Упрощенная система налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2011 в 12:48, реферат

Описание работы

C 1 января 2003 года статьей 8 Федерального закона № 104-ФЗ от 24 июля 2002 года на территории России введена в действие глава 26.2 Налогового Кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения». Одновременно статьей 3 вышеупомянутого Закона был признан утратившим силу Федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства».

Работа содержит 1 файл

УСН.docx

— 57.98 Кб (Скачать)
ВВЕДЕНИЕ
 
 
C 1 января 2003 года статьей 8 Федерального  закона № 104-ФЗ от 24 июля 2002 года  на территории России введена  в действие глава 26.2 Налогового  Кодекса РФ «Упрощенная система  налогообложения». Одновременно статьей  3 вышеупомянутого Закона был  признан утратившим силу Федеральный  закон от 29 декабря 1995 года №  222-ФЗ «Об упрощенной системе  налогообложения, учета и отчетности  для субъектов малого предпринимательства».

С 1 января 2009 года вступила в действие новая  редакция главы 26.2 Налогового кодекса  РФ с сенсационными изменениями, внесенными Федеральным законом  от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ.

Наиболее  значимые изменения были внесены  Законодателем в порядок декларирования единого налога, уплачиваемого при  применении упрощенной системы налогообложения. С 1 января 2009 года субъекты предпринимательской  деятельности обязаны предоставлять  налоговую декларацию по УСН лишь один раз в год в сроки установленные ранее, в том числе:

- организации  - до 31 марта года, следующего за  истекшим налоговым периодом (п. 1 статьи 346.23 НК РФ);

- индивидуальные  предприниматели - до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым  периодом (п. 2 статьи 346.23 НК РФ).

Предоставление каких либо форм отчетности или иных документов, связанных с применением УСН, по итогам работы за отчетные периоды (квартал, 6 месяцев и 9 месяцев) в налоговые органы не предусмотрено. Сроки уплаты авансовых платежей по итогам отчетных периодов остались прежние - не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

По транспортному  налогу лица, применяющие УСН, также  теперь будут предоставлять налоговую  декларацию только один раз в год.

Делая обзор изменений, внесенных в  главу 26.2 Налогового кодекса РФ, нельзя не упомянуть о следующих.

Для организаций, применяющих УСН, с 1 января 2009 года предусмотрено, что при определении  объекта налогообложения не учитываются  доходы, облагаемые налогом на прибыль  организаций по налоговым ставкам, установленным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ, а именно, доходы виде дивидендов, а также доходов, полученных в  результате осуществленных операций с  отдельными видами долговых обязательств, в том числе в виде процентов  по государственным и муниципальным ценным бумагам, по облигациям с ипотечным покрытием, облигациям валютного облигационного займа и т.п. В отношении данной категории доходов организации являются плательщиками налога на прибыль в порядке, определенном указанными выше нормами главы 25 НК РФ.

С 1 января 2009 года упрощается порядок учета  расходов на материалы. Если в действующей в 2008 году редакции главы 26.2 НК РФ для учета расходов на материалы и сырье необходимо выполнение таких условий как оплата и списание в производство, то с учетом изменений, внесенных в подпункт 1 пункта 2.2 статьи 346.17 НК РФ, дополнительное условие о порядке учета в составе расходов затрат по приобретению сырья и материалов по мере их списания в производство исключено.

Изменениями, внесенными Федеральным законом N 155-ФЗ, уточнен порядок переноса убытка, полученного в предыдущие периоды, на будущее. В частности, сняты ограничения, существовавшие ранее по сумме переносимого убытка в размере не более 30% от налоговой  базы текущего периода. Начиная с 1 января 2009 года, сумма переносимого убытка ограничена лишь его фактическим  размером и налоговой базой текущего периода. При этом убыток, не полностью  учтенный в текущем году, может  быть перенесен целиком или частично на любой год из последующих девяти лет. Таким образом, с вступлением  в силу рассматриваемых изменений  порядок переноса убытка при УСН  становится идентичен правилами  переноса убытка при применении общего режима налогообложения.

