Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:17, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение водного налога и методов его взимания. Данная тема актуальна, так как данный налог позволяет рационально использовать водные пространства и водные ресурсы, которые являются одним из важнейших ресурсов человечества. Задачами работы является рассмотрение экономического значения и сущности водного налога, порядка исчисления и уплаты водного налога, составления и подачи отчетности по водному налогу.

Содержание

Введение
Глава 1. Экономическое значение и сущность водного налога
1.1. Введение водного налога в налоговую систему РФ
1.2. Основные положения водного налога
Глава 2. Порядок исчисления и уплаты водного налога
2.1. Порядок исчисления водного налога
2.2. Порядок и сроки уплаты водного налога
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Водный налог.docx

— 53.62 Кб (Скачать)

     Обязательным  условием признания водопользования  специальным является использование  устройств и сооружений, также  приведенных в вышеуказанном  приказе МПР России, например сооружений по механическому и самотечному  забору воды из поверхностных водных объектов, плотин, шлюзов и других водорегулирующих сооружений, гидравлических электростанций, мелиоративных систем, судов (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, сплав леса в плотах и кошелях и ряда иных.

     Перечень  видов специального водопользования  подземными водными объектами установлен письмом МПР России от 19.03.1998 № 11-2-19/55 и включает, в частности, добычу подземных  вод для их последующего (непосредственного) использования, извлечение подземных  вод при различных видах использования недр, резервирование водных объектов для обеспечения населения питьевой водой в чрезвычайных ситуациях.

     Письмо  МПР России от 19.03.1998 № 11-2-19/55 не устанавливает  перечень технических сооружений и  устройств, использование которых  является обязательным условием признания  водопользования специальным, и  в данном случае следует ориентироваться  на перечень, утвержденный приказом МПР России от 23.10.1998 № 232, с учетом особенностей деятельности по пользованию подземными водными объектами.

     ВК  РФ и Правилами предоставления в  пользование водных объектов, находящихся  в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 № 383, установлен закрытый перечень видов специального водопользования, на которые не требуется получение лицензии:

     1) использование водных объектов для плавания на маломерных судах;

     2) использование водной поверхности для разовых посадок (взлетов) воздушных судов на водные объекты;

     3) водопользование для пожарных нужд;

     4) забор воды из одиночных скважин  и колодцев с применением бытовых  насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков, при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения;

     5) пользование обособленными водными объектами, которое осуществляется на основании гражданского и земельного законодательства Российской Федерации.

     Поскольку данные виды специального водопользования  не подлежат лицензированию, плата  за пользование водными объектами  в вышеуказанных случаях не взимается.

     Но  по водному налогу, как уже отмечалось, признание лица налогоплательщиком не ставится в зависимость от наличия лицензии, поэтому организации, осуществляющие любой вид специального водопользования, являются налогоплательщиками.

     В то же время почти все нелицензируемые  виды специального водопользования  включены в перечень видов пользования  водными объектами, не признаваемых объектами обложения водным налогом, установленных cm. 333.9 НК РФ. Исключение составляют два вида специального водопользования: забор воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов и пользование обособленными водными объектами.

     Эти виды относятся к специальному водопользованию, но не лицензируются и, на первый взгляд, подлежат обложению водным налогом.

     Но  облагается ли водным налогом физическое лицо, которое осуществляет забор  воды на принадлежащем ему земельном  участке с применением бытовых  насосов из подземных водных объектов или иных технических средств  по механическому или самотечному  забору воды из поверхностных водных объектов?

     Лицензированию  эта деятельность не подлежит, но остается вопрос: относится ли эта деятельность к специальному водопользованию? Однозначного ответа на этот вопрос нормативные правовые акты не дают.

     Понятие «специальное водопользование» (по поверхностным  водным объектам) наиболее полно раскрыто в приказе МПР России от 23.10.1998 № 232, где в числе видов специального водопользования названо пользование  водными объектами или их частью для удовлетворения питьевых и бытовых  нужд населения, а также социальных и лечебно-оздоровительных потребностей населения.

     Что касается специального водопользования  подземными водными объектами, то оно  включает в том числе водопользование для удовлетворения социальных и лечебно-оздоровительных потребностей населения.

     Поскольку деятельность по забору воды физическим лицом все-таки осуществляется с  применением определенных механизмов, ключевым для решения вопроса представляется сочетание «удовлетворение питьевых и бытовых нужд населения».

     Обратимся в связи с этим к действующей  нормативно-правовой базе по этому  вопросу.

     Постановление Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 «Об  утверждении Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации» определяет, что для питьевых и бытовых нужд населения предназначена питьевая вода, то есть вода, прошедшая соответствующую подготовку, или вода в естественном состоянии, отвечающая установленным санитарным нормам и требованиям.

     Требования  к водам, используемым для бытовых  и питьевых нужд, установлены ГОСТ 2874-82 «Вода питьевая. Гигиенические  требования и контроль за качеством».

     В Правилах охраны недр, утвержденных постановлением Гостехнадзора России от 06.06.2003 № 71, установлено, что при использовании  поверхностных и подземных вод  обеспечиваются первоочередное удовлетворение питьевых и бытовых нужд населения, охрана вод от загрязнения и истощения, предупреждение и устранение вредного воздействия горных работ и дренажных вод на окружающую среду.

