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ как обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации и включают в себя:

1) налог на добавленную стоимость: относится к косвенным и регулирующим видам налогов, выполняющим фискальную функцию, и используется в целях регулирования доходной базы региональных и местных бюджетов посредством механизма бюджетных трансфертов;

2) акцизы: косвенные вид налога, включаемый в цену товара, которым облагается установленный законом перечень наиболее необходимых и ходовых в пользовании товаров;

3) налог на доходы физических лиц и единый социальный налог: являются прямым видом налогов, изымаются из части вновь созданной стоимости и распределяется в пользу граждан;

4) налог на прибыль (доход) организаций: относится к прямым и регулирующим видам налогов. Объектом обложения налогом является валовая прибыль организации от реализации продукции, товаров, основных средств, имущества и доходы от в нереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям. В прибыль не включаются суммы всех видов налогов и акцизов, затраты на производство товаров, на подготовку и освоение производства, переподготовку кадров и другие виды затрат;

5) налог на добычу полезных ископаемых: является прямым видом налога, взимаемым с организаций и индивидуальных предпринимателей, ведущих добычу полезных ископаемых в виде сборов за выдачу лицензии, платы за пользование недрами.

6)водный налог: налогоплательщика являются организации и индивидуальные предприниматели, непосредственно пользующиеся водными объектами с применением сооружений, технических средств и устройств;

7)сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами: является прямым видом налога, который уплачивают организации, индивидуальные предприниматели или физические лица за право пользования объектами животного мира и водными ресурсами;

8)государственная пошлина: уплачивается при обращении юридических и физических лиц в суды, в государственные нотариальные конторы, в ЗАГСы, ГИБДД и другие организации.

- Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения (в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ): налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Региональные налоги включают в себя 3 вида налогов:

1) налоги на имущество организаций: являются прямым видом налога, характеризующим обложение налогом активов предприятий в целях стимулирования эффективности использования основных и оборотных средств.

2)транспортный налог: налогоплательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, являющиеся собственниками транспортных средств (автомобилей, мотоциклов, автобусов) и иных самоходных машин и механизмов.

3) налог на игорный бизнес: налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие экономическую деятельность в сфере игорного бизнеса.

- Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ. Особые налоговые полномочия Москвы и Санкт-Петербурга в части местных налогов продиктованы необходимостью сохранения единства городского хозяйства. К местным налогам относятся:

1)земельный налог: прямой вид налога, который уплачивают собственники земли, землевладельцы и землепользователи в виде земельного налога и арендной платы;

2)налог на имущество физических лиц: налогоплательщиками на имущество физических лиц являются физические лица – собственники имущества, признанного законодательством объектом налогообложения.

Перечень налогов России является закрытым. Иначе говоря, никакой орган власти, за исключением Федерального собрания РФ, не может изменить перечень налогов и ввести налог (сбор), не предусмотренный перечнем.

В общем виде структуру налогов, уплачиваемых предприятиями, можно представить в виде следующей схемы.

Информация о работе Сущности налогов