Начиная с 2009 года при применении УСН на основе патента предприниматели смогут привлекать наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера, среднесписочная численность которых за налоговый период не превышает пяти человек.

Начиная с 1 января 2009 года у предпринимателей, удовлетворяющих условиям по количеству наемных работников и размеру  получаемого дохода, появляется возможность выбора - применять УСН на основе патента или оставаться на системе налогообложения в виде ЕНВД.

Новой редакцией НК РФ предусмотрена возможность  получения индивидуального предпринимателя  патента на любое количество месяцев  в течение года, а не только на 3, 6, 9 или 12 месяцев. Абзацем третьим  пункта 4 статьи 346.25.1 НК РФ предусмотрено, что патент выдается по выбору налогоплательщика  на период от одного до 12 месяцев. Налоговым  периодом считается при этом срок, на который выдан патент.

Познакомиться с порядком применения и спецификой упрощенной системы налогообложения, а также получить более подробную  информацию об изменениях, которые  претерпела глава 26.2 Налогового кодекса  РФ с 01.01.2009 года, вы можете на страницах  представленного пособия.

Понятие упрощенной системы  налогообложения

 
Особенностью  главы 26.2 НК РФ является различие условий  применения упрощенной системы налогообложения  для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, названные в статье 346.25.1 НК РФ. Если организации исчисляют  и уплачивают единый налог по результатам  хозяйственной деятельности, то у  предпринимателей, в соответствии с  указанной статьей НК РФ, имеется  также альтернатива уплачивать в  бюджет стоимость патента, устанавливаемую  в зависимости от осуществляемого  ими вида деятельности законами субъектов  Российской Федерации.

Возможность осуществить, в своем роде, возврат  к упрощенной системе налогообложения, действовавшей до 1 января 2003 года, когда  налогоплательщику надлежало уплачивать в бюджет фиксированную стоимость патента появилась для ряда категорий индивидуальных предпринимателей с 1 января 2006 года.

Переход к упрощенной системе налогообложения, равно как и возврат к общему налоговому режиму, осуществляется организациями  и индивидуальными предпринимателями  добровольно в порядке, регламентируемом главой 26.2 НК РФ.

Сущность  единого налога, уплачиваемого в  связи с применением упрощенной системы налогообложения организациями  и индивидуальными предпринимателями, заключается в том, что он заменяет уплату целого ряда налогов, устанавливаемых  общим налоговым режимом.

Организации, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ),
  • налога на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию Российской федерации и аренды государственного имущества, когда у организации возникает обязанность уплаты НДС на основании главы 21 НК РФ в качестве налогового агента),
  • налога на имущество организаций,
  • единого социального налога.

Индивидуальные предприниматели, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от обязанности по уплате:

  • налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ),
  • налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель в соответствии с нормами главы 21 НК РФ выступает налоговым агентом),
  • налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности),
  • единого социального налога в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц.

Следует особо отметить, что и организации, и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации (в частности, за работников 14%, предприниматель уплачивает фиксированные взносы на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии в соответствии со статьей 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Обращаем также внимание, что экономические субъекты, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают иные налоги, действующие в Российской Федерации, при наличии на то оснований в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Например, в случае, если налогоплательщик единого налога является на основании главы 28 НК РФ плательщиком транспортного налога, он обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, представлять налоговую отчетность.

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему  налогообложения, не освобождаются  от исполнения обязанностей налоговых  агентов - они обязаны уплачивать в бюджет налог на доходы физических лиц (например, с доходов наемных  работников - 13% либо 30%), о чем упоминалось  выше, налог на добавленную стоимость (например, с арендной платы при  аренде федерального или муниципального имущества) и т.д.

Объектом  налогообложения единым налогом  признаются согласно статье 346.14 НК РФ:

а) доходы;

б) доходы, уменьшенные  на величину расходов.

Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением  участников договора простого товарищества или доверительного управления имуществом, для которых с 1 января 2006 года был  установлен единственно возможный объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов. При этом, выбрав тот или иной объект налогообложения, налогоплательщик не сможет его поменять в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.