     Так как под населением понимается совокупность людей, проживающих на определенной территории в данный период времени, то можно сделать вывод, что «удовлетворение питьевых и бытовых нужд населения» представляет собой деятельность, связанную не только с забором воды из водных объектов, но и с подготовкой, предусматривающей доведение воды до требований соответствующего ГОСТ, либо с проверкой на ее соответствие санитарным нормам и правилам, причем деятельность, направленную на удовлетворение питьевых, бытовых, социальных и лечебно-оздоровительных нужд и потребностей населения, но не конкретного физического лица.

     На  этом основании забор воды физическими  лицами для «личных» питьевых и бытовых  нужд, а также для удовлетворения «личных» социальных и лечебно-оздоровительных  потребностей, к специальному водопользованию  не относится и, следовательно, обложению водным налогом не подлежит.

     Но  с другой стороны, не признается объектом обложения водным налогом предусмотренный подпунктом 13 п. 2 ст. 333.9 НК РФ забор воды из водных объектов, в том числе для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков, земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, принадлежащих гражданам.

     Таким образом, можно сделать заключение, что глава 25.2 НК РФ рассматривает  физических лиц в качестве налогоплательщиков, осуществляющих водопользование с  использованием технических средств (специальное водопользование), освобождаемых от уплаты водного налога при заборе воды в вышеуказанных целях и привлекаемых к его уплате при заборе воды в иных целях.

     Что касается обособленных водных объектов, то данная категория объектов относится  к недвижимому имуществу и  является составной частью земельного участка, а отношения по поводу пользования  обособленными водными объектами  регулируются земельным и гражданским законодательством.

     При этом, плата за обособленные водные объекты должна уплачиваться в соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате  за землю».

     В аналогичном порядке решается вопрос об использовании обособленных водных объектов для добычи полезных ископаемых (в частности, на карьере, заполненном  водой). При этом необходимо заключение МНР России о том, является ли объект, заполненный водой, обособленным водным объектом.

     Таким образом, фактически уплачивать водный налог будут организации и  физические лица, осуществляющие специальное  пользование водными объектами, подлежащее лицензированию.

     Что же касается особого водопользования, которое может осуществляться только на основании лицензии, то плата за пользование водными объектами в этом случае в настоящее время не взимается, и поэтому привлечение к уплате водного налога водопользователей, которым водный объект (или его часть) предоставлен в особое водопользование, является новацией главы 25.2 НК РФ.

     Вместе  с тем в соответствии со ст. 333.9 НК РФ объектом обложения водным налогом  не признается особое пользование водными  объектами, осуществляемое в целях  обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства.

     Расшифровка видов особого пользования водными  объектами приведена в ВК РФ: в  отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, особым признается водопользование для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, для иных государственных и муниципальных нужд по решению Правительства РФ, а в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, — для государственных и муниципальных нужд — по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     Из  вышеизложенного следует, что лица, осуществляющие особое водопользование  в иных целях (то есть за исключением  обеспечения нужд обороны страны и безопасности государства), будут уплачивать водный налог.

     Наиболее  существенным отличием водного налога от платы за пользование водными  объектами является исключение из объектов обложения водным налогом сброса сточных вод в водные объекты.

     На  первый взгляд, действующая в настоящее  время система ресурсных платежей предполагает двойное обложение при осуществлении сбросов сточных вод в водные объекты, а именно: платой за пользование водными объектами и платой за негативное воздействие на окружающую среду3. Вместе с тем отличие этих платежей заключается в том, что первый вид платежа взимается исходя из объема сточных вод независимо от слагающих их компонентов, а второй вид платежа исчисляется исходя из количества вредных компонентов, сбрасываемых в том числе в составе сточных вод. Тем не менее законодатель исключил сброс сточных вод из объектов обложения водным налогом.

     Остальные объекты налогообложения, приведенные  в ст. 333.9 НК РФ, практически повторяют объекты налогообложения, указанные в Федеральном законе «О плате за пользование водными объектами»:

     — забор воды из водных объектов;

     — использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

     — использование водных объектов без  забора воды для целей гидроэнергетики;

     — использование водных объектов для  целей лесосплава в плотах и кошелях. Вместе с тем имеются и отличия.

     Глава 25.2 НК РФ особо определяет, что удовлетворение потребностей гидроэнергетики в  воде должно осуществляться без забора воды.

     Кроме того, не раскрыты виды использования  акватории водных объектов, признаваемые объектом обложения водным налогом  и поименованные при характеристике объектов обложения платой за пользование водными объектами: добыча полезных ископаемых, организованная рекреация, размещение плавательных средств, коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования, проведение буровых, строительных и иных работ. Законодатель пошел по другому пути: определил перечень видов использования акватории водных объектов, которые объектом платы не признаются.

     По  сравнению с платой за пользование  водными объектами ст. 333.9 НК РФ увеличивает (с 12 до 15) число видов водопользования, не признаваемых объектом налогообложения.

     Включение в перечень видов водопользования, не признаваемых объектами налогообложения, забора из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод явилось следствием технического переноса соответствующей нормы из статьи Федерального закона «О плате за пользование водными объектами», посвященной определению плательщиков платы за пользование водными объектами.

Информация о работе Водный налог