Теории налогооблажения и роль налоговой системы в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я рассматриваю основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и выделяют его принципы, а также налоговую систему, её огромную роль и важнейшие функции в рыночной системе.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков и состояние налоговой системы в стране.

Содержание

Введение 3-4
1. Теории налогооблажения
1.1. Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория 5-11
1.2. Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианская и неоклассическая теории 12-15
1.3. Теория монетаризма 16-23
2. Налоговая система в рыночной экономике
2.1. Сущность и структура налоговой системы РФ 24-31
2.2. Основные недостатки действующей системы налогооблажения и пути их оптимизации в условиях сложившегося экономического кризиса 32-36
Заключение 37-40
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ  

РОСТОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

«РИНХ» 

Кафедра Экономической теории  
 
 
 
 

К У Р С О В  А Я    Р  А Б О Т А

на тему: «Теории налогооблажения и роль налоговой системы в рыночной экономике» (№53)  
 

                                                                 Выполнил студент:

                                                          Факультета юридического

                                  группы 615 з

                                                                 номер зачетной книжки 08049

                                                                Зимина Елена Александровна

                                                      Научный руководитель:

                                                     Лубнев Юрий Павлович

                                                                 КЭН, профессор_____________

                                                    Ученая степень, звание  
 

Ростов-на-Дону - 2009

Доработано

ПЛАН:

                                                                                                             Стр.

Введение                                                                                               3-4

1. Теории налогооблажения

     1.1. Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория   5-11

          1.2. Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианская и неоклассическая теории                                         12-15

          1.3. Теория монетаризма                                                          16-23

2. Налоговая система в рыночной экономике

      2.1. Сущность и структура налоговой системы РФ               24-31

     2.2. Основные недостатки действующей системы налогооблажения и пути их оптимизации в условиях сложившегося экономического кризиса                                                                   32-36

Заключение                                                                                        37-40

Литература                                                                                         41-43

Приложения                                                                                       44-45

Рецензия                                                                                               46-47 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

      В данной работе я рассматриваю основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и выделяют его принципы, а также налоговую систему, её огромную роль и важнейшие функции в рыночной системе.

     Актуальность  выбранной темы характеризуется  тем, что одним из важнейших условий  стабилизации  финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого  сбора  налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков и состояние налоговой системы в стране.

     Для написания данной курсовой работы предо  мной стояли следующие задачи:

- рассмотрение  развития теории налогообложения c XX  века – где основными школами были неоклассическая и кейнсианство;

- исследование научных концепций, начиная с XVII века, подробнее остановимся на теории Адама Смита (классическая школа), поскольку принципы выведенные им легли в основу современного налогообложения;

 - дать полное, раскрывающее все стороны определение понятию «налоговая система»;

- рассмотреть структуру налоговой системы РФ;

- определить роль и значение налоговой системы РФ в системе государственного регулирования;  

-3-

- выявить все недостатки и преимущества действующей системы, и рассмотреть существующие пути оптимизации налоговой системы РФ в условиях экономического кризиса.

     Поставленные  мною задачи в полной мере объясняют структуру данной курсовой работы. Первая глава посвящена теориям налогооблажения. Она раскрывает сущность таких теорий как классицизм, неоклассицизм, кейнсианство и монетаризм. Во второй главе подробно изложены все элементы налоговой системы.

     В заключение сформулированы основные выводы по проведённой работе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

-4-

1. ТЕОРИИ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ

     1.1. Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория.

      Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, то есть различные  варианты моделей налогообложения  в государстве в зависимости  от признания за налогами того или иного назначения. Потребность установить теоретические основы налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов.

     Можно выделить несколько этапов формирования представлений  о природе налогообложения. На первых этапах налог выступал в основном  как экономическая категория и только на последнем этапе налог стал получать правовое содержание. Полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII века все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в данной области. Замена временных и чрезвычайных налогов на регулярные и всеобщие платежи вызвало их неприятие населением. Данное обстоятельство потребовало от финансовой науки теоретического обоснования такого явления как налоги.

     Основные налоговые теории стали формироваться в качестве научных концепций, начиная с XVII века, и как свод важнейших принципов и положений получили в буржуазной науке наименование

     -5-

«общая  теория налогов». Вообще под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сущности и значении налогов, их месте, роли значении в экономической и социально-политической жизни общества. Иными словами, налоговые теории представляют собой различные модели построения налоговой систем государства в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. В более широком смысле налоговые теории представляют собой любые научно-обобщенные разработки (общие теории налогов), в том числе и по отдельным вопросам налогообложения (частные теории налогов). К частным налоговым теориям относятся учения о соотношении различных видов налогов, числе налогов, их качественном составе, ставке налогообложения и так далее. Таким образом, если направления общей теории налогов определяют назначение налогообложения в целом, то частные обосновывают, какие виды налогов необходимо установить, каким должен быть их качественный состав и так далее.

