Устранение двойного налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:54, реферат

Описание работы

Целью написания настоящей работы является изучение международного сотрудничества в сфере налогообложения.
Для реализации поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:
Изучается история развития международного сотрудничества;
Рассматривается классификация международных договоров и соглашений;
Описывается устранение двойного налогообложения.

Содержание

Введение 4
Глава 1. История развития международного сотрудничества 6
1.1. История международного сотрудничества 6
1.2. Первые налоговые соглашения 6
Глава 2. Классификация международных договоров и соглашений 8
2.1. Основные цели международного сотрудничества 8
2.2. Классификация международных соглашений 9
2.3. Классификация международных договоров 11
Глава 3. Устранение двойного налогообложения 14
3.1. Понятие международного двойного налогообложения 14
3.2. Методы устранения двойного налогообложения 16
Практическое задание 22
Заключение 24
Список литературы: 26

Работа содержит 1 файл

Международное сотрудиничество в области налогообложения.doc

— 367.50 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

Введение

 

Интенсивная интеграция российской экономики в мировую в течение последнего десятилетия, развитие международного перемещения лиц, капитала, товаров и услуг привели к возрастанию возможностей по уклонению от налогообложения. Это обстоятельство является серьёзной угрозой для бюджета и, как следствие, для экономической безопасности Российской Федерации. Для обеспечения противодействия и предупреждения нарушений в налоговой сфере необходимо постоянное повышение уровня сотрудничества России с налоговыми органами других государств.

Международные налоговые отношения представляют собой отношения между странами по поводу взаимного урегулирования сфер применения налогового законодательства (налоговой юрисдикции) и другим вопросам налогообложения. Международные налоговые отношения могут регулироваться в одно-, двух- и многостороннем порядке. Такое регулирование необходимо преимущественно в отношении подоходных налогов, рассчитываемых на основе общей суммы доходов налогоплательщиков, включающей и доходы, полученные из-за рубежа (на основе принципа резидентства), что неизбежно вызывает вторжение в налоговую юрисдикцию другого государства.

Регулирование международных  налоговых отношений может проводиться странами в одностороннем порядке — путем издания законодательных актов, определяющих налоговые режимы как для иностранных юридических и физических лиц на территории данной страны, так и для ее юридических и физических лиц, получающих доходы или осуществляющих деятельность за рубежом; или на основе двусторонних и многосторонних международных налоговых соглашений в отношении налогов, имеющих своим объектом сделки, например куплю-продажу товаров, услуг, недвижимости, такое регулирование, как правило, осуществляется в форме издания законодательных актов, а в сфере таможенных пошлин, налогов на доходы и капитал широко применяются налоговые соглашения, дополняющие или заменяющие соответствующие нормы внутреннего законодательства. Особенно важное значение имеют налоговые соглашения, касающиеся налогов на доходы и капитал. Страны — члены ОЭСР практически полностью охвачены сетью таких двусторонних соглашений (некоторые из них заключили между собой дополнительные соглашения об оказании административной и правовой помощи в налоговых вопросах). Страны — участницы Европейского союза в договорном порядке регулируют обложение и другими видами налогов.

Анализ научной литературы по вопросам налогообложения, имеющейся в России, свидетельствует о том, что весьма незначительная ее часть ориентирована на решение проблем международного налогообложения.

Целью написания настоящей работы является изучение международного сотрудничества в сфере налогообложения.

Для реализации поставленной цели в данной работе решаются следующие задачи:

  • Изучается история развития международного сотрудничества;
  • Рассматривается классификация международных договоров и соглашений;
  • Описывается устранение двойного налогообложения.

Объектом исследования данной работы являются международное сотрудничество в сфере налогообложения. Предметом – регулирование международного сотрудничества в сфере налогообложения.

Методы исследования: анализ, сравнение, обобщение.

Теоретической основой  для написания данной работы послужили, законы, указы, постановления, инструкции, регламентирующие порядок осуществления международных сделок и налогообложения, а так же учебная и периодическая литература.

