Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 11:48, курсовая работа
Налог по своей экономической сущности представляет собой принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества  и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных  расходов и решения государственных  задач.[10, с.6]
С помощью  налогов через бюджет и установленные  законом внебюджетные фонды государство  перераспределяет финансовые ресурсы  из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение
налоговых доходов бюджета;
физических 
лиц, налога на имущество и другие) 
в общей сумме налоговых 
Для определения роли и места прямых налогов в доходах федерального бюджета рассмотрим доходную часть федерального бюджета РФ. Основные характеристики доходной части федерального бюджета РФ в 2008-2010 гг. представлены в таблице 2, составленной на основе федеральных законов об исполнении федерального бюджета на соответствующий год. [18]
Таблица 2
Укрупненная структура доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг. в млн. руб.
| Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 
| сумма | сумма | сумма | |
| Доходы федерального бюджета всего | 9275931,31 | 7336772,96 | 8305414,37 | 
| Налоговые доходы | 5231785,21 | 3895641,85 | 4515159,24 | 
| Неналоговые доходы | 4042792,72 | 3433556,65 | 3782730,93 | 
| Безвозмездные поступления | 1353,38 | 7574,46 | 7524,2 | 
По данным таблицы видно, что за рассматриваемый период сумма налоговых доходов превышала сумму неналоговых доходов. Однако, в 2009 году наблюдается резкое снижение налоговых доходов с 5231785 млн. руб. в 2008 году до 3895641,85 млн. руб. в 2009 году, что связано с последствиями экономического кризиса.
Динамику роста доходной части федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг. представим на рисунке 1.
Рисунок 
1. Динамика роста налоговых и 
неналоговых доходов 
Динамика 
изменения поступлений доходов 
федерального бюджета за 2008-2010 гг. показывает, 
что наибольшее поступление налоговых 
и неналоговых доходов в 
Более подробно остановимся на изучении поступлений прямых и косвенных налогов в общем объеме налоговых доходов федерального бюджета РФ. В таблице 3 представлена укрупненная структура поступлений прямых и косвенных налогов в доходы федерального бюджета за 2008-2010 года. [18]
Из таблицы 
3 видно, что структура налоговых 
доходов федерального бюджета РФ 
за 2009 и 2010 гг. характеризуется незначительным 
преобладанием косвенных 
Детально остановимся на составе и структуре налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010гг. и представим данные в таблице 4. [18]
Таблица 3
Укрупненная структура налоговых доходов федерального бюджета за 2008-2010 года в млн. руб.
| Показатель | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 
| Всего налоговые доходы, в т.ч. | 5231785,21 | 3895641,85 | 4515159,24 | 
| Прямые налоги | 2939090,99 | 1744136,96 | 1726464,78 | 
| Косвенные налоги | 2292694,22 | 2151504,89 | 2788694,46 | 
Таблица 4
Состав и структура налоговых доходов федерального бюджета РФ за 2008-2010 гг. в млн. руб.
| Наименование доходов | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 
| Всего налоговых доходов, в т.ч. | 5231785,21 | 3895641,85 | 4515159,24 | 
| Прямые налоги, в т.ч. | 2939090,99 | 1744136,96 | 1726464,78 | 
| Налог на прибыль, доходы | 761128,76 | 195419,82 | 255026,14 | 
| Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1637515,10 | 1006261,32 | 1408315,53 | 
| Государственная пошлина | 33679,53 | 32681,08 | 63123,11 | 
| Косвенные налоги, в т. ч. | 2292694,22 | 2151504,89 | 2788694,46 | 
| НДС | 2132202,96 | 2049963,22 | 2498263,84 | 
| Акцизы | 160491,26 | 101541,67 | 290430,62 | 
Структуру налоговых доходов за 2010 год наглядно продемонстрируем в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.
Таким образом, проведенный анализ общих доходов федерального бюджета за 2008-2010 гг. показал, что налоговые доходы федерального бюджета превышают неналоговые доходы бюджета. В тоже время можно отметить, что в связи с последствиями финансово-экономического кризиса в 2009 году наблюдается значительное снижение доходов бюджета, это связано с уменьшением поступлений как по налоговым, так и неналоговым доходам. По сравнению с 2008 г. доходы федерального бюджета в 2010 г. снизились на 970516,94 млн. руб.
Рисунок 2. Структура налоговых доходов федерального бюджета за 2010 год
Налоговые доходы бюджета представлены достаточно большим количеством прямых налогов. Среди них наибольшую долю в налоговых доходах федерального бюджета занимают налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами – 31%, налог на прибыль, доходы – 6%, государственная пошлина – 1%.
2.2 Динамика прямых налоговых поступлений в бюджет Курской области за 2008-2010 года.
Налоговые поступления играют решающую роль в формировании доходной базы, как консолидированного бюджета Российской Федерации, так и бюджетов всех уровней.