В соответствии со статьей 346.19 НК РФ налоговым периодом по единому налогу признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Статьей 346.20 НК РФ устанавливаются следующие  налоговые ставки по единому налогу:

6 %, если объектом налогообложения являются доходы,

15%, если объектом  налогообложения  являются доходы, уменьшенные на  величину расходов.

Налог исчисляется как соответствующая  налоговой ставке процентная доля налоговой  базы. При этом сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Сроки уплаты и сроки сдачи налоговой  декларации по единому налогу для  организаций и индивидуальных предпринимателей различные.

Так, организации  должны представить налоговые декларации по итогам налогового периода (календарного года) не позднее 31 марта года, следующего за истекшим. Такой же срок установлен и для уплаты единого налога.

Индивидуальные  предприниматели представляют налоговую  декларацию по единому налогу и уплачивают его в бюджет не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым  периодом (календарным годом).

На протяжении налогового периода все налогоплательщики  исчисляют сумму авансовых платежей по единому налогу за первый квартал, за полугодие, за девять месяцев, исходя из ставки налога и выбранной налоговой  базы. Расчет производится нарастающим  итогом с начала налогового периода  до окончания соответственно первого  квартала, полугодия, девяти месяцев  с учетом ранее исчисленных сумм квартальных авансовых платежей по налогу. По результатам произведенных  расчетов налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (25 апреля, 25 июля, 25 октября). Здесь и  организации и индивидуальные предприниматели  находятся в равных условиях. Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Приказом  Минфина № 7н от 17 января 2006 года утверждены форма налоговой декларации по единому налогу и Порядок ее заполнения (см. Приложение № 1).

Уплата  налога и квартальных авансовых  платежей по налогу производится по месту  нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Кто может перейти  на упрощенную систему  налогообложения
 
 
Упрощенная  система налогообложения - это особый налоговый режим, который предназначен в основном для малых и средних  предприятий и индивидуальных предпринимателей. Законодатель, прежде всего, ставил перед  собой задачу облегчить положение  представителей малого бизнеса. Поэтому  переход к данному налоговому режиму имеет целый ряд ограничений, утанавливаемых статьей 346.12 НК РФ.

Прежде  всего, ограничения касаются получаемого  налогоплательщиком дохода. Организация имеет право перейти на упрощенную систему налогообложения, если по итогам девяти месяцев того года, в котором подается заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации, определяемый в соответствии со статьей 248 НК РФ, не превысил 15 млн. рублей (указанная предельная величина доходов организации подлежит индексации на коэффициенты-дефляторы, ежегодно публикуемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации).

Согласно  статье 248 главы 25 НК РФ «Налог на прибыль  организаций» к доходам относятся  выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и  ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав (статья 249 НК РФ), внереализационные доходы (статья 250 НК РФ).

При этом выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных  с расчетами за реализованные  товары (работы, услуги) или имущественные  права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Для индивидуальных предпринимателей ограничение по доходам, полученным от предпринимательской  деятельности, для перехода на упрощенную систему не установлено. Таким образом, показатель выручки, полученной индивидуальным предпринимателем до момента перехода на упрощенную систему налогообложения, для перехода на нее не имеет значения.

Налогоплательщики единого налога, за исключением предпринимателей, применяющих данный специальный налоговый  режим на основании  патента, должны помнить, что доход налогоплательщика, применяющего упрощенку, не может превышать 20 млн. рублей в год (данная величина подлежит ежегодной индексации), потому, принимая решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, лучше заранее оценить доходы, которые будут получены в будущем.

В соответствии с пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения:

      ¨ организации, имеющие филиалы и (или) представительства (считаем необходимым подчеркнуть, что данное ограничение не относится к организациям, имеющим обособленные подразделения, которые не оформлены в учредительных документах как филиалы и представительства);

      ¨ банки;

      ¨ страховщики;

      ¨ негосударственные пенсионные фонды;

      ¨ инвестиционные фонды;

      ¨ профессиональные участники рынка  ценных бумаг;

      ¨ ломбарды;

      ¨ организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных  товаров, а также добычей и  реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

      ¨ организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом;

      ¨ частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований;

      ¨ организации, являющиеся участниками  соглашений о разделе продукции;

      ¨ организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) в  соответствии с главой 26.1 НК РФ;

      ¨ организации, в которых доля непосредственного  участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение  не распространяется на организации, уставный капитал которых полностью состоит  из вкладов общественных организаций  инвалидов, если среднесписочная численность  инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в  фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, на некоммерческие организации;

      ¨ организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом  Государственным комитетом Российской Федерации по статистике, превышает 100 человек;

      ¨ организации, у которых остаточная стоимость основных средств и  нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете, превышает 100 млн. рублей.