 

Глава 1. История  развития международного сотрудничества

1.1. История  международного сотрудничества

История налогообложения насчитывает тысячелетия. Возможно, налоговые системы ведущих стран именно сейчас достигли пика своего развития, так как никогда в истории они не составляли столь мощную и всеобъемлющую структуру: налоговые органы практически всех стран вооружились компьютерами и содержат службы налоговых расследований, высококвалифицированные юристы и бухгалтеры, разрабатывающие особые схемы и целые программы минимизации налогов и обхода налоговых законов, представляют сторону налогоплательщиков. Налоги играют решающую роль в определении финансовой политики компаний, являются одним из основных предметов международных споров и, как ни парадоксально, иногда становятся смыслом и основой существования некоторых государств. Кроме того, налоги стали одним из наиболее эффективных средств государственного регулирования в сфере международных экономических отношений: для защиты своих интересов развитые государства применяют различного рода ограничения и барьеры, а эффективность внешнеэкономической деятельности этих стран в значительной степени зависит от существующей там сложной и многоступенчатой системы налогов.

Согласно принципам международного права взимание налогов правомерно только тогда, когда субъект или объект налогообложения непосредственно подпадает под действие права государства. Налоговая юрисдикция государства основывается, в первую очередь, на его суверенитете, и каждое государство определяет обязательную для выполнения на всей его территории структуру системы налогообложения, размеры налоговых платежей и порядок их взимания.

1.2. Первые  налоговые соглашения

Первые налоговые соглашения были заключены почти 140 лет назад между Бельгией и Францией (1843) и Бельгией и Голландией (1845) по вопросам административной помощи и обмена налоговой информацией. С 1920-х гг. началось широкое развитие международного сотрудничества по вопросам устранения двойного налогообложения и борьбы против уклонения от уплаты налогов

Первым международным  налоговым соглашением считается  соглашение, заключенное между Францией и Бельгией в 1843 г. Соглашения, заключавшиеся во второй половине XIX в., как правило, ограничивались сферами налогообложения международной торговли, международных перевозок, а также налогообложения наследств и недвижимого имущества. После Первой мировой войны 1914—1918 гг. с повсеместным возникновением и расширением подоходного налогообложения на первый план выходят проблемы избежания двойного налогообложения доходов физических лиц и прибыли юридических лиц, получаемых в результате осуществления предпринимательской деятельности, выходящей за рамки отдельной страны. Вопросы стандартизации и нормализации международных налоговых отношений становятся предметом обсуждения на состоявшейся в Брюсселе в 1920 г. Международной финансовой конференции, а затем в финансовом комитете Лиги Наций. Было подготовлено несколько проектов типовых конвенций (об оказании административной и правовой помощи, об устранении двойного обложения налогами на доходы и капитал, налогами на дарение и наследство). Для разрешения проблем международных налоговых отношений и выработки эффективных методов избежания многократного налогообложения в международных экономических отношениях в 1937 г. была учреждена Международная налоговая ассоциация.

После Первой мировой войны вопросы стандартизации и нормализации международных налоговых соглашений стали предметом международного обсуждения. Впервые эти вопросы обсуждались на состоявшейся в Брюсселе в 1920 г. Международной финансовой конференции, затем в финансовом комитете Лиги Наций. В результате работы комитета, продолжавшейся до 1945 г., было подготовлено несколько типовых конвенций (об оказании административной и правовой помощи, об устранении двойного обложения налогами на доходы и капитал, налогами на дары и наследства).

С 1954 г. Центром международного сотрудничества по налоговым вопросам становится ОЕЭС (с сентября 1961 г. — Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР). Налоговым комитетом ОЭСР были подготовлены Модельная конвенция об устранении двойного налогообложения доходов и капитала (1963 г.) и Модельная конвенция ОЭСР (1977г.), на которых основано большинство всех международных налоговых соглашений, действующих в современных условиях в сфере этих налогов.

В последствии на базе Модельной конвенции ОЭСР (1977 г.) была разработана Модельная конвенция ООН (1980 г.).

