Связь налогового и бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование роли бухгалтерского (финансового) и налогового учета в управлении организацией.
Задачи курсовой работы:
Раскрыть особенности организации финансового учета;
Охарактеризовать основные принципы финансового учета;
Рассмотреть сущность налогового учета и его роль в управлении организацией
Показать основные направления развития организации финансового и налогового учета в РФ.

Содержание

Введение 2
1.1 Развитие бухгалтерского учета и его значение 4
1.2 Развитие и становление налогового учета 7
2 Организация бухгалтерского и налогового учета в России 14
2.1 Роль бухгалтерского учета в управлении организацией 14
2.2 Значение и задачи налогового учета 19
Заключение 25
Список использованной литературы 28

Работа содержит 1 файл

Копия Бухгалтерский и налоговый учет.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

    То  же самое произошло в отношении  счетов Федерального казна- 
чейства - счетов, открытых территориальными органами Федерального 
казначейства, предназначенных для учета поступлений и их распреде- 
ления между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в 
соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 
Налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать со- 
хранность данных бухгалтерского и налогового учета и других докумен- 
тов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе доку- 
ментов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов 
(для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату 
(удержание) налогов.

    Налоговые органы обязаны принимать решения  о возврате налого- 
плательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне 
уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, 
направлять оформленные на основании этих решений поручения соот- 
ветствующим территориальным органам Федерального казначейства для 
исполнения и осуществления зачета сумм излишне уплаченных или из- 
лишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, преду- 
смотренном НК РФ. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных нало- 
гов и сборов, региональных и местных налогов производится по соот- 
ветствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Территориальный орган Феде- 
рального казначейства, осуществивший возврат суммы излишне упла- 
ченного налога, уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме воз- 
вращенных налогоплательщику денежных средств. В случае, если преду- 
смотренные п. 10 ст. 78 НК РФ проценты уплачены налогоплательщику 
не в полном объеме, налоговый орган принимает решение о возврате ос- 
тавшейся суммы процентов, рассчитанной исходя из даты фактического 
возврата налогоплательщику сумм излишне уплаченного налога, в тече- 
ние трех дней со дня получения уведомления территориального органа 
Федерального казначейства о дате возврата и о сумме возвращенных на- 
логоплательщику денежных средств.

    До  истечения срока, установленного абзацем  первым указанного 
пункта, поручение на возврат оставшейся суммы процентов, оформлен- 
ное на основании решения налогового органа о возврате этой суммы, 
подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган 
Федерального казначейства для осуществления возврата.

    Налоговый  учет получит дальнейшее развитие в XXI в. Это продиктовано условиями экономической жизни, ее проблемами. И то, что на сегодня сложилось множество его трактовок, только подчеркивает значимость нового направления.

    С началом XXI в. гармонизация национальных учетных систем сменяется конвергенцией, под которой понимают совместную разработку международных и национальных стандартов странами, гармонизировавшими свои учетные системы на основе единых принципов. Результатом этого процесса служит построение более дифференцированной и жесткой системы международного учета, снижение вариативности допускаемых ею методик учета.

2 Организация бухгалтерского и налогового учета в России

2.1 Роль бухгалтерского  учета в управлении  организацией

 

     С позиции экономики учет обычно рассматривается  как процесс подготовки информации о предприятии, которая может  быть полезной для принятия управленческих решений по распределению и эффективному использованию имеющихся ресурсов5. Результативная информация, применяемая в рамках бухгалтерского учета, ориентирована прежде всего на пользователей:

       а) внутренние пользователи: дирекция, бухгалтер, производственные и другие службы предприятия;

       б) заинтересованные пользователи: собственники предприятия, владельцы акций предприятия;

       в) сторонние пользователи: налоговая  инспекция, банк, кредиторы.

       Физические  и юридические лица, желающие вложить  имеющиеся у них ресурсы в  тот или иной бизнес, могут выбрать  сферу приложения своего капитала, основываясь прежде всего на финансовой отчетности. Бухгалтерский учет существует именно потому, что выполняет свое предназначение - поставляет информацию. И чтобы эта информация представляла интерес для пользователей, она должна быть достоверной, заслуживающей доверия, отвечающей их потребностям6.

     В настоящее время под бухгалтерским  учетом понимается процесс записи, классификации и суммирования определенным образом в денежном выражении  тех взаимодействий и событий, которые  имеют отношение к финансам, а  также интерпретация их результатов7. Строго говоря, бухгалтерский учет - это сплошное, непрерывное, взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия на основании документов, в различных измерителях.

     Регулирование бухгалтерского учета следует рассматривать  с точки зрения мировых моделей учета:

  • континентальная модель - регулирование учета и его развитие регламентируется законодательными актами государства;
  • британо-американская модель - доминирующую роль в разработке и установлении стандартов и правил ведения учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы (профессиональные организации бухгалтеров и аудиторов)8.

