Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:02, курсовая работа

Описание работы

То, что проблема водных ресурсов – один из ключевых глобальных вызовов сегодня, в каких-то специальных доказательствах уже не нуждается. Однако, похоже, это не относится к России. «Сегодня изменилась сама парадигма использования водных ресурсов, – подчеркнула Марина Селиверстова, руководитель Федерального агентства по водным ресурсам. – Изменились права собственности на водные ресурсы. Объекты водного хозяйства распределены по разным министерствам, имеют разную форму собственности. На сегодня водного хозяйства как отрасли не существует».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1: ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И СУЩНОСТЬ ВОДНОГО НАЛОГА
Введение водного налога в налоговую систему РФ………………………..5
Основные положения водного налога……………………………………….8
ГЛАВА 2: ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ВОДНОГО НАЛОГА
2.1 Порядок исчисления и уплаты водного налога…………………………...13
2.2 Составление и подача отчетности по водному налогу…………………...22
ГЛАВА 3: ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВОДНОГО НАЛОГА
3.1 Анализ взимания водного налога и изменения в Налоговом Кодексе................25
3.2 Пути совершенствования водного налога…………………………………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………...39
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………...41

Работа содержит 1 файл

моя работа.docx

— 64.11 Кб (Скачать)

землеройной, буровой, грузоподъемной, другой спецплавтехники при выполнении строительно-монтажных, изыскательских, дноуглубительных, разгрузочно-погрузочных (кроме транспортных и по предотвращению вредного воздействия вод), строительство и эксплуатация сооружений, подводных коммуникаций, прокладка кабелей, строительство мостов, подводных переходов газопроводов, продуктопроводов и других работ, добычи полезных ископаемых из недр, торфа и сапропеля со дна водного объекта;

судов и других плавательных средств (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, а также  сплав леса в плотах и кошелях.

Изменения в Водном Кодексе

В советский период наблюдалось  потребительское отношение к  водным ресурсам как к даровому и  неисчерпаемому благу. Исключением  являлась кратковременная и ограниченная плата за орошение. Она взималась в 20-е годы, а затем в 1949 - 1956 гг. Причем получаемые средства вкладывались в мероприятия по борьбе с вторичным засолением земель. Но низкая доходность колхозов и совхозов, рост их задолженности по плате за воду привели к отмене этой платы. Лишь с 1982 г. промышленные предприятия начали платить за забор воды из водохозяйственных систем.

С переходом на рыночные отношения российское законодательство утверждает в качестве важного условия  платность водопользования (как  и других видов природопользования). Поэтому важной обязанностью водопользователей  является своевременное внесение платежей, связанных с пользованием водными  объектами. Такова была позиция законодателя, закрепленная в принятом в 1995 г. Водном кодексе РФ.

16 мая 2008 года группа  депутатов Государственной Думы  Федерального Собрания Российской  Федерации внесла в Совет Государственной  Думы проект Федерального закона "О внесении изменений в  Водный кодекс Российской Федерации  и отдельные законодательные  акты Российской Федерации" (далее  - законопроект), разработанный во  Фракции КПРФ. Законопроект изложен  на 27 страницах и предусматривает  внесение изменений в семь  федеральных законов.

Законопроект подготовлен  с учетом заключения Правительства  Российской Федерации и содержит положения, направленные на приведение отдельных положений Водного  кодекса Российской Федерации (далее  Кодекс), Федерального закона "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" и внесенных этим Федеральным  законом изменений в смежные  отрасли законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации, а также на устранение недостатков  и внутренних противоречий в Водном кодексе Российской Федерации, рассогласованности между Федеральным законом "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" и Водным кодексом Российской Федерации.

Целью настоящего законопроекта  является правовое обеспечение безопасного  состояния водных объектов, в первую очередь источников водоснабжения  питьевого назначения, и безопасного  для здоровья граждан пользования  ими, а также конституционных  прав на свободный и бесплатный доступ граждан к воде.