В 1980 г. проект Типовой конвенции ООН для  налоговых отношений между промышленно развитыми и развивающимися странами был утвержден в качестве рекомендательного документа ООН. Учитывая обострение международных налоговых отношений в конце 1970-х гг. (особенно между странами этих двух групп), в июне 1980 г. Генеральным секретарем ООН было внесено предложение о создании при ООН межправительственного совета по налоговым вопросам (налоговыми вопросами частично занимается Комитет ООН по транснациональным корпорациям).

Глава 2. Классификация международных договоров и соглашений

2.1. Основные цели международного сотрудничества

Основные цели международного сотрудничества в налоговой сфере - устранение двойного налогообложения  и дискриминации налогоплательщиков. Однако не менее важными являются и другие цели:

  • гармонизация налоговых систем и налоговой политики;
  • унификация фискальной политики и налогового законодательства;
  • разрешение проблем двойного налогообложения;
  • предотвращение уклонения от налогообложения;
  • избежание дискриминации налогоплательщиков-нерезидентов;
  • гармонизация налогообложения инвестиционной деятельности.

Международная экономическая  интеграция обусловила тенденции гармонизации налоговой политики и национального налогового права в зарубежных странах. Гармонизация - это процесс приведения к соответствию и взаимной соразмерности налоговых систем различных государств.

Положение об унификации налогового законодательства членов ЕЭС (Великобритания, Италия, Франция, ФРГ, Испания и др.) было зафиксировано в Римском договоре в 1957 году. В процессе формирования единого рынка эти страны сначала ориентировались на унификацию фискальной политики (в рамках таможенного союза), затем перешли к разрешению проблем двойного налогообложения, предотвращению уклонений от налогообложения и ликвидации условий по налоговой дискриминации.

В ходе согласования налогового законодательства стран-участников ЕЭС  была проведена обязательная и постепенная  унификация взимания косвенных налогов. Некоторые акцизы отменили вообще (на чай, соль, сахар), другие косвенные налоги стали взимать по единым ставкам. В дальнейшем возникла идея постепенно перейти от проведения общей налоговой политики к созданию территории с единым налоговым режимом.

Нормы, касающиеся международных  налоговых отношений, содержатся как в национальных законодательствах государств, так и в заключаемых ими международных соглашениях (рис. 1.).

В национальном законодательстве различных государств нормы, регулирующие международные налоговые отношения, устанавливаются в нормативно-правовых актах соответствующих уровней государственного управления.

2.2. Классификация международных соглашений

Все существующие международные  соглашения, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на две группы:

  • собственно налоговые соглашения;
  • международные договоры, в которых наряду с другими решаются налоговые вопросы.

Рис. 1. Нормы законодательства в сфере международных налоговых отношений.

К налоговым соглашениям  относят:

  • ограниченные налоговые соглашения, основным признаком которых является распространение их действий на конкретный вид налога, конкретную категорию налогоплательщиков;
  • общие налоговые соглашения, которые являются основой большинства действующих налоговых соглашений;
  • соглашения об оказании административной помощи по налоговым вопросам, которые регулируют процессы взаимодействия компетентных органов договаривающихся государств по оказанию взаимной помощи в борьбе с налоговыми нарушениями путем передачи информации, предоставления документов, проведения расследований и обмена опытом.

В силу того, что общие  налоговые соглашения охватывают все  вопросы взаимодействия в сфере  налогообложения государств — участников соглашения и могут дополняться отдельными соглашениями об административной взаимопомощи по налоговым вопросам, они являются более перспективными в отношении развития внешнеэкономической деятельности государств.

Все существующие международные  соглашения, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на две группы (рис. 2.).

Рис. 2. Классификация международных налоговых соглашений.

С тех пор как были выработаны первые налоговые соглашения, многие авторы высказывали свою точку зрения в области оптимизации и стандартизации структуры налоговых соглашений.

2.3. Классификация международных договоров

Международные налоговые  отношения основываются на международном налоговом праве. Международное налоговое право представляет собой совокупность юридических принципов и норм, регулирующих налоговые отношения (международные налоговые отношения). Нормы международного налогового права содержатся в актах налогового законодательства отдельных государств, а также в международных договорах.

Информация о работе Устранение двойного налогообложения