      ¨ бюджетные учреждения;

      ¨ иностранные организации, имеющие  филиалы, представительства и иные обособленные подразделения на территории Российской Федерации.

Итак, ознакомившись  со всеми ограничениями, просчитав  свой доход, а также налоговые  платежи вы пришли к выводу, что  вашей организации или вам  как индивидуальному предпринимателю, пожалуй, стоит перейти на упрощенку.

Хочется предупредить вас об одном подводном  камне, на который вы можете наткнуться. Помните, что, перейдя на упрощенную систему налогообложения, вы станете  выпускать товары, оказывать услуги либо производить работы без налога на добавленную стоимость. Если потребителями  ваших товаров, работ, услуг являются плательщики НДС, то они могут  отказаться от вашей продукции «без НДС». Ведь им нечего будет поставить  к вычету. Если же потребителями  ваших товаров, работ, услуг являются физические лица или организации, сами не являющиеся плательщиками НДС, то проблем с данным вопросом не будет.

Как перейти на упрощенную систему налогообложения
 
Порядок перехода на упрощенную систему налогообложения и прекращения ее применения

Порядку перехода на упрощенку уделено внимание в статье 346.13 НК РФ. Согласно положениям этой статьи организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, подают в период с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики переходят на упрощенную систему налогообложения, в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства) заявление. При этом организации в заявлении о переходе на упрощенную систему налогообложения сообщают о размере доходов за девять месяцев текущего года.

Вновь созданные организации и вновь  зарегистрированные индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговых органах. В  этом случае организации и индивидуальные предприниматели вправе применять  упрощенную систему налогообложения  в текущем календарном году с  момента создания организации или  с момента регистрации физического  лица в качестве индивидуального  предпринимателя.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, которые ведут  хозяйственную деятельность, могут перейти на упрощенку только с 1 января, то есть с начала нового налогового периода.

Подать  заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения МНС  РФ предлагает на бланке заявления  Формы № 26.2-1 «Заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения» (см. Приложение № 2), утвержденном приказом МНС России от 19.09.2002 г.№ ВГ-3-22/495 в редакции приказа ФНС РФ от 17.08.2005 N ММ-3-22/395@.

В течение  месяца после подачи налогоплательщиком такого заявления в ИМНС органы налоговой  службы должны вручить ему под  подпись уведомление о том  возможно или невозможно применение им данного налогового режима. Приказом МНС России от 19.09.2002 г.№ ВГ-3-22/495 разработаны специальные бланки этих уведомлений:

Форма № 26.2-2 «Уведомление о возможности  применения упрощенной системы налогообложения» (см. Приложение № 3),

Форма № 26.2-3 «Уведомление о невозможности  применения упрощенной системы налогообложения» (см. Приложение № 4),

Перейдя на упрощенку, налогоплательщики должны помнить, что до окончания налогового периода они не вправе будут по собственному желанию перейти на общий режим налогообложения.

Если, отработав  по упрощенной системе налогообложения  целый налоговый период, вы решили вернуться к общему режиму налогообложения, то вам необходимо в срок до 15 января года, в котором вы предполагаете  перейти на общий налоговый режим  уведомить ИМНС по месту своей  регистрации о своем решении. Это можно сделать, применив бланк  уведомления Формы № 26.2-4 «Уведомление об отказе от применения упрощенной системы  налогообложения» (см. приложение № 5), утвержденный приказом МНС России от 19.09.2002 г.№ ВГ-3-22/495.