     Одной из первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по охране от нападения извне, поддержания порядка и так далее. Однако данная теория была применима только в условиях средних веков, когда за пошлины и сборы покупались военная и юридическая защита, как будто между королем и подданными действительно заключался договор. В эпоху просвещения появилась разновидность теории обмена – атомистическая теория. Ее представителями  выступали французские просветители Себастьен Ле Претр де Вобан (1633 – 1707) – теория «общественного договора» - и Шарль Луи Монтескье (1689-1755) –

     -6-

теория  «публичного договора». Данная теория признавала, что налог есть результат  договора между гражданами и государством, согласно которому подданный вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. В этот же период складывается теория налога как страховой премии, представителями которой выступали французский государственной деятель Адольф Тьер (1797 – 1877) и английский экономист Джон Рамсей Мак-Куллох (1789 – 1864). По их мнению, налоги – это страховой платеж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению обороны и правопорядка. 1

     Классическая  теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет более высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723 -1790) и Давида Рикардо (1772 – 1823) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства. При этом какая-либо иная роль (регулирования экономики, страховой платеж, плата за услуги) налогам не отводилась. Данная позиция основывается на теории рыночной экономики, которую разработал А. Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектов. Смит выступал против централизованного управления экономикой, которые провозгласили социалисты. Не уделяя внимания доказательствам, он считал априори, что децентрализация позволяет обеспечить максимальное удовлетворение. Несмотря на то, что рыночная экономика не подлежит управлению какой-либо коллективной волей, она подчиняется строгим правилам поведения. А.Смит считал, что правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства существенно уменьшается, основным источником покрытия указанных видов выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и прочее), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. При этом считалось, что поскольку налоги носят безвозмездный характер, пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.

     Согласно  Адаму Смиту, родовыми признаками налоговой  системы выступал законный, легальный  порядок платежей и хозяйственная самостоятельность плательщика. Эти характеристики лежат в основе определения круга субъектов налоговых правоотношений. Основным гарантом свободы, условием существования налога как демократического института выступает право собственности. Право собственности выступало условием и следствием личной независимости лица. 2

     Принцип законности, легальности носит подчиненную  роль по отношению к принципу хозяйственной  самостоятельности (личной независимости) субъекта. Смит оценивает принцип законности налога, его реальное выражение – определенность срока уплаты, способа платежа, суммы не с точки зрения гарантии бюджетных поступлений, а с позиции обеспечения независимости, самостоятельности плательщика. Там, где этого нет, каждое лицо, облагается данным налогом, отдается в большей или меньшей степени во власть сборщика налогов, который может отягощать налог для всякого неугодного ему плательщика или вымогать для себя угрозой такого обращения подарок или взятку. Точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь важного значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности. Этим же правилом Смит руководствуется и при разработке остальных требований к налоговой практике: требования удобных и необременительных для плательщика сроков и способов уплаты налогов, требования дешевизны взимания налогов, равномерность налога. Выполнение этих требований представлялось Смиту не менее важным критерием отнесения налога к завоеваниям нового времени. Например, исследуя первую историческую форму домового налога – подомную подать – А. Смит замечает: «Для того чтобы удостоверить, сколько очагов в доме, сборщику налогов надо было осмотреть комнаты в нем, это неприятное посещение сделало налог невыносимым». Поэтому вскоре после революции он был отменен как «клеймо рабства». Правила, выработанные А. Смитом, вводят налоговую практику в определенное русло, ограничивающее произвол правительства, направляют на создание взаимных прав и обязанностей граждан и государства. Еще

     -9-

один  важный вывод делает Смит: «принцип хозяйственной самостоятельности  плательщика налога наилучшим образом реализуется в государствах с демократическим образом правления.          Именно в таких государствах создается возможность при взимании налогов избегать тщательного расследования обстоятельств частных лиц». Итак, согласно Адаму Смиту, субъектом уплаты налога выступает лично независимый гражданин, обладающий определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности. Обязанность налогоплательщика уплатить налог в определенный срок и в установленном размере сопровождается его правом знать сумму налога и дату платежа, которые стабильно закрепляются законом. Кроме того, налогоплательщик имеет право на такой процесс взимания налогов, который не нарушал бы его основных политических прав и не стеснял бы хозяйственной деятельности. Однако на вопрос что и как может гарантировать налогоплательщику соблюдение его прав ответа у Смита нет. Он уделил больше внимания экономическому анализу налогов, нежели правовому, хотя нельзя умолять значение выводов правового характера, сделанных им. 3

Информация о работе Теории налогооблажения и роль налоговой системы в рыночной экономике