Виды и порядок проведения налоговых проверок в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 21:05, контрольная работа

Описание работы

Целью моей контрольной работы является рассмотрение видов и порядка проведения налоговых проверок в РФ.
Контрольная работа состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассмотрены виды налоговых проверок.
Вторая глава посвящена порядку проведения основных налоговых проверок в РФ – камеральной и выездной.
В третьей главе основные налоговые проверки рассмотрены как наиболее эффективные формы налогового контроля в РФ.

Содержание

Введение………………………………………………………………….. 3
1 Виды налоговых проверок в РФ ………………………………………. 4
1.1 Камеральная налоговая проверка …………………………………… 4
1.2 Выездная налоговая проверка ….…………………………………… 5
1.3 Встречная проверка и метод взаимного контроля………………….. 7
2 Порядок проведения налоговых проверок……………………………. 9
2.1 Порядок проведения камеральной налоговой проверки…………… 9
2.2 Порядок проведения выездной налоговой проверки………………. 12
3 Налоговые проверки как наиболее эффективная форма
налогового контроля ………………………………………………………….

15
Заключение……………………………………………………………….. 19
Список использованных источников……………………………………. 20

Работа содержит 1 файл

налоги и налогообложение.doc

— 100.50 Кб (Скачать)

     Встречная проверка представляет собой сопоставление  разных экземпляров одного и того же документа. НК РФ предоставляет налоговым органам право проведения встречных проверок. В соответствии со статьей 87 НК РФ в том случае, если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). Встречная проверка применяется для документов, оформленных в нескольких экземплярах, – накладных, счетов-фактур и т.п. Экземпляры документа находятся либо в разных структурных подразделениях, либо в разных организациях. В условиях правильного отражения хозяйственной операции разные экземпляры имеют одно и то же содержание. Несовпадение каких-либо показателей или отсутствие одного из экземпляров могут свидетельствовать об укрытии доходов от налогообложения.

     Метод взаимного контроля документов представляет собой исследование различных документов, прямо или косвенно отражающих определенные хозяйственные операции. Учет на предприятии построен таким образом, что, как правило, информация об одних и тех же операциях отражается в различных документах. Одновременно осуществляется проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов. В результате проведения таких мероприятий выявляются неподтвержденные документами операции, учтенные при расчете налогов, либо не полностью учтенные операции. В организациях, ведущих лишь суммарный учет реализации товаров, одним из эффективных приемов выявления признаков укрытия доходов от налогообложения является контрольное сличение остатков. С помощью этого приема в ряде случаев можно документально выявить поступление неучтенных товаров. Для его применения сотруднику налоговой инспекции необходимо иметь по проверяемому объекту инвентаризационные описи на начало и конец периода и документы на оприходование и отпуск товаров.

     Указанные общие приемы налогового контроля применяются  на первом этапе документальной проверки. Для более углубленного контроля над правильностью и полнотой уплаты налогов применяются конкретные приемы проверки по видам налогов, обусловленные порядком расчета объекта налогообложения и налогооблагаемой базы в соответствии с законами и инструкциями по каждому виду налога.

 

       2 ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ  ПРОВЕРОК В РФ 

    2.1 Порядок  проведения камеральной налоговой  проверки 

     «Организация  основного процесса проведения камеральной  проверки – это процессуальные действия по выявлению соответствия заполнения отчетных документов установленным формам налоговых деклараций, расчетов сумм налогов, правильности применения налоговых льгот, наличия необходимых платежных документов, проверка соблюдения установленных сроков уплаты налогов и представления документов, учет поступивших в бюджет сумм налогов и сборов и другое». [10]

      Камеральная проверка начинается после того, как  в налоговый орган представили  налоговую декларацию или расчет. В соответствии с пунктом 2 статьи 88 НК РФ для начала проверки не требуется какого-либо специального решения руководителя налогового органа. Следовательно, камеральную проверку могут провести на основании любой представленной налоговой декларации или расчета.

      Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

      Камеральная проверка проводится уполномоченными  должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, которые в соответствие с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации, если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки. По истечении трех месяцев налоговый орган не вправе требовать от налогоплательщика представления каких-либо документов.

      «ФНС  России в Письме от 07.05.2010 N ШС-37-3/1269@ разъясняет, что законодательство связывает начало проведения камеральной проверки именно с датой подачи декларации. При этом вне зависимости от того, представлена декларация вовремя или с опозданием, три месяца на камеральную проверку отсчитываются со дня подачи. После чего, если не было выявлено нарушений, в течение семи дней инспекция принимает решение о возмещении НДС». [12]

     Процедура проведения камеральных налоговых  проверок в обязательном порядке  выполняется посредством реализации следующих этапов:

     1) проверки полноты представления и заполнения налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных налоговым законодательством РФ;

     2) оценки правильности формирования  налоговой базы и исчисления  сумм налога;

     3) проверки обоснованности заявленных  налогоплательщиком налоговых льгот и налоговых вычетов;

     4) арифметического контроля данных, отраженных в представленных  формах налоговой отчетности;

     5) оценки своевременности представления  налогоплательщиком налоговой отчетности  в соответствии со сроками,  определенными в НК РФ.