Однако  есть обстоятельства, при которых  налогоплательщик будет вынужден изменить налоговый режим в принудительном порядке. Законом предусмотрены  условия, при которых это происходит.

Налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан перейти на общий налоговый режим, если по итогам налогового (отчетного) периода доход его превысит 20 млн. рублей или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, у налогоплательщика-организации превысит 100 млн. рублей.

Величина  предельного размера доходов  налогоплательщика, ограничивающая его  право на применение упрощенной системы налогообложения, подлежит ежегодной индексации.

При этом, налогоплательщик переходит на общий  налоговый режим с начала того квартала, в котором был превышен один из вышеназванных параметров. Кроме того, он обязан сообщить в  налоговый орган о переходе на общий режим налогообложения  в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором его  доход, либо остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов  превысили ограничения, указанные  выше.

Сообщить  о данном факте в ИМНС по месту  регистрации налогоплательщик может  на бланке уведомления Форма № 26.2-5 «Сообщение об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения» (см. приложение № 6), утвержденном приказом МНС России от 19.09.2002 г.№ ВГ-3-22/495.

Перейдя на общий налоговый режим, налогоплательщики  исчисляют и уплачивают налоги в  соответствии с общепринятой системой налогообложения в порядке, предусмотренном  законодательством Российской Федерации  о налогах и сборах для вновь  созданных организаций или вновь  зарегистрированных индивидуальных предпринимателей. Указанные в настоящем абзаце налогоплательщики не уплачивают пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение  того квартала, в котором они перешли  на общий режим налогообложения.

Пример

ООО «Сфинкс» потеряло право  на применение упрощенной системы налогообложения  в июне 2008 года, превысив величину полученного  дохода (доход, исчисляемый  нарастающим итогом, превысил 26,8 млн. рублей).

1. ООО «Сфинкс» считается  перешедшим на  общую систему  налогообложения  с 1 апреля 2008 года. С 1 апреля 2008 года  организация должна  начать вести бухгалтерский  и налоговый учет, как вновь созданная  организация. При  этом пени и  штрафы по налогам,  которые организация  должна была бы  уплатить за все  месяцы второго  квартала 2008 года, взыскиваться  не будут.

2. До 15-го июля 2008 года ООО «Сфинкс» обязано сообщить в ИМНС по месту регистрации о переходе на общую систему налогообложения, применив специально разработанную форму уведомления - Форма № 26.2-5 (см. Приложение № 6).

Считаем необходимым отметить, что налогоплательщик, перешедший с упрощенной системы  налогообложения на общий режим  налогообложения, вправе вновь перейти на упрощенную систему налогообложения не ранее чем через один год после того, как он утратил право на применение упрощенной системы налогообложения.

Напомним, что согласно ст.346.13 НК РФ переход  на упрощенку для действующих предприятий предусматривается только с начала календарного года. Если следовать нашему примеру, то лишь в 2009 г., в период с 1 октября по 30 ноября, ООО «Сфинкс» вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения в 2010г.

Пишем заявление

Рассмотрим  подробнее как же нужно заполнить  заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

Форму 26.2-1 (см. Приложение № 2) (далее будем  называть ее Заявление) заполняют налогоплательщики, которые приняли решение изменить свой налоговый режим, а также  вновь регистрируемые налогоплательщики.

Организации и предприниматели заполняют  перечисленные в Заявлении реквизиты, при этом вновь созданная организация  не проставляет ИНН/КПП, ведь у нее  еще нет этих реквизитов. Вновь  зарегистрированный предприниматель  также не должен указывать ИНН.

При заполнении строки о дате перехода на новый  налоговый режим вновь регистрируемые организации и предприниматели  проставляют дату государственной  регистрации.

