Теории налогооблажения и роль налоговой системы в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я рассматриваю основные налоговые теории, которые разъясняют сущность налогообложения и выделяют его принципы, а также налоговую систему, её огромную роль и важнейшие функции в рыночной системе.
Актуальность выбранной темы характеризуется тем, что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков и состояние налоговой системы в стране.

Содержание

Введение 3-4
1. Теории налогооблажения
1.1. Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория 5-11
1.2. Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианская и неоклассическая теории 12-15
1.3. Теория монетаризма 16-23
2. Налоговая система в рыночной экономике
2.1. Сущность и структура налоговой системы РФ 24-31
2.2. Основные недостатки действующей системы налогооблажения и пути их оптимизации в условиях сложившегося экономического кризиса 32-36
Заключение 37-40
Литература

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 240.00 Кб (Скачать)

     В конце 70-х и начале 80-х годов  показателем резко возросшей  популярности монетаризма стало использование его предписаний при формулировании экономической политики. Широкое распространение в практике центральных банков получили различные варианты денежного правила. Это привело к существенным изменениям в стратегии экономического регулирования в капиталистических странах. Произошел поворот к "постепенности" и "сдержанности" в проведении политики, сопровождающийся "зажимом" денежной массы и ограничением кредита.

     Ускорившийся  рост цен, несомненно, способствовал  изменению настроений и преференций различных слоев капиталистического общества, благоприятствовал распространению монетаристских идей, тогда как упорное игнорирование кейнсианцами отрицательных последствий инфляции подорвало их позиции в глазах общественного мнения. Но причины быстрого роста популярности монетаризма значительно глубже. Их корни следует искать в ухудшении общих условий капиталистического воспроизводства. В этих условиях на смену кейнсианскому лозунгу полной занятости была выдвинута цель обеспечения стабильности покупательной силы денежной единицы. Руководители монополий взяли курс на развязывание стихии рынка, свертывание правительственных социальных программ, прекращение политики стимулирования экономического роста. Получили популярность теоретические схемы, призывающие к возрождению неоклассических принципов, резко ограничивающих вмешательство правительственных органов в хозяйственный процесс. Монетаризм стал важной частью "нового консерватизма". 10

     Развернутый перечень свойств мы находим в  лекции Фридмена "Контрреволюция в  денежной теории":

     1) Существует "последовательная, хотя  и не абсолютно точная связь"  между темпом роста количества  денег и темпом роста номинального дохода;

     2) Изменения номинального дохода  следуют за изменениями денежной  массы с отсрочкой в 6 - 9 месяцев.  В краткосрочном периоде сдвиги  оказывают влияние главным образом на производство, а в долговременном - на цены;

     3) Инфляция "всегда и везде представляет собой денежное явление", будучи связана с опережающим ростом денег по сравнению с производством. При этом рост государственных расходов может иметь или не иметь инфляционных последствий в зависимости от того, покрываются ли они за счет дополнительного выпуска денег;

     4) "Передаточный механизм" влияния  денежных сдвигов на величину  номинального дохода связан с  изменением относительных цен  обширного круга активов, а  не только с изменениями нормы  процента; эти изменения (на которых,  как мы помним, делали акцент кейнсианцы) служат "обманчивым и ненадежным" ориентиром денежно-кредитной политики.

     Фридмен заявил, что в первом приближении  количественная теория - это "не теория производства, денежного дохода или  цен", а теория спроса на деньги. Поиск стабильной функции спроса на деньги знаменовал начало открытой конфронтации с Кейнсом, у которого спрос на ликвидные активы (благодаря наличию спекулятивного мотива) зависит от быстро меняющихся и непредсказуемых настроений хозяйственных агентов. Монетаристы же, напротив, выдвинули утверждение, что "спрос на деньги в высшей степени стабилен даже при очень неблагоприятных условиях", рассматривая

     -21-

это как  гарантию устойчивости хозяйственного механизма.

     Важно подчеркнуть, что стабильная функция  спроса на деньги служит лишь иным способом выражения идеи постоянства скорости обращения денег, которая, всегда была ключевой предпосылкой количественной теории.  

     При построении модели спроса на деньги Фридмен  анализирует поведение двух типов хозяйственных агентов - домашних хозяйств (или "конечных, владеющих богатством единиц") и капиталистических фирм. У Кейнса процедура выбора предельно упрощена - деньги или "облигации" (т. е. долговые обязательства, приносящие процентный доход). У Фридмена же хозяйственный индивид имеет более широкий веер альтернатив. В его портфеле наряду с деньгами присутствуют облигации, акции, товарные запасы, "человеческий капитал". Каждый индивид распределяет доход в соответствии со своей системой приоритетов, своими вкусами и предпочтениями. При этом он руководствуется также соображениями перспективной доходности каждого вида активов, оценкой "потока услуг", которые он надеется от них получить. Главный элемент портфеля в монетаристской модели – деньги. Они обеспечивают владельцу гарантию осуществления платежей, создают резерв ликвидности на случай непредвиденных обстоятельств и т.д. Одним из достоинств своего подхода Фридмен считает рассмотрение теории денег как "особой темы в теории капитала". В марксистской политической экономии, где дается глубокий научный анализ системы понятий капиталистического способа производства, показано, что капитал - это общественно-экономическая категория, свойственная определенному типу производственных отношений и получающая полное развитие в условиях капитализма. Под капиталом понимается самовозрастающая стоимость, т.е. стоимость, приносящая

     -22-

прибавочную стоимость на основе эксплуатации наемного труда. Фридмен же использует в неисторическую и натуралистическую трактовку капитала, идущую от работ Бем-Баверка и Фишера, где под капиталом понимается любая вещь, приносящая "поток дохода" в виде денег, товаров или специфических услуг. Соответственно деньги у него - "капитальный актив", часть накопленного капитального фонда, наряду с облигациями, акциями, недвижимостью, потребительскими товарами длительного пользования и.т.д. Между тем деньги, не будучи капиталом, могут служить покупательными платежным средством, опосредствуя обмен веществ в хозяйственной системе.