    В 90-е годы ХХ века Российская учетная  система характеризовалась доминированием государственного регулирования учета  и отчетности, направленностью учета  на фискальные цели, незначительной ролью профессиональных организаций в регулировании учета (близко к континентальной модели).

    В настоящее время ситуация изменилась, совершенствование законодательной  базы учета проводится с привлечением объединений профессиональных бухгалтеров и аудиторов (характерно для британо-американской модели), но все же регулирование бухгалтерского учета производится нормативными актами государства.

    Основными целями законодательства РФ о бухгалтерском  учете являются: обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями; составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организаций и их доходах и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности (ст.3 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете).

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся  к бухгалтерскому учету. С момента введения в действие Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» можно по сути дела говорить о начале формирования подотрасли права - системы законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности. Принятие Закона способствовало «уравниванию в правах» норм бухгалтерского учета с нормами других отраслей права, повышению статуса норм бухгалтерского учета, поставило бухгалтерский учет на одну ступень с налогообложением, которое изначально формировалось на основе федеральных законов.

    Нынешняя  система нормативного регулирования  бухгалтерского учета состоит из четырех уровней, на каждом из которых  регулирование осуществляется наделенными  соответствующими полномочиями организациями (Табл. 1)9.

                                                                Таблица 1

    Система нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Уровни  нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
I уровень Законодательные акты, Указы Президента, Постановления  Правительства РФ
II уровень Национальные  стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ)
III уровень Методические  рекомендации (указания), инструкции
IV уровень Рабочие документы  по бухгалтерскому учету самой организации

 

    Первый  уровень системы составляют законодательные  акты, которые принимаются Государственной Думой, указы Президента Российской Федерации и постановления правительства, регламентирующие прямо или косвенно постановку бухгалтерского учета в организации.

    Второй  уровень системы составляют национальные стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающие принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета отдельных объектов и на отдельных его участках, возможные  бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.

    Третий  уровень объединяет документы рекомендательного  характера: методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные документы. Подготавливаются и утверждаются они федеральными органами, министерствами, другими органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитии документов первого и второго уровня. Сюда относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкций по их применению.

    Четвертый уровень системы составляют так  называемые рабочие документы организаций, в которых на основе общеустановленных  правил и принципов они формируют свою учетную политику, свои подходы к раскрытию бухгалтерской информации в отчетах, представляемых заинтересованным пользователям.

   Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, а также филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

   Граждане, осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.

   Основными задачами бухгалтерского учета являются10:

   формирование  полной и достоверной информации о деятельности организации и  ее имущественном положении, необходимой  внутренним пользователям бухгалтерской отчетности, — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

   обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

   предотвращение  отрицательных результатов хозяйственной  деятельности организации и выявление  внутрихозяйственных резервов обеспечения  ее финансовой устойчивости

     Определяя теоретическую концепцию, можно  сказать, что финансовый и бухгалтерский  учет необходим для исчисления результатов  хозяйственной деятельности отдельно взятого предприятия. Методы такого исчисления могут быть различными. Поскольку большинство стран, в том числе и Россия, считают необходимым облагать прибыль налогом, а для целей фиска (налоговых служб) сумма полученной предприятием прибыли принципиально важна, то государством вводятся определенные ограничения на выбор в методологии учета ее исчисления. Можно сказать, что учет, основанный на жестко регламентированной государством системе регистрации хозяйственных операций, хранения учетной документации, анализа, интерпретации и использования информации для целей фиска, есть бухгалтерский учет. Но собственники, администрация любого функционирующего предприятия, кредиторы, инвесторы также оценивают успешность работы компании по величине полученной прибыли. Однако у администрации или у собственников могут быть свои цели, и они не всегда совпадают с целями налоговых служб. Поэтому для исчисления хозяйственного результата в этом случае администрация может выбрать иные приемы (иные методы амортизации, своеобразные приемы калькулирования готовой продукции и услуг и др.) и организовать помимо бухгалтерского учета свой финансовый учет. Прибыль, исчисленная по данным финансового учета, не совпадает с ее величиной, показанной в бухгалтерском учете. Это не фальсификация данных, как иногда полагают наши налоговые службы, а сознательный открытый подход к достижению различных целей — исчисление налогооблагаемых сумм и оценка администрацией результатов своей работы. Финансовый учет не является суррогатным заменителем бухгалтерского учета, хотя и бухгалтерский и финансовый учет базируются на основных международных и российских стандартах учета. Помимо основной задачи финансового учета, а это получение и обобщение адекватной экономической информации о деятельности компании, группы компаний или холдинговых структур, вне зависимости от рода деятельности, финансовый учет интересует еще и выявление тенденций на основе обрабатываемой им информации и эффект различных альтернатив, что не свойственно бухгалтерскому учету в принципе.

Информация о работе Связь налогового и бухгалтерского учета