Сущность и функции налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2012 в 10:21, курс лекций

Описание работы

Наша планета Земля поделена на территории окруженные границами. На каждой из этих территорий существует уникальная система общественных взаимо-отношений, называемая государством. Государство необходимо для обеспечения целостности его территории и безопасности членов общества. Источники опасности могут находиться как внутри территории, так и вне её. Историческое развитие государства как фактора обеспечения безопасности общества привело к необходимости управления экономическими и общественными отношениями.
Функциями государства называются основные направления его деятельности и они разделяются на внешние и внутренние.
Внешние функции современного государства состоят в следующем.
Обеспечение безопасности, защита территориальной целостности и суверенитета государства;

Работа содержит 1 файл

Курс Налоги 2009.doc

— 680.50 Кб (Скачать)


НАЛОГИ И  НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

конспект  лекций

Положенцев  В.И.

1. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Наша планета  Земля поделена на территории окруженные границами. На каждой из этих территорий существует уникальная система общественных взаимо-отношений, называемая государством. Государство необходимо для обеспечения целостности его территории и безопасности членов общества. Источники опасности могут находиться как внутри территории, так и вне её. Историческое развитие государства как фактора обеспечения безопасности общества привело к необходимости  управления экономическими и общественными отношениями.

Функциями государства  называются основные направления его  деятельности и они разделяются на внешние и внутренние.

Внешние функции современного государства состоят в следующем.

Обеспечение безопасности, защита территориальной целостности и суверенитета государства;

Поддержание мирового порядка путём участия в развитии системы международных отношений;

Взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами.

Внутренние функции государства.

  1. Обеспечение:
      • правопорядка путём установления правовых норм и охраны прав и свобод человека;
      • контроля над исполнением законов;
      • политической стабильности и решения задач развития общества;
      • социальной справедливости;
      • общего и профессионального образования всех слоев общества;
      • условий для удовлетворения культурных запросов людей;
      • здоровой среды обитания.
  1. Организация:
  • медицинского обслуживания населения;
  • пенсионного обеспечения.
  1. Координация и регулирование экономических процессов.
  1. Развитие инфраструктуры на территории страны.
  2. Поддержка муниципального жилищного строительства, системы общественного транспорта.
  3. Установление режима природопользования;

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ НАЛОГОВ

Социально-экономическая  сущность и функции налогов определяются тем, что для обеспечения функций государства и существования государственного аппарата, реализующего эти функции, необходимы материальные средства. Эти средства образуются путём изъятия части собственности граждан и организаций и называются налогами.

Главным доходом государства остаются налоги. Бюджеты развитых стран, в том числе и России, состоят из налоговых поступлений на 80 – 90%.

Налоговой нагрузкой называется отношение общей суммы налогов налогоплательщика за определённый период к сумме его доходов за тот же период. Чем меньше налоговая нагрузка на бизнес, тем успешнее он развивается при условии обеспечения прав, свобод и соответствующей инфраструктуры.

Собираемость  налогов определяет соотношение суммы действительных налоговых поступлений к тому, что налогоплательщики должны были заплатить. Есть государства, где собираемость налогов составляет 90 – 92% расчётной суммы. В некоторых европейских и латиноамериканских странах этот показатель намного ниже.

ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Фискальная функция (фиск - государственная казна) состоит в бюджетном финансировании:

  • правоохранительных органов;
  • государственного аппарата;
  • обороноспособности;
  • обслуживания внешнего и внутреннего долга страны;
  • природоохранных мероприятий;
  • создания инфраструктуры и благоустройства территорий;
  • социальных нужд населения.

Регулирующая функция заключается в стимулировании развития или принудительном сдерживании отдельных отраслей экономики и регионов государства. Путём изменения налогового законодательства государство влияет на экономическую активность налогоплательщиков.

Регулирующая  функция проявляется через:

  • изменение ставок налогов;
  • установление льгот для отдельных категорий налогоплательщиков.

Регулирующая  функция влияет на:

  • условия развития бизнеса;
  • внешнеэкономическую деятельность;
  • инфляцию;
  • привлечение капитала в отсталые регионы;
  • вытеснение промышленного производства из мегаполисов;
  • демографическую ситуацию.

Социальная функция состоит в перераспределении общественных доходов между обеспеченными и малообеспеченными слоями населения, для поддержания гарантий социальной стабильности общества.

НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Налоговая политика обеспечивает выполнение налоговых функций.

Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики.

Задачи  налоговой политики:

  1. обеспечение государства финансовыми ресурсами;
  2. создание условий для регулирования экономики;
  3. сглаживание условий доходов населения.

 

Типы  налоговой политики.

  1. Максимальные налоги. Приводят к стагнации производства и, как следствие, доходы бюджета государства не растут.
  2. Разумные налоги. Способствуют развитию предпринимательства и невозможны без ограничения социальных программ.
  3. Высокий уровень налогов и высокий уровень социальной защиты. Рост производства возможен только при развитых общественных отношениях и достижении консенсуса между различными классами государства.

Существует  предельный уровень налогообложения (по некоторым оценкам не более 40% от дохода), превышение которого фактически подрывает производственно-хозяйственную деятельность предприятий, сужает налогооблагаемую базу.

Российская  федерация (РФ) относится к категории  стран с развивающейся налоговой политикой. За короткое время существования РФ на различных этапах строительства государства использовались все основные виды налоговой политики и их комбинации.

В РФ налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти.

Органом, ответственным за проведение единой налоговой политики на территории РФ, является Минфин РФ, а за её выработку и осуществление – Министерство по налогам и сборам РФ (далее МНС РФ).

Основные направления развития налоговой политики в РФ:

  • снижение налоговой нагрузки путём отмены неэффективных налогов;
  • выравнивание условий налогообложения путём отмены всех необоснованных льгот, устранение деформаций в правилах определения налоговой базы по отдельным налогам;
  • упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов.

Налоговая политика в РФ будет изменяться вслед за изменением государственных приоритетов стимулирования отдельных видов деятельности, производства, экспорта и импорта продукции. Функции налогов можно успешно реализовать только при соответствующем построении налоговой системы.

2. СИСТЕМА НАЛОГОВ И СБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

СИСТЕМА НАЛОГОВ  И СБОРОВ

Налоговый Кодекс (НК) устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

2) основания возникновения  (изменения, прекращения) и порядок  исполнения обязанностей по уплате  налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения  действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

ПОНЯТИЯ НАЛОГ И СБОР

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ

Каждое  лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Налоги и сборы должны иметь  экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

Акты законодательства о налогах  и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Акты  законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Изменения в налоговом законодательстве могут иметь обратную силу (вступать в действие с начала налогового периода, в котором опубликованы) если они улучшают положение налогоплательщика.

 

Участниками налоговых отношений, регулируемых налоговым законодательством,  являются:

1) организации и физические лица – плательщики сборов;

2) организации и физические лица налоговые агенты;

3) налоговые органы;

4) таможенные органы.

КЛАССИФИКАЦИЯ НАЛОГОВ

В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Федеральными  налоги и сборы установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные  налоги установлены НК и законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Местные налоги установлены НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) страховые сборы;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

7) водный налог;

8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

9) государственная пошлина.

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

К местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

ЭЛЕМЕНТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Налог считается  установленным лишь в том случае, когда определены элементы налогообложения, а именно:

налогоплательщик;

объект налогообложения;

налоговая база;

налоговый период;

налоговая ставка;

порядок исчисления налога;

порядок и  сроки уплаты налога.

Могут также предусматриваться налоговые льготы.

 

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.

Информация о работе Сущность и функции налогов