     Полемика  монетаристов и кейнсианцев по вопросу о денежной эмиссии носит доктринерский, поверхностный характер. Представители каждой фракции в пылу спора намеренно упрощают картину, выхватывая и абсолютизируя отдельные черты денежного механизма. Современный процесс формирования денежной массы весьма сложен и находится под влиянием многообразных экономических сил, действующих в различных, подчас противоположных направлениях. Несомненно, что кредитный характер современного эмиссионного механизма обусловливает сильное, во многих случаях определяющее влияние со стороны капиталистического хозяйства. Потребность в кассовых остатках, в конечном счете, является определяющей при формировании запаса платежных средств. Но лишь, в конечном счете! Кредитные каналы выпуска денег не гарантируют полного соответствия этого выпуска спросу хозяйства и не устраняют самостоятельности и автономности процессов в денежной сфере, их обратного влияния на конъюнктуру. Вопреки утверждениям Калдора несбалансированность денежного обращения является реальным фактом.

-23-

2. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Сущность и структура  налоговой системы  РФ.

    Как известно, реальный процесс налогообложения  осуществляется государством и зависит  от степени развития его демократических  форм.  П.Прудон верно подметил, что  «в сущности вопрос о налоге есть вопрос о государстве».11 Налог становится настолько обычным источником государственных средств, что известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин мог сказать, что «платить налоги и умереть должен каждый».  На исключительное значение налогов для государства, но уже с классовых позиций, обращал внимание К.Маркс: «Налог - это материнская грудь, кормящая правительство».12 Ф.Нитти  определяет налог как  «часть богатства, которую граждане дают государству и местным органам ради удовлетворения коллективных потребностей».13 Теория коллективных потребностей и налога как источника их удовлетворения, разработанная и сформулированная неоклассиками., была полностью принята кейнсианцами с поправкой на «общественные потребности» вместо «коллективных».

    Для российской науки актуальность и  сложность проблем налогов и  налогообложения состояла в том, что советское «общество законодательно провозгласило построение первого  в мире государства без налогов». Это значит, что  в советский  период не было никаких научных разработок в области налогов. Осуществление экономической реформы в России означало необходимость проведения налоговой реформы, связанных с ней теоретических исследований и принятия налогового законодательства. Одной из первых проблем, которую надо было решить, это уточнить содержание категории «налог».

    С правовых, юридических позиций налоги это обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. 14

    С экономических позиций налоги представляют главный инструмент перераспределения  доходов и финансовых ресурсов, осуществляемого  финансовыми органами в целях обеспечения средствами тех лиц, предприятий программ, секторов и сфер экономики, которые испытывают потребность в ресурсах, но не в состоянии обеспечить ее из собственных ресурсов. Налоговое регулирование доходов ставит своей основной задачей сосредоточение в руках государства, местных бюджетов денежных средств, необходимых для решения проблем социального, экономического, научно-технического развития, стоящими перед народом, страной, отраслями в целом.

    Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления хозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем. Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно. 15

    Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» от 27.12.91 г. N 2118 - 1. К понятию «другие платежи» относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд социального страхования.

      Налоговая система - наиболее активный рычаг государственного 
регулирования социально-экономического развития, инвестиционной 
стратегии, внешнеэкономической деятельности, структурных изменений в производстве, ускоренного развития приоритетных отраслей. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всей экономики государства. 16

    Современная налоговая система России строится на единых принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. К ним относятся: однократность обложения (один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период), строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот, точная классификация налогов, четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разного уровня.

      Система налогообложения, принятая законодательством - это  практический  инструмент перераспределения  доходов потенциальных  налогоплательщиков,  следовательно, именно действующая система налогообложения даёт  представление о полноте использования присущих  налогообложению функций,  т.е.  о роли  налоговой системы.

На первое место следует поставить регулирующую функцию, без которой в экономике нельзя обойтись.   Рыночная экономика в развитых  странах - это регyлирyемая экономика. Представить себе эффективно фyнкционирyющyю рыночную экономику в современном мире,  не  регyлирyемyю  государством, невозможно. Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

       - регyлирование  рыночных,  товарно-денежных  отношений.  Оно состоит в разработке  законов, нормативных актов, определяющих  взаимоотношения действyющих на  рынке лиц,  прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инстрyкции госyдарственных органов, регyлирyющие взаимоотношение товаропроизводителей, продавцов и покyпателей, деятельность банков,  товарных и фондовых бирж, а также бирж трyда, торговых домов,  yстанавливающие порядок проведения аyкционов, ярмарок, правила обращения ценных бyмаг и т.п. Это направление госyдарственного  регyлирования  рынка  непосредственно с налогами не связано;

Информация о работе Теории налогооблажения и роль налоговой системы в рыночной экономике