Теоретические основы прямых налогов как источника доходов бюджетов всех уровней

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание работы

Налог по своей экономической сущности представляет собой принудительный сбор, платеж, взимаемый государством с имущества и доходов хозяйствующих субъектов, физических лиц для покрытия государственных расходов и решения государственных задач.[10, с.6]
С помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение

Работа содержит 1 файл

курсовая Мусликовой.docx

— 69.76 Кб (Скачать)

Камеральные налоговые проверки являются одной  из наиболее эффективных форм осуществления  налогового контроля.

Таблица 7

Динамика  проведения камеральных налоговых  проверок в Курской области 

 

3 квартал 2009 года

4 квартал 2009 года

1 квартал 2010 года

Количество проведенных камеральных  проверок

804321

1010491

231686

Из них выявивших нарушения

30946

44233

9217

%

3,85%

4,37%

3,98%

Доначислено (Руб.):

2749540

3686442

1116561

Налоги

2336607

3097954

996980

Пени

74236

100063

27959

Штрафы

338697

488425

91622

Уменьшенные платежи

229455

346769

52587


 

Таблица 8

Динамика  проведения выездных налоговых проверок в Курской области

 

3 квартал 2009 года

4 квартал 2009 года

1 квартал 2010 года

Количество проведенных выездных проверок

5238

6974

1638

Из них выявивших нарушения

2779

3720

850

%

53,06%

53,34%

51,89%

Доначислено:

15999748

21928218

9286019

Налоги

11618381

15679571

6014863

Пени

1873135

2937784

1768185

Штрафы

2508232

3310863

1502971

Уменьшенные платежи

12366

9299

0


Проанализировав данные таблицы, можно сделать вывод, что количество проверок, а, следовательно, и суммы доначислений в 2009 года от квартала к кварталу росли, в 1 квартале 2010 года резко снизились. Это можно  объяснить некоторой сезонностью  в работе налоговых органов. Так, в 1 квартале 2009 года проверок также  было проведено сравнительно не много: 1721- выездных и 222038 – камеральных. По их итогам было доначислено 4092072 руб. и 836881 руб. соответственно.[19]

Из этих данные мы видим, что количество нарушений  все-таки растет, и это говорит  либо о несознательности налогоплательщика, либо о низком качестве ведения бухгалтерского учета и отчетности.

В ходе проведения тих проверок было доначислено в бюджет по налогу на прибыль за первые 9 месяцев 2008 года 3628 тыс. руб., а за 9 месяцев 2009 года 933 тыс. руб. Из этих данных видно, что хотя удельный вес количества нарушений вырос, но сумма доначислений значительно упала. Это свидетельствует о том, что в основном все выявленные нарушения незначительны. Но следует также заметить, что за 9 месяцев 2008 года по налогу на прибыль фактически было взыскано 168 тыс. руб., а за 9 месяцев 2009 года – 108 тыс. руб. Это говорит о том, что платежеспособность предприятий по-прежнему остается на низком уровне.

Из вышесказанного хотелось бы отметить, что самым  эффективным средством уменьшения нарушений налогового законодательства является не увеличение количества проверок, а повышение сознательности налогоплательщиков.[7, с. 112]

 

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЯМОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

3.1 Основные направления совершенствования прямого налогообложения на 2012-2014 гг.

Необходимость реформирования сложившейся в настоящее  время налоговой системы России представляется очевидной.

В настоящее  время налоговая система Российской Федерации находится на завершающем  этапе своего реформирования. Основные меры по совершенствованию действующей  налоговой системы были осуществлены в 2001-2007 гг., они были направлены на ее упрощение, повышение справедливости и экономической обоснованности взимаемых налогов и сборов, а  также на снижение налоговой нагрузки на население. Реформирование налоговой системы осуществлялось в тесной увязке с проведением бюджетной реформы и существенными изменениями в системе межбюджетных отношений.[4, с. 49] Несмотря на то, что в последние годы были проведены существенные преобразования в ходе реформирования налоговой системы Российской Федерации, остаются проблемы, требующие решения. Одними из основных являются проблемы мобилизации прямых налогов в бюджетную систему РФ. Рассмотрим основные меры, направленные на мобилизации прямых налогов и совершенствование законодательства о прямых налогах на перспективу.

Одним из направлений совершенствования  налоговой системы является реформирование налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).[12,с. 73] Существенным недостатком данного налога является недифференцированность относительно условий залегания и добычи полезных ископаемых - налоговые ставки установлены фиксировано от стоимости добытых полезных ископаемых по их видам без учета горно-геологических, экономических и географических условий отработки месторождений.

Для достижения поставленной цели при дифференциации ставок НДПИ необходимо решить следующие задачи:

- создание  стимулов по повышению экономической  эффективности добычи нефти на  действующих месторождениях;

- создание  стимулов для активного освоения новых месторождений [14, c.8].

В отношении  же других видов деятельности следовало  бы восстановить прогрессивную шкалу  ставок налога на доходы физических лиц. При этом прогрессия должна быть сложной, предполагающей деление облагаемого  дохода на определенные части и обложение  каждой последующей части по повышенной ставке.

Существующая  проблема субъектов Российской Федерации  в части налога на доходы физических лиц связана с затруднением планирования поступлений по данному налогу, так  как отсутствует оперативная  бухгалтерская отчетность, по которой  можно было бы видеть какая сумма  налога на доходы физических лиц начислена  и уплачена, в настоящее время  есть данные только по перечисленным  суммам.

Изменения по налогу на прибыль организаций  должны касаться в основном уточнения  отдельных моментов, вытекающих из практики применения этого налога.[1, с. 34]

В качестве важнейшей меры для совершенствования  имущественного налогообложения рассматривается  объединение земельного налога, налога на имущество организаций и налога на имущество физических лиц в  единый налог на недвижимость.