Далее налогоплательщик указывает объект налогообложения. Объект налогообложения  выбирает он сам. И вот здесь мы советуем Вам остановиться и очень  серьезно подумать, что Вы выбираете  в качестве объекта налогообложения: доходы или доходы, уменьшенные на величину расходов. Не рубите с плеча, просчитайте сейчас, когда подаете  Заявление. Потом изменить налоговую  базу Вы не сможете, это не разрешено Законом. Правда, в соответствии с положениями закона № 191-ФЗ от 31.12.2002 г. пункт 1 статьи 346.13 НК РФ дополнен абзацем следующего содержания:

«Выбор  объекта налогообложения осуществляется налогоплательщиком до начала налогового периода, в котором впервые применена  упрощенная система налогообложения. В случае изменения избранного объекта  налогообложения после подачи заявления  о переходе на упрощенную систему  налогообложения налогоплательщик обязан уведомить об этом налоговый  орган до 20 декабря года, предшествующего  году, в котором впервые применена  упрощенная система налогообложения».

Таким образом, время на раздумья по поводу выбора объекта налогообложения  законодатель увеличил на 20 дней. В  течение двадцати дней после окончания  срока подачи Заявления (30 ноября), то есть до 20-го декабря налогоплательщики  еще имеют право передумать и  изменить свое решение о выборе объекта  налогообложения. Это дополнение на наш взгляд еще раз подчеркивает, насколько важен для налогоплательщика  этот выбор.

Отдельно  о выборе объекта налогообложения  мы поговорим ниже. Итак, выбор сделан. Заполните строку наименование объекта  налогообложения, проставив выбранный  Вами вариант либо «доходы», либо «доходы, уменьшенные на величину расходов».

Следующую строку о величине полученных за девять месяцев текущего года доходов заполняют  только организации, меняющие свой налоговый  режим. Индивидуальные предприниматели, меняющие свой налоговый режим, вновь  созданные организации и вновь  зарегистрированные индивидуальные предприниматели  в этой строке поставят прочерк.

Строку  «Средняя численность работников»  заполняют организации и индивидуальные предприниматели, меняющие свой налоговый  режим. Индивидуальные предприниматели, не имеющие наемных работников, вновь  созданные организации и вновь  зарегистрированные индивидуальные предприниматели  в этой строке поставят прочерк.

Строку  о «Стоимости амортизируемого имущества» должны заполнить только организации, меняющие свой налоговый режим, при  этом в данной строке необходимо проставить остаточную стоимость основных средств  и нематериальных активов, определяемую в соответствии с законодательством  Российской Федерации о бухгалтерском  учете. Остальные налогоплательщики  по этой строке проставят прочерк.

Строку  об «Участии в соглашениях о разделе  продукции» нужно заполнять только налогоплательщикам, меняющим свой налоговый  режим. Вновь созданные организации  и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели эту строку не заполняют.

Итак, заявление  заполнено, заверено подписями и  печатями. Теперь мы отправляемся в  налоговую инспекцию. Не забывайте, что законодатель на предоставление этого заявления в налоговый  орган налогоплательщику, меняющему  свой налоговый режим, дает только два  месяца: с 1 октября до 30 ноября.

Объект  налогообложения - доходы
 
Определение налоговой базы

Чтобы правильно выбрать объект налогообложения, необходимо иметь представление  о том, как исчисляется единый налог при различных налоговых  базах.

Рассмотрим  вариант, при котором объектом налогообложения  являются доходы.

Прежде  всего, определим, что считается  доходами с точки зрения данного  налогового режима.

Согласно  статье 346.15 НК РФ организации при  определении объекта налогообложения  учитывают следующие доходы:

      ¨ доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных  прав, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ;

      ¨ внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.

Следует иметь в виду, при определении  объекта налогообложения организациями  не учитываются доходы, предусмотренные  статьей 251 НК РФ; доходы организации, облагаемые налогом на прибыль организаций  по налоговым ставкам, предусмотренным  пунктами 3 и 4 статьи 284 НК РФ, в порядке, установленном главой 25 НК; доходы индивидуального  предпринимателя, облагаемые налогом  на доходы физических лиц по налоговым  ставкам, предусмотренным пунктами 2, 4 и 5 статьи 224 НК РФ, в порядке, установленном  главой 23 НК РФ.

Индивидуальные  предприниматели учитывают доходы, полученные от предпринимательской  деятельности.

При этом в соответствии со статьей 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).

В соответствии с положениями статьи 346.18 НК РФ:

    ¨ доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с  доходами, выраженными в рублях, при этом доходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов;

    ¨ доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.