     Должностное лицо налогового органа, проводящее камеральную  налоговую проверку, вправе истребовать  у проверяемого лица необходимые  для проверки документы посредством  вручения этому лицу или его представителю  требования о представлении документов. Истребуемые документы представляются в виде копий, заверенных проверяемым лицом. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Однако в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования.

      «Согласно новой редакции п. 1 ст. 93 НК РФ, если требование невозможно вручить лично  под расписку или передать в электронном  виде по телекоммуникационным каналам  связи, оно направляется по почте  заказным письмом. В этом случае требование считается полученным по истечении шести дней с момента направления корреспонденции. Кроме того, указанный порядок будет применяться и при истребовании у налогоплательщика документов о контрагентах в порядке ст. 93.1 НК РФ. А после 1 января 2011 г. в отношении данной процедуры будут действовать правила о невозможности повторного истребования ранее представлявшихся документов, предусмотренные п. 5 ст. 93 НК РФ (новая редакция п. 5 ст. 93.1 НК РФ, п. 8 ст. 10 Закона N 229-ФЗ)». [11]

     В ходе проверки налоговые органы имеют право вызывать налогоплательщиков (плательщиков сборов или налоговых агентов) письменным уведомлением в налоговые органы для дачи необходимых пояснений. Кроме того, если необходимо получить информацию о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанную с иными лицами, налоговый орган может потребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика или плательщика сбора (встречная проверка).

    Если  в ходе камеральной проверки выявляются ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

    Результатом камеральной проверки может быть внесение налогоплательщиком изменений  в представленные налоговому органу документы; вынесение налоговым  органом решения о взыскании  недоимки по налогам, пени и штрафных санкций. В пункте 9.1 статьи 88 НК РФ установлено, что, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация в порядке, предусмотренном статьей 81 НК РФ, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации  прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации. Срок новой камеральной проверки в силу пункта 2 статьи 88 НК РФ отсчитывается со дня представления уточненной налоговой декларации.

    В соответствии пунктом 1 статьи 100 НК РФ в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. Закон связывает составление акта камеральной проверки с окончанием камеральной проверки, но одновременно в законе не устанавливается, что является моментом завершения камеральной проверки.

    Акт камеральной проверки и другие материалы проверки, а также письменные возражения по указанному акту, представленные проверяемым лицом или его представителем, должны быть рассмотрены руководителем или заместителем руководителя налогового органа. Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15-дневного срока для представления налогоплательщиком письменных возражений на указанный акт. 

     2.2 Порядок проведения выездной  налоговой проверки 

     В целях устранения возникших между  налоговыми органами и налогоплательщиками разногласий, а также в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности последних налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

    Выездная  налоговая проверка проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 91 НК РФ выездная налоговая проверка начинается с предъявления проверяющими руководителю предприятия или индивидуальному предпринимателю служебных удостоверений и решения о проведении выездной налоговой проверки. Что касается проверки физических лиц – налогоплательщиков, то в соответствии с пунктом 5 статьи 91 НК РФ доступ должностных лиц налогового органа в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц в случаях, не установленных федеральным законом, или без судебного решения не допускается.

     Налогоплательщик  должен ознакомиться с решением о  проведении выездной налоговой проверки и подписать его с указанием соответствующей даты. Эта дата и является датой начала проведения выездной налоговой проверки и в то же время датой отсчета двухмесячного, а в исключительных случаях, оговоренных в НК РФ, например, при проведении проверок филиалов предприятия, на основании мотивированного решения вышестоящего налогового органа – трехмесячного срока проведения проверки. В соответствии с пунктом 6 статьи 89 НК РФ указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях – до шести месяцев. При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать одного месяца.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 89 НК РФ в рамках выездной проверки проверяется  период, не превышающий трех календарных лет, которые предшествуют году вынесения решения о проведении данных контрольных мероприятий. Теперь данное правило содержит исключение. Если налогоплательщик представит уточненную декларацию, то инспекция назначит выездную проверку периода, за который представлена отчетность. При этом не уточняется, по каким именно налогам будет проводиться проверка: по тем, по которым представлена корректирующая декларация, или по всем налогам за указанный период.

     В ходе выездной проверки для получения свидетельств о произведенных правонарушениях налоговый орган вправе проводить следующие действия:

     - вызывать и допрашивать свидетелей;

     - проводить осмотр помещений, документов  и предметов;

     - производить выемку документов;

     - производить экспертизу с привлечением экспертов и специалистов.

     В пункте 9 статьи 89 НК РФ закреплен закрытый перечень оснований, когда проверка может быть приостановлена. Так установлено, что руководитель или заместитель  руководителя налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

Информация о работе Виды и порядок проведения налоговых проверок в РФ