Введение  налога на недвижимость не только обеспечит  пополнение доходной части региональных и местных бюджетов, но и позволит более эффективно использовать имущество. Налоговой базой предполагается признавать оценочную стоимость объектов недвижимого имущества, а в качестве объекта налогообложения - объект недвижимости, состоящий из земельного участка и находящегося на нем строения (дачи, гаража или иного строения, помещения и сооружения).

Инициатива  по объединению двух налогов и  введению в Российской Федерации  общего налога на недвижимое имущество, уплачиваемого собственником (юридическими и физическими лицами) в местные  бюджеты, разрабатывается Министерством финансов России с 2001 года. В 2004 году Государственная дума приняла в первом чтении проект закона о соответствующих поправках в Налоговых кодекс, но до второго, основного, чтения проект пока не дошел. В апреле 2009 года премьер-министр Владимир Путин заявил о необходимости «активизировать» работу по введению налога с 2010 года, о том же говорит в бюджетном послании президент Дмитрий Медведев. [20]

Ранее предполагалось, что единый налог вступит в  силу с 1 января 2010 года. Однако к началу функционирования закона существуют и  технические препятствия, а именно, единый налог на недвижимое имущество  будет рассчитываться исходя из рыночной, а не инвентаризационной стоимости  объекта, как сейчас. Процедура такой  оценки на законодательном уровне ещё  не установлена, а после того как  это будет сделано, необходимо будет  провести массовую оценку зданий по всей стране.[2, с. 67]

В настоящее  время предполагается, что налог  будет введен не раньше 2012 года, а  не в 2010 году как предполагалось ранее.

Таким образом, в целях повышения доходов  бюджета целесообразно провести реформирование налоговой системы РФ.

 

3.2 Повышение  эффективности налогового контроля  как необходимое условие роста  поступлений по прямым налогам  в бюджет

В целях  обеспечения своей главной задачи – контроля за соблюдением налогового законодательства – налоговые инспекции целенаправленно и на постоянной основе осуществляют мероприятия по усилению налогового контроля. Важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур контрольных проверок.

Необходимыми  признаками любой действенной системы  налогового контроля являются:[17, с. 356]

  • наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для

проведения  документальных проверок, дающей возможность  выбрать наиболее оптимальное направление  использования ограниченных кадровых т материальных ресурсов налоговой  инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных  затратах усилий и средств, затрачиваемых  на их проведение, за счет отбора для  проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых  нарушений у которых представляется наибольшей;

  • применение эффективных форм, приемов и методов налоговых

проверок, основанных как на разработанной налоговым  ведомством единой комплексной стандартной  процедуре организации контрольных  проверок, что и на прочной законодательной  базе, предоставляющей налоговым  органам широкие полномочия в  сфере налогового контроля для воздействия  на недобросовестных налогоплательщиков;

  • использование системы оценки работы налоговых инспекторов,

позволяющей объективно учесть результаты деятельности каждого из них, эффективно распределить нагрузку при планировании контрольной  работы.

Первоочередной  задачей налоговой инспекции  является постоянное совершенствование  форм и методов налогового контроля.[16, с. 189]

Наиболее  перспективным выглядит продолжение  увеличения количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой  полиции. Результативность их очень  высока, поэтому дальнейшее продолжение  совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких  проверок.

Также одной  из действенных форм налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших  сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Особенно  актуальным представляется применение косвенных методов исчисления налогооблагаемой базы, использование которых может  принести большую пользу в условиях массового уклонения от уплаты налогов, усложнение применяемых российскими налогоплательщиками форм сокрытия объектов налогообложения.

Наиболее  распространенными из них являются следующие:

  1. метод общего сопоставления имущества. Методика исчисления налогооблагаемого дохода данным методом подразделяется на две части:
  • учет изменения имущественного положения за отчетный период;
  • учет произведенного и личного потребления за отчетный период.
  1. Метод, основанный на анализе произведенных запасов. Используя данный метод, можно дать оценку достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Кроме этих методов применяются и некоторые  другие. Целесообразность законодательного закрепления данных методов многократно  возрастает в связи со сложностями  текущей ситуации в стране с собираемостью  налогов.

Основной  задачей совершенствования форм и методов налогового контроля является повышение его эффективности. Но этого невозможно достичь без  улучшения работы с кадрами. В  этой связи хотелось бы выразить надежду  на скорейший перевод сотрудников  налоговой инспекции в ранг государственных  служащих. Такая мера значительно  повысит заинтересованность налоговых  инспекторов в результатах своей  работы, а в частности налоговых  проверок.

 

3.3 Возможности  использования зарубежного опыта  мобилизации прямых налогов в  доходах бюджета в отечественной  практике

Каждое  государство, исходя из экономических  реалий и своего понимания эффективности  социальной политики, определяет долю прямых и косвенных налогов в  национальной налоговой системе. В  большинстве развитых стран сложилась  вполне сопоставимая структура налоговых  поступлений. В одних странах, например, во Франции, Италии, Испании предпочтение отдается косвенным налогам. В других государствах, к примеру, в Голландии, Дании, Люксембурге и Австрии преобладают прямые налоги. Примерно равное соотношение прямых и косвенных налогов можно встретить в Финляндии и Германии. В США акцент делается на взимание налогов с граждан. Аналогичная ситуация наблюдается и в Канаде, Австралии. Противоположная ситуация сложилась в Японии, где бремя налогов сосредоточено на корпорациях. В Дании и Швеции преобладает обложение доходов граждан.[13, с. 45]

Информация о работе Теоретические основы прямых налогов как источника доходов бюджетов всех уровней