Одной из важных задач законопроекта  является устранение противоречия Кодекса  и Закона Российской Федерации "О  недрах" пункту "к" статьи 72 Конституции  Российской Федерации и традициям  российского законодательства, в  соответствии с которыми водное законодательство является самостоятельной отраслью законодательства и поэтому подземные  воды всегда признавались водными объектами  и включались в единый водный фонд. Кодекс не устанавливает порядок  определения права собственности  на подземные водные объекты, предоставления и прекращения права пользования  этими водными объектами для  целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также использования  и охраны подземных водных объектов и отсылает к несуществующим нормам законодательства о недрах (статьи 8, 9, 10, 43, 59). Устранение этого противоречия - одно из условий создания единого  и ответственного органа управления использованием и охраной как  поверхностных. так и подземных водных объектов. Законопроектом предусматривается исключение из Кодекса положений, установленных статьями 8, 9, 10, 43, 59 в отношении подземных водных объектов, отнесение к законодательству о недрах вопросов регулирования использованием подземных вод, содержащих полезные ископаемые, лечебные природные ресурсы или тепловую энергию.

Законопроект дополнен главой об экономическом регулировании  отношений в области использования  и охраны водных объектов, в которой  установлены принципы экономического регулирования отношений в области  использования, восстановления и охраны водных объектов; объекты платы за пользование водными объектами; принципы определения ставок платы  за пользование водными объектами; порядок финансирования бассейновых (федеральных) программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; порядок определения приоритетов в финансировании программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов; принципы экономического стимулирования рационального использования, восстановления и охраны водных объектов. Необходимость в дополнении Кодекса этими положениями для специалиста очевидна, так как они определяют единый порядок платности водопользования, финансового обеспечения программ и мероприятий по восстановлению и охране водных объектов от загрязнения водных объектов и истощения водных ресурсов.

Законопроект предусматривает  свободный и бесплатный доступ граждан  к водным объектам. Этот документ содержит правовые нормы по охране водных объектов в случае сброса сточных и дренажных вод, положения об ограничении использования водных объектов для добычи песка, гравия и других общераспространенных полезных ископаемых со дна водных объектов, в нем определены обязанности собственников водных объектов принимать своевременные меры по предотвращению загрязнения и засорения водных объектов, истощения водных ресурсов, а также осуществлению мероприятий по их восстановлению и охране.

В отношении подземных  вод законопроектом предлагается провести разграничение сфер действия между  законодательством о недрах и  водным законодательством на основании  положений главы 26 Налогового кодекса  Российской Федерации, в соответствии с которыми только "подземные  воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и (или) природные  лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды" объявлены  видами добытых полезных ископаемых и объектом налогообложения.

Инициаторы законодательной  инициативы считают, что принятие данного  законопроекта позволит укрепить законодательную  базу, регулирующую отношения в области  управления использованием, восстановлением и охраной водных объектов, направленные на обеспечение рационального использования, восстановления и охраны водных объектов и водных ресурсов, а также на защиту прав граждан на охрану здоровья, благоприятную водную среду, свободный и бесплатный доступ граждан к водным объектам.

3.2 Пути совершенствования водного налога

 

В последние годы идет активный процесс формирования правовой базы в сфере водного хозяйства.

Важнейшим правовым актом  в данной сфере является Водный кодекс РФ. Уже несколько лет ведется  подготовка новой редакции этого  закона. Его последняя редакция вызвала  бурные споры, неоднозначную реакцию  в кабинетах законодательной  власти, неравнодушную реакцию граждан. Не прекращаются споры и после  того, как 5 апреля 2006 г. Государственная  Дума приняла проект Водного кодекса  РФ в третьем чтении.

Последняя редакция проекта  Водного кодекса РФ, в принципе, как и предыдущие, вызвала тревогу  у большинства специалистов, экспертов, общественных организаций работающих в области природоохраны, а также большинства активного населения нашей страны. Их вывод однозначен.

В случае принятия законопроекта, он существенно ослабит роль государства  в управлении важнейшим национальным ресурсом нашей страны - пресной  водой. Закон фактически передаст водное богатство нашей страны в свободный  неконтролируемый рынок, ущемит конституционное  право граждан на доступ к воде и безопасное питьевое водоснабжение

При разработке проекта Водного  кодекса РФ Минэкономразвития использовало опыт зарубежных стран.

Одним из самых совершенных  считается законодательство Франции. Принятый в 1964 г. Закон о воде действует по сей день. Вся территория страны разбита на шесть гидрографических бассейнов, в каждом из которых были созданы свои водные парламенты и бассейновые агентства. На территории Англии и Уэльса также действует централизованная система управления водными ресурсами.

В Испании Водный закон  от 1985 г. объявил все водные ресурсы  государственной собственностью и  установил, что за право пользования  ресурсами должна взиматься плата. Платежи начисляют за общественное водопользование, за водозабор, за загрязнение  воды.