Первоочередной задачей использования бюджета является наполнение его доходной части. В связи с этим, должно обеспечиваться не только поступление доходов в бюджет в полном объеме, но и их ритмичное поступление, позволяющее осуществлять непрерывное финансирование расходов. Поэтому выработка эффективного налогово-бюджетного механизма распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы приобретает весьма важное значение как для подъема экономики в целом и каждого района в частности, так и для обеспечения финансовыми ресурсами социальных потребностей общества.[11, с.28]
С 1 января 2009 года каждое поселение утверждает и исполняет свой бюджет, то есть на местах встала принципиально новая задача – самостоятельно зарабатывать средства в виде налоговых и неналоговых доходов для финансирования собственных бюджетных расходов.
Подкрепляя самостоятельность поселений, государство на постоянной основе закрепило, что их в бюджеты должны поступать:
Естественно, 
в новых условиях перед руководителями 
и финансовыми службами поселений, 
муниципальных образований 
В 2010 году, по данным Управления Федеральной налоговой службы по Курской области, от налогоплательщиков, уплачивающих налоги, сборы и иные обязательные платежи поступило в консолидированный бюджет РФ 27988,1 млн. руб., из них в доходы федерального бюджета 6203,3 млн. руб. (22,2%), областного бюджета 16777,4 млн. руб. (59,9%), муниципальных бюджетов 5008,1 млн. руб. (17,9%).[19]
 Доходы 
областного бюджета без учета 
безвозмездных поступлений за 2010 
год составили 19455,1 млн. руб., или 
66,1% от общего объема доходов 
областного бюджета, их доля 
существенно увеличилась 
Рисунок 3. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов областного бюджета 2008-2010 годов.
В структуре налоговых неналоговых доходов основной объем продолжает поступать от налога на прибыль организаций 7455,5 млн. руб. или 38,3%, от налога на доходы физических лиц 4657,3 млн. руб. или 23,9%, налогов на имущество – 2779,5 млн. руб. или 14,3% и акцизов 2723,9 млн. руб. или 14,0%.[19]
В целом налоговые и неналоговые доходы выполнены в сумме 19455,1 млн. руб. или на 104,6% от планового значения (с учетом изменений бюджета). Перевыполнение плановых годовых назначений 2010 года сложилось по большинству видов доходов, что видно в приведенной таблице.
Изменения в Закон «Об областном бюджете на 2010 год» вносились пять раз, и плановый объем налоговых и неналоговых доходов был увеличен с 14735,2 млн. руб. до 18606,4 млн. руб. или 26,3%.[22]
Таблица 5
Структура 
доходов бюджета Курской 
| Наименование доходов | Плановые назначения по Закону «Об областном бюджете на 2010 год» от 11.12.2009 г. № 118-ЗКО | Фактическое использование согласно отчету об исполнении бюджета за 2010 год | Исполнено % к 2009 году | 
| Налоговые и неналоговые доходы | 18606,4 | 19455,1 | 141,2 | 
| Налоги на прибыль, доходы, в т.ч. | 11297,4 | 12112,8 | 143,7 | 
| Налог на прибыль организаций | 6725,2 | 7455,5 | 177,8 | 
| Налог на доходы физических лиц | 4572,2 | 4657,3 | 110,0 | 
| Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 2708,0 | 2723,9 | 184,8 | 
| Налоги на совокупный доход | 639,2 | 653,9 | 118,5 | 
| Налоги на имущество | 2786,1 | 2779,5 | 116,4 | 
| Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 179,9 | 181,1 | 128,7 | 
| Государственная пошлина | 2,1 | 2,3 | 1295,2 | 
Таблица 6
Поступление основных видов доходов в областной бюджет в 2008-2010 годах в млн. руб.
| Наименование доходов | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2010 год в % к 2009 году | 
| Налоговые и неналоговые доходы | 17288,5 | 13779,7 | 19455,1 | 141,2 | 
| Налог на прибыль организаций | 7940,2 | 4193,1 | 7455,5 | 177,8 | 
| Налог на доходы физических лиц | 4311,8 | 4234,3 | 4657,3 | 110,0 | 
Продолжение таблицы 6
| Наименование доходов | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2010 год в % к 2009 году | 
| Акцизы | 1108,7 | 1474 | 2723,9 | 184,8 | 
| Налоги на имущество | 2133,8 | 2387,1 | 2779,5 | 116,4 | 
| Доходы от использования имущества | 205,9 | 152 | 162,5 | 106,9 | 
| Платные услуги и компенсации затрат государства | 649 | 675,6 | 773 | 114,4 | 
| Прочие налоговые и  | 939 | 663,7 | 903,4 | 136,1 | 
Можно отметить, 
практически по всем значительным видам 
налоговых и неналоговых 
2.3 Оценка 
результатов деятельности 
Целью налогового 
контроля является выявление и пресечение 
налоговых правонарушений и преступлений. 
Он является инструментом, позволяющим 
пополнить бюджет путем доначисления 
налогов и сборов. В этом заключается 
его необходимость и важность. 
Налоговые органы в ходе работы обязаны 
постоянно вести строгую 
Информация о работе Теоретические основы прямых налогов как источника доходов бюджетов всех уровней