При определении  налоговой базы доходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

В случае, когда в качестве объекта налогообложения  выбираются доходы организации или  индивидуального предпринимателя, то налоговой базой признается денежное выражение доходов организации  или индивидуального предпринимателя.

Ставка  при данном объекте налогообложения  равна 6 %.

Определение налоговых платежей

В соответствии со статьей 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта  налогообложения доходы, по итогам каждого отчетного периода исчисляют  сумму авансового платежа по налогу. Налог исчисляется исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с  начала налогового периода до окончания  соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев, года с учетом ранее  исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

При выборе в качестве объекта налогообложения  базы «доходы», вы вправе уменьшить  сумму налога (квартальных авансовых  платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных  работникам пособий по временной  нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

Итак, налогоплательщик, выбравший в качестве налоговой  базы доходы, исчисляет следующим  образом сумму единого налога, которую он должен уплатить в бюджет:

      Þ определяем налоговую базу (денежное выражение доходов),

      Þ находим сумму исчисленного единого  налога (умножаем величину налоговой  базы на ставку налога),

      Þ определяем сумму страхового взноса в пенсионный фонд,

      Þ если в данном периоде были оплаты больничных листов, то определяем сумму  выплаченных пособий по временной  нетрудоспособности,

      Þ определяем сумму единого налога к уплате в бюджет (разница между  суммой исчисленного единого налога и вычетом - страховыми взносами в  Пенсионный фонд и выплаченными работникам пособиями по временной нетрудоспособности, при этом вычет не может быть больше 50% от исчисленного единого налога.

Более подробно о применении в качестве вычета оплаты пособия по временной  нетрудоспособности читайте в разделе  «Оплата больничных листов».

Расчеты необходимо производить нарастающим  итогом.

Пример

Доходы  индивидуального  предпринимателя  Самоделкина О.Р. составили:

- за I квартал 2009 года - 200.000 рублей,

- за I полугодие 2009 года - 500.000 рублей.

Сумма страховых взносов  в Пенсионный фонд РФ составила:

- за I квартал 2009 года - 4.000 рублей,

- за I полугодие 2009 года - 16.500 рублей.

В качестве базы по единому  налогу предприниматель  выбрал доходы.

Исчисленная сумма авансового платежа по единому  налогу за I квартал  равна 12.000 рублей (200.000 х 6%).

Поскольку сумма страховых  взносов в Пенсионный фонд РФ за I квартал 2009 г. (4.000 руб.) составила  менее 50% от суммы  авансового платежа  по налогу (6.000 = 12.000 х 50%), то индивидуальный предприниматель Самоделкин вправе уменьшить авансовый платеж по единому налогу на всю сумму страховых взносов за I квартал.

Таким образом, сумма авансового платежа по единому  налогу за первый квартал, которую должен уплатить предприниматель не позднее 25 апреля 2009 года, равна 8.000 руб. (12.000-4.000).

За  полугодие сумма  авансового платежа  по единому налогу будет равна 30.000 рублей (500.000 х 6%).

Сумма авансового платежа  по единому налогу, подлежащего уплате в бюджет не позднее 25 июля 2009 года, равна 7.000 рублей.

Расчет  следующий: первоначально  уменьшаем рассчитанную сумму авансового платежа на сумму  пенсионных взносов, начисленных за I полугодие, не забывая  о том, что вычет  не может превышать 50% от исчисленной суммы  единого налога (квартального авансового платежа  по единому налогу), в нашем примере - пятнадцати тысяч  рублей.

Соответственно, к вычету принимаем  не фактически начисленные 16.500 руб. пенсионных взносов, а лишь предельно возможную сумму - 15.000 руб.

Далее уменьшаем исчисленную  сумму авансового платежа по полугодию  на сумму уплаченного  за I квартал авансового платежа. В итоге  сумма к уплате составила 7.000 руб. (30.000-15.000-8.000).

Проведя эти несложные расчеты по единому  налогу, не забудьте уплатить и сами пенсионные взносы!

 
Объект  налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов
 

Информация о работе Упрощенная система налогообложения