Водное законодательство США регулируется законами отдельных  штатов. В некоторых из них действует  принцип старшинства по времени  права водопользования, в связи с чем промышленные предприятия вынуждены выкупать "водные права" у их традиционных обладателей - фермеров.

В Германии полномочия по управлению водными ресурсами распределены между федеральным правительством и правительствами земель.

В декабре 2000 г. Евросоюз принял Рамочную директиву по воде, в которой  обобщены все самые современные  подходы к управлению водными  ресурсами. Основополагающим принципом  этого документа является обеспечение  охраны, улучшения и восстановления всех поверхностных водных объектов. Целью Водной директивы является достижение до "удовлетворительного  экологического состояния" европейских  рек, озер и морей к 2015 г.

"У петербуржцев самым  большим спросом пользуются участки  земли с береговой линией.

В среднем они в полтора  раза дороже участков, расположенных  в лесной зоне. Заявление о том, что при продаже земельного участка  его покупатель будет иметь возможность впоследствии приватизировать озеро, обязательно поднимет его цену. Самыми популярными среди покупателей загородной недвижимости является вся Карелия до Выборга, берег Ладоги, Призерское и Выборгское направление".

На заметку:

Страны, в которых водные ресурсы находятся исключительно  в государственной собственности:

Болгария, Венгрия, Словения, Кипр, Индонезия, Вьетнам, Китай, Киргизия, Украина, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Турция, Румыния, Македония.

Страны, в которых наряду с государственной предусматривается  частная и муниципальная собственность  на водные ресурсы:

Великобритания, Мексика, Германия, Литва, Канада, Андорра, Туркменистан и  Молдавия.

Комитет по экологии Законодательного Собрания Нижегородской области (ОЗС) на заседании 17 апреля принял решение  о вынесении на рассмотрение ОЗС  вопрос о внесении изменений в  Водный кодекс РФ в части уточнения  нормативов качества сбрасываемых сточных  вод в водные объекты, расположенные  в зонах, округах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Как передает корреспондент, в ходе заседания руководитель аппарата комитета по экологии Павел Миронов  отметил, что Водный кодекс РФ с 2007 года фактически отменил все ранее  действовавшие законодательные  акты, которые содержали нормы, регулирующие водные отношения, в том числе  и водохозяйственную деятельность по сбросу сточных вод.

"На сегодня кодекс  запрещает сброс любых сточных  вод во всех трех санитарных зонах источников водоснабжения и зонах округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, что практически не выполнимо для абсолютного большинства промышленных предприятий, так как предусматривает бессточную технологи производства, - подчеркнул Миронов. - При этом почти каждый хозяйствующий субъект, находящийся в граница зоны и сбрасывающий очищенные до утвержденных параметров и санитарно-эпидемиологических норм сточные воды во второй и третьей зонах, знает о санитарных ограничениях по сбросу и стремится их выполнить. Действующая же редакция кодекса будет вынуждать предприятия либо останавливать свою деятельность, либо идти на прямые нарушения норм федерального законодательства".

Экологи Крыма выступили  против проведения авторалли на полуострове (Украина).

Крымская республиканская  ассоциация "Экология и Мир" (КРАЭМ) обратилась к Генеральному прокурору  Украины, Керченскому межрайонному природоохранному прокурору, министру ООПС Украины, начальнику Государственной  службы заповедного дела Министерства охраны окружающей природной среды  Украины, председателю рескома АРК по охране природной среды с просьбой срочно принять меры и не допустить проведения на территории Ленинского района полуострова авторалли. Об этом корреспонденту сообщили в пресс-службе КРАЭМ.

Грязевое озеро Чокрак является лечебным озером, охраняется как объект общегосударственного значения в соответствие с "Водным Кодексом Украины". Здесь отмечены редкие виды птиц, занесенные в Красную книгу Украины. Проведение авторалли по предполагаемому организаторами маршруту в мае приведет к беспокойству значительного числа животных (птиц и рукокрылых), занесенных в Красную книгу Украины, уничтожению гнезд и птенцов, нарушению водного режима лечебного озера Чокрак. Будут нарушены законы Украины "О Красной Книге", "О животном мире", "О защите животных от жестокого обращения", международные соглашения: "Конвенция об охране дикой флоры и фауны и природных местообитаний в Европе", "Конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных", "Соглашение о сохранении летучих мышей в Европе".

Информация о